Проблемы этногенеза в истории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

До конца 20в. в гуманитарных науках преобладали описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось, как закрытая система. С конца 20в. начался переход к динамическим моделям, которые изучают общество, как открытую систему, т.е. во взаимодействии с биосферой, космосферой и даже тем, что находится за природой (Абсолютом или Богом).
В современной исторической науке есть две модели динамического порядка:
теория социальной пассионарности;
теория социокультурной динамики и генетики общества.

Файлы: 1 файл

Istoria.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

В результате преобладания соборных элементов власти над авторитарными  древнерусское государство(Киевская Русь) не было самодержавным, а являлось государством раннего соборного идеала.

Идеология и человек Киевской Руси.

Роль идеологии в средневековом  государстве выполняла религия. К моменту образования Киевской Руси восточные славяне не успели создать своей наднациональной  мировой религии, но Русь находилась на границе западного и восточногго миров, где встречались различные народы и их религии.

Ранжирование мировых религиозных  учений



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обретение идеологии восточными славянами  было делом выбора среди существовавших в мире религий. Этот выбор был осуществлен внуком княгини Ольги князем Владимром Святославовичем(Красное Солнышко)(980-1015г.г.). Его духовный выбор состоял из 3-х конкретных выборов:

1)Между древними верованиями  восточных славян и мировыми  религиями в пользу первых. В 980г. он провел языческую религиозную реформу, в ходе которой был создан объединенный пантеон богов из 6-ти языческих восточнославянских божеств(Перун, Дажьбог, Хорс, Стрибог, Семаргл, Мокошь). Но эта реформа не принесла успеха, т.к. в язычестве объектом религиозного поклонения является природа, а почитание каждым племенем и даже родом определенной природной стихии не содействовало духовной интеграции большого общества.

2) между восточными(буддизм и  ислам) и западными(христианство) мировыми религиями. В 986г. Владимир пригласил миссионеров от мировых религий, представителей от буддизма он не приглашал, хотя древнерусские купцы доходили до Индии, а буддийский монахи иногда появлялись на Руси. Буддизм возник в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии. Его священная книга – Трипитака(три корзины законов). Буддизм как и другие индийские религии ориентирует человека исключительно на потусторонний план бытия, признавая земную жизнь иллюзией. Такая ориентация не соответствовала мироощущению относительно молодого восточно-славянского этноса, т.к. он в 10-11в.в. находился на инерционной стадии этногенеза, а значит испытывали еще в значительной степени привлекательность природных форм жизни и потому призывы буддистов отказаться от земной жизни ради потусторонних далей были для них не воспринимаемы. Ислам возник в 7в. в Аравии среди бедуинов(кочевников степи)(Коран). Ислам обладает спецификой в толковании Бога. Мусульманский Бог Аллах с одной стороны проявляется в материальном мире через откровения пророков, а с другой стороны он абсолютно потусторонен этому миру(«Нет ничего подобного ему»), поэтому даже правоверный не способен после смерти достичь собственно божественной сферы бытия, но он попадает в рай, который находится хотя и на самом последнем(7-м) ярусе(небе), но материального космоса. Такое понимание Бога так же не соответствовало мироощущению восточных славян, т.к. испытывая сильное земное притяжение, они в конечном итоге мечтали о потусторонних далях. Христианство возникло на ближнем востоке, в восточной провинции римской империи – Палестине в начале н.э. Оно возникло среди еврейского народа и начинало свою историю, как секта в иудаизме, а значит иудаизм и христианство генетически связаны. Иудаизм формировался со 2-го века до н.э. по 12-й в. Его священная книга – Танах(ветхозаветные книги Библии), как священного писания христиан, т.е. иудаизм один из идейных источников формирования христианства. Однако иудаизм и христианство имеют этнические основания. Иудаизм – этноцентричен, т.к. главной его идеей является мысль о предпочтении богом евреев другим народам и потому это национальная религия. Христианство же полицентрично, т.к. Иисус Христос рассматриваетс, как спаситель всего человечества. В христианстве имеет место специфика втолкования Бога. В нем впервые отчетливо на основе иудаизма сформулирована идея личного Бога, критериями которого являлись воля и способность к творению. Конкретным проявлением личного Бога является феномен Бога-человека(Иисуса Христа), под которым понимается вся полнота как божественной, так и человеческой природы. Такое понимание Бога полностью соответствовало мироощущению восточных славян, т.к. давало возможность проявиться в земной истории и не закрывало божественную перспективу. Поэтому Владимир остановил взор на Христианстве, но в нем в конце 4-го в., в связи с распадом Римской империи, обозначилось два направления: западное Христианство – Католицизм и восточное Христианство – Православие. Поэтому перед Владимиром встал третий выбор между Католицизмом и Православием.

