Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:07, контрольная работа
До конца 20в. в гуманитарных науках преобладали описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось, как закрытая система. С конца 20в. начался переход к динамическим моделям, которые изучают общество, как открытую систему, т.е. во взаимодействии с биосферой, космосферой и даже тем, что находится за природой (Абсолютом или Богом).
В современной исторической науке есть две модели динамического порядка:
теория социальной пассионарности;
теория социокультурной динамики и генетики общества.
Со смертью царя Федора государство оказалось как бы ничьим. В этих условиях общество пришло в смятение, а затем и в столкновение с государством. Все сословия последовательно входили в смуту. Ее начали бояре, устремившись к политическому реваншу за поражение в годы опричнины. Борьбу за власть вели четыре боярские партии, из них две родовитого боярства(Рюриковичи – Шуйские, Гедиминовичи – Бельские, Мстиславские и Галицины) и две партии неродовитых бояр(потомки старых дружинников – Романовы и, так называемые, новые выходцы - Годуновы). Победителем вышел худородный боярин Борис Годунов, который в 1598г. был на Земском Соборе русским царем. Родовитые бояре затаили злобу и зависть на него и в борьбе за власть изобрели такое средство, как самозванство. Они выдвинули, в качестве якобы живого царевича Дмитрия, холопа Боярина Романова Григория Отрепьева, который в 1605г. был избран русским царем и вошел в историю, как Лжедмитрий 1. Сущность самозванства заключается в том, что в общественном сознании был вызван призрак законного претендента на русский престол. В 1606г. был выдвинут родовитый боярин Василий Шуйский, правивший до 1610г. Время его правления совпадает со вторым социальным этапом смуты, когда на его сцену, вслед за боярами вышли дворяне, которые за полтора века своей истории численно выросли почти в два раза, а фонд дворянского землевладения оставался прежним, поэтому дворяне попытались разрешить вопрос о своем земельном голоде. Активной силой смуты выступило крестьянство, которое в 80-90-е г.г. 16в. было окончательно, фактически, закрепощено. В связи с введением в 1581г. «Заповедных лет», отменявших «Юрьев день» и в 1597г. «Урочных лет», разрешавших искать беглых крестьян в течении пяти лет, а при Шуйском этот срок увеличили до 15 лет. В результате, крестьяне попытались ослабить крепостническую зависимость. В след за закрепощением крестьян центральных районов страны правительство во 2-й половине 16в. перешло к закрепощению окраин, где проживало казачество, которое также поднимается на борьбу для отстаивания своей свободы.
Все эти силы пришли в повышенную активность летом 1608г., когда под Москвой, в Тушино объявился Лжедмитрий 2-й и страна раскололась на две части, на московскую и тушинскую. Шуйский, не способный справиться с тушинцами обратился за помощью к Шведам, благодаря чему был освобожден от тушинцев ряд город на Севере страны. Вмешательство в русские дела стало причиной польской интервенции.
Летом 1608г. поляки осадили Смоленск. Продвижение к Москве с одной стороны поляков, а с другой тушинцев(с Севера) привело в июле 1610г. к свержению Василия Шуйского. В 1610-1613г.г. протекал третий национальный этап смуты. Это был период междуцарствия, когда роль правительства выполняла боярская дума(семибоярщина – боярское правительство, во главе с Федром Мстиславским). Бояре присягнули на верность польскому королевичу Владиславу, после чего польские гарнизоны вошли в Москву. Население Москвы вынуждено было мириться с их присутствием, т.к. тушинцы представлялись более опасным врагом. В декабре 1610г. был убит Лжедмитрий 2-й и у России остался один основной враг – поляки. По призыву патриарха Гермогена народ поднялся на борьбу с иноземцами. Весной 1611г. в Рязани сформировано первое народное ополчение из дворян и казаков. Оно было разгромлено поляками. Осенью 1611г. в Нижнем Новгороде по инициативе старосты Минина и князя Пожарского образовано 2-е народное ополчение, силами которого 4 ноября 1612г. Москва освобождена от поляков. В январе-феврале 1613г. в Москве работал Земский собор, на котором царем избрали 16-ти летнего Михаила Романова, положившего начало новой правящей династии. Этими событиями смута завершилась.
Итоги смуты:
Она была водоразделом между борской Русью и дворянской Россией, т.к. в годы смуты на авансцену политической жизни вышли дворяне, а проиграли ее бояре и крестьяне. В годы смуты страна была приведена к сословному локализму, т.е. к борьбе сословий друг с другом, а так же к территориальному локализму, т.к. страна распалась на отдельные области, города. В целом смута была второй в истории России национальной катастрофой, т.к. разрушилась вторая государственность – Московская Русь.
4.Россия в новое время
Сущность, основные направления и историческая логика социальной модернизации Европы.
С рубежа 4-3тыс. до н.э. по середину 2тыс. в мировой истории господствовали традиционные цивилизации, характеризовавшиеся архимедленными темпами развития и консервативной организации всех сторон жизни общества. Лишь в начале 1тыс. до н.э. в Античном мире возникли полисные элементы социального устройства, которые в своем развитии привели к возникновению современного типа цивилизации. Переход от традиционных(аграрных) цивилизаций к современным(индустриальным) определяется, как социальная модернизация. Этот переход впервые в мировой истории был опробирован странами Западной Европы с рубежа 15-16в.в. по середину 19в. по следующим направлениям:
а) в экономической сфере произошел переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству и изменился предмет собственности. В аграрных обществах предмет собственности(земля) материален и, непосредственно, осязаем, в индустриальных предметом собственности выступают не столько материально-осязаемые феномены, сколько информация(акции, представляющие в свою очередь вещественные активы). Одновременно произошла революция менеджеров(в аграрных обществах собственник и управляющий представлен одним лицом, в индустриальных эти функции разделены);
б) в социально-политической сфере изменился тип государства, в связи с переходом от сословно-представительных монархий к государствам парламентского типа, т.е. представительные учреждения не просто ограничивали власть первого лица, а стали выступать в качестве института высшей законодательной власти, и в самостоятельную сферу власти выделились исполнительная и судебная власть. одновременно изменился тип общества в связи с переходом от корпоративного общества средневековья к атомизированному обществу индивидуумов;
в) в духовной сфере произошел переход к антропоцентризму, т.е. религия и церковь были смещены на периферию общественной жизни, а человек стал выступать в качестве единственного и подлинного бытия.