Католическая церковь с самого начала истории(с конца 4-го в.) всю энергию обратила на овладение искусством управления людьми и потому Христианство к Католицизму воспринимается, как богооткровенная программа социального устройства, т.е. акцент делается на освоение человеком окружающего мира. Целью истории католицизма считается построение царства божьего на Земле. Организационно католическая церковь строится на принципе жесткой централизации(она одна в мире), т.е. у нее единый центр и единый глава – Римский папа, воспринимаемый в качестве наместника Бога на Земле. Богослужению в католицизме до конца 20-го в. осуществлялось на интернациональном латинском языке.

Православная церковь всю энергию  обратила на борьбу за чистоту христианской веры, и потому христианство православию понимается, как путь к спасению человека через нравственное совершенствование под  Богом, т.е. акцент делается на духовность человека, на его внутренний мир. Целью истории православия считается построение царства божьего в душе каждого врущего. Православная церковь – это федеративный союз самостоятельных церквей(их много). Глава православной церкви – патриарх – это лишь первый среди других равных ему по божественному достоинству священнослужителей. Богослужение в православии проходит на национальных языках.

Из этих двух направлений Владимир в 988г. выбрал Православие в силу ряда причин:

1)в католической средневековой  западной Европе имело место  превосходство высшей духовной  власти над светской, такая конфигурация властей не устраивала Владимира, устремившегося к повышению престижа великокняжеской власти;

2)на выбор православия сказались  не решения князя, а действия  принципа, на основе которого  строится отношение как между  отдельными людьми, так и целыми  народами. Это принцип комплиментарности , т.е. подсознательного ощущения симпатии  или антипатии между людьми и народами. При выборе Православия стрелка компаса общественного сознания и психологии восточных славян повернулось в сторону Византии, т.к. византийские и восточно-славянские этносы были ровесниками и у них сложились давние и прочие экономические, политические и культурные контакты.

Христианизация Руси имела неоднозначенное пследствия, с одной стороны она сообщила руси ее объединяющие и целелеза=ующие свойства. Объединяющая рль православия в том, что на его основе юыди объедены 5-ть этносов на восточно-европейской равнине и прилегающих территориях(восточные славяне, угры, балты, некоторые тюркоязычне племена и северокавказские народы). Цивилизующая роль православия проявилась в том, что русь через византию вошла в сообщество мировых цивилизаций. Из Византии на Русь пришли письменность, книжность. Архитектура, иконопись и другие пласты духовной культуры. С другой стороны православие сблизив Русь с Византией, отдалило ее от католической западной Европы, которая с 13-14в.в. превращается в передовой регион мира. Византия с начала 13в. пойдет под свой исторический уклон и Русь будет обречена на противостояние с католическим западом.

Самым негативным последствием было то, что в истории России возникли первые элементы социального раскола, т.к. оно(крещение) явилось для большей части населения насильственным актом, а значит эта часть населения продолжала исповедовать языческую традицию, в то время как ближайшее окружение Владимира почитало христианских святых и апостолов, т.е. в менталитете древнерусского человека сложился такой феномен, как двоеверие.  Таким образом начальные этапы движения отечественной истории свидетельствовали о его межцивилизационном характере.

Восточно-славянский этнос в 10-13 в.в.

Расцвет древнерусской цивилизации.

Угасание древней Руси.

Со второй половины 10-го по середину 12-го в.в. наблюдался цивилизационный  взлет Руси в силу действия ряда факторов:

1) экономический – на территории восточно-европейской равнины протекали две основные водне магистрали: Вожский и Волховско-Днепровский речные пути. До середины 10 в. ведущая роль принадлежала Волжскому пути, на котором располагались соседние по отношению к Киевской Руси государства: Волжская Булгария и Хазарская держава. В ходе военных походов князя Святослава в 964-964г.г. была значительно ослаблена Волжская Булгария и разгромлена Хазария. После этих событий центр мировой торговли, ранее располагавшийся на волжском пути, переместился на волховско-днепровский(путь из варяг в греки). Овладение восточными славянами этим центром и подготовило экономические предпосылки для расцвета Руси.

2) цивилизационный – из двух тенденций мирового развития: прозаподнической и восточной(провизантийской) Русь выбрала вторую. Провизантийская тенденция своими истоками уходила в историю древней Греции, в рамках которой особняком стоит эллинистический период(2-я половина 4-го – конец 1-го в.в. до н.э.). Начало этому периоду положило поход Александра Македонского на восток, в ходе которых была создана первая в истории Европы многоэтническая империя. В нее вошли народы Балканского полуострова, островов Эгейского моря, северной Африки, малой Азии, южных районов средней Азии и южной Азии по реке Инд.  Эта империя была империей великой личности и потому со смертью Македонского в 323 г. до н.э. она распалась на ряд самостоятельных государств(Македония, Иран, Египет и т.д.). Период древнегреческой истории с 323г. до н.э. по 30-й г. до н.э.,  когда Рим завоевал последнее независимое государство – Египет, называется эпохой эллинизма. Следует различать понятия эллин и эллинизм. Эллин – это самоназвание греков, а понятие эллинизм возникло в 19в. и означает подражаю грекам. Феномен эллинизма означал собой синтез греческой и национальной восточной культуры. Он проявился в образовании эллинистических территориальных монархий(смотри названия государств выше). В них были синтезированы с одной стороны элементы греческих полисов, т.к. города в монархиях обладали широкой автономией, а с другой стороны в них власть принадлежала одному лицу не ограниченному законами, т.е. элементы восточной деспотии.

В эпоху эллинизма произошло  разбавление, начавшее формироваться  в древней Греции античной цивилизации  элементами восточной исторической культуры. Это влияние востока  испытало на себе наследница древнегреческой цивилизации – Византия, которое будет транслировано на древнюю Русь.

Прозападническая тенденция своими истоками уходила в историю древнего Рима, в рамках которой была создана вторая в истории Европы многоэтническая империя, в которую входили народы от порогов Нила на юге до Британских островов на севере, от Гибралтара на западе до Дуная на востоке. Если империя Македонского была империей великой личности, то Римская империя – империей великого народа, создавшего высокую городскую культуру, Римское право, как право частной собственности и технологию современного строительства. Однако влиянию римской культуры в пределах империи не поддались два небольшие народа(Иудеи и Христиане). На основе христианства сложится третья в истории Европы многоэтническая империя – Священная Римская империя.

Первой записанной книгой христиан была «Откровение святого Иоанна»(«Апокалипсис»), в соответствии с идеями которой первохристиане ждали скорого конца света и второго пришествия Христа, поэтому они не стремились закрепиться в земной истории, у них не было идеи о создании собственного государства на Земле(теократия). Ситуация в христианстве изменилась в 4в., тому содействовали:

1)при римском императоре Константине(306-337 г.г.) была объявлена веротерпимость по отношению к ристианам.

2)при римском императоре Феодосии(379-395 г.г.) христианство было объявлено государственной религией Римской империи, т.е. языческое государство перед духовной мощью христиан. С этого времени появился теократическая идея в двух формах соответственно двум частям, на которые в 395 г. распалась  Римская империя: на западно-римскую и восточно-римскую(византийскую) империи. В западно-европейской части распавшейся Римской империи утвердится первая форма теократической идеи – идея папской теократии. На ее основе в средневековой западной Европе реализуются римско-католическая модель социально-исторического движения. Ее духовным стержнем был католицизм, а социально-политическим стержнем было исключительное государственное значение римских пап. В 4-5 в.в. Римская империя распалась прежде всего в результате нашествия варварских (германо-язычных) племен, которые сумели в ее пределах создать свои королевства(Вестготы в Испании, Остготы в Италии, англов и саксов – в британии). В условиях нашествия варваров и распада римской государственности только католическая церковь оказалась силой, способной к управлению обществом. Ее иерархи выполняли не только духовные, но и военные, экономические, социальные и др., что способствовало возвышению власти римских пап надсветской власти. На основе такой конфигурации областей и сформировалась Священная римская империя. Предпосылками для ее создания было распространения католицизма среди германских племен. Первыми из них его приняли в 4в. готы, а в 5в. наиболее многочисленные и вонственные племена – франки, которые сумели в конце 5в. на его основе объединить варварские королевства в единой франское государство. Его основателем был Хлодвиг. Свое начало священная империя брала в середине 8в., когда возник союз между католической церковью  и франским государством, которое на рубеже 9в. при Карле Великом стала империей. В ней римские папы сознательно уходили в тень императорской власти, т.к. опираясь на военную мощь империи они продолжали распространять каталицизм в западной Европе(к рубежу 9в. он достиг пределов Британии и Испании). Ситуация во взаимоотношениях высшей светской и духовной властей изменилось в середине 9в., когда при внуках Карла Великого Франкская империя распалась и на ее развалинах стали возникать современные западноевропейские государства(Франция, Германия и Италия). Наиболее слабой из них была Италия, чем воспользовалась Германия. В 962г. германский король Оттон 1-й перешел Альпы, захватил северную и среднюю Италии, включил их в состав Германии – так возникло первая германская империя, которая в средние века называлась Священной Римской империей. В ней первоначально германские императоры назначали римских пап и других священнослужителей. Но в середине 11в. римские папы отвоевали право быть выбираемыми на съезде кардиналов, а затем право самим назначать священнослужителей. А в начале 13в. при Иннокентиии 3 все западные европейские короли и императоры признали себя вассалами римского папы.

Превосходство высшей духовной власти над светской в средневековой западной Европе способствовало формированию минимального правового пространства, т.к. здесь господствовало каноническое право, как право управления, носителями которого были иерархи католической церкви, а его источником – Библия. В результате на христианском западе управление обществом основывалось пусть и на божественных, но законах.

Другой была траектори исторического  движения средневековой восточной  Европы – Византии, где утвердилась  вторая форма теократической идеи –  идея императорский теократии. На ее основе на христианском востоке реализовалось византийская модель исторического движения. Ее духовным стержнем было православие, а социально-политическим стержнем было исключительное церковное значение византийских императоров, т.к. Византия представляла собой уникальный пример в мировой истории, ибо выбрав единажды монархический принцип правления, она ни разу на протяжении своей тысячилетней истории(конец 4-го – середина 15в.в.) не отказалась от своей формы правления. Византийская концепция власти сложилась на основе трех исторических традиций(классической греческой, римской, иллинистической). От античной Греции Византия первоначально унаследовала демократические институты в лице совета старейшин и органов городского самоуправления, которые придавали силу законности и авторитета императорской власти, но в 6-10в.в. произошел постепенный отход от демократических обычиев, что проявилось во вступлении на престол первого лица -  до 10в. императора провозглашал народ на ипподроме, а с 10в. их стали венчать на царство, как божьих избранников  в Софийском соборе. И они получили титул базилевса(царя) и автократора(самодержца). И тем самым народ был отстранен от управления государством.

От древнего Рима Византия унаследовала идею почитания императорской власти, но ни самой личности императора и потому в Византии не было законов о престолонаследовании. Из 109 византийских императоров только 34 умерли своей смертью.

От эллинистического мира Византия восприняла идею обожествления императорской власти. Это проявилось в том, что константинопольские патриархи всегда находились в политической зависимости от императора. Такая конфигурация властей блокировала воспроизводство даже минимального правового пространства, т.к. источником законотворчества на христианском востоке был император, а потому управление обществом на христианском востоке основывалось на его воле и капризе.

Римско-католическая и византийская модели исторического движения европы представляли собой соответственно западный и восточный полюсы развития древней Руси.

а)время правления Владимира Святославовича(980-1015г.г.), при котором в ходе христианизации Руси был задан провизантийский вектор ее развития на уровне решения лишь первого лица;

Информация о работе Проблемы этногенеза в истории России