Социальная модернизация имела
свою историческую логику, проявившуюся
в четырех последовательно
1) великие географические открытия рубежа 15-16в.в., когда европейцы, заложив основы колониальной системы мира, ограбили Восток и тем самым обеспечили первоначальное накопление капитала для буржуазной трансформации своих стран;
2) Просвещение – это духовный переворот в истории Европы при ее переходе от средневековья к Новому времени. Оно возникло в 17в. в Англии и достигло расцвета в 18в. во Франции(Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескьё и др.). к их основным идеям относятся идеи о естественных правах человека, о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, о верховенстве общества над государством(гражданского общества), о торжестве законов в государстве(правового государства) и т.д. Просветители на смену средневековой идеи о божественном происхождении государства выдвинули идею о том, что государство – это результат человеческого установления, и потому человек в праве подниматься на протесты против деспотического государства, вплоть до революции;
3) политические революции – это одно из средств перехода к индустриальному обществу. Во второй половине 16-18в.в. они имели место в отдельных европейский странах(1566-1609г.г. в Нидерландах, 1640-1660г.г. в Англии, 1789-1799г.г. во Франции и т.д.), а к середине 19в. они охватили всю Европу(революции 1848-1849). Их результатом было то, что буржуазия пришла к политической власти;
4) промышленные революции,
Таким образом, страны Западной Европы осуществили модернизацию на собственной основе и потому они относятся к странам первого эшелона капитализма.
Возникновение исторической тенденции социальной модернизации России в 1-3 четвертях 17в.
Смута в истории России была рубежом между средневековьем и Новым временем. В сложном и глубоком кризисе, в каком оказалась страна в годы смуты, крылись истоки и новой России. В годы смуты произошел подъем общественного самосознания – московские люди 16в. воспринимали царя, как единственный механизм государственной жизни, а на себя смотрели исключительно на его подданных, т.е. из-за первого лица не замечали ни государства, ни народа. Московские люди 17в. видели, как падали цари, как жизнь протекала без царей и как выбирали нового царя. В результате, из-за первого лица проглянула идея государства, которое отделилось от мысли о царе и стало сливаться с понятием народа. В годы смуты к народу пришло и чувство власти, проявившееся в создании в период формирования народных ополчений советов всей русской земли, которые в условиях отсутствия центрального правительства брали на себя решение всех государственных проблем.
Указанные изменения привели к тому, что после смуты возникло первая в истории России возможность диалога власти и народа. На его основе сложилась третья государственность – раннего идеала всеобщего согласия(московская Россия). Ее конкретным проявлением была деятельность Земских соборов, в истории которых выделяют два периода:
1) 1549-рубеж 1-2 десятилетия 17в., когда Земские соборы функционировали, как официальные органы власти на основе лишь сословного представительства, т.е. в них заседали чины из боярской думы и приказов;
2) рубеж 1-2 десятилетий-последняя четверть 17в., когда Земские соборы работали, как советы всей русской земли, на основе не только сословного, но и выборного представительства, т.е. в них на ряду с государственными чинами участвовали выборные от дворянства, духовенства, казачества, купечества и даже не крепостного крестьянства. Именно со вторым этапом совпадает история третьей государственности, но она была не продолжительной. В 1619г. из польского плена вернулся отец молодого царя Федор Никитич Романов, который был избран патриархом под именем Филарета, который будучи главой духовной власти и, пользуясь неопытностью сына, как государственного деятеля, сосредоточил всю власть в своих руках. В 1622-1632г.г. имел место перерыв в работе Земских соборов, а с середины 50-х г.г. они, фактически, не созываются. Непродолжительность соборной практики 17в. объяснялась рядом причин:
а) после смуты произошло резкое изменение в расстановке политических сил в стране. Смуту проиграли бояре, что ослабило из позиции:
- доля бояр в боярской думе к концу 17в. сократилась до 2/3 ее состава;
- они потеряли такой властный рычаг на страну, как местничество;
Смуту выиграли дворяне, что укрепило их позиции:
- доля дворян в боярской думе к концу 17в. составила 1/3;
- при первых Романовых численно выросли приказы и превратились в самостоятельную политическую силу;
- вместо выбираемых земских
старост в городах стали
В результате с середины 17в. изменилась форма правления в России, в связи с переходом от сословно-представительной к абсолютной монархии , т.е. если раньше монарх управлял при участии сословий, то теперь при опоре на назначаемых чиновников.
Свертывание деятельности Земских соборов совпало с окончательным юридическим закрепощением крестьян, зафиксированном в Соборном уложении 1649г. Алексея Михайловича(1645-1676г.г). В нем отменялись Урочные лета и помещик получил право не только на личность крестьянина, но на его имущество и семью. Крестьянский мир, задавленный непосильными налогами выталкивался из сферы государственного управления. Власть, отдавая крестьянина в распоряжение помещику и последнего превращала в своего халопа.
Двойственное отношение народа к власти, т.е. власть в лице царя воспринималась, как источник высшей правды, а его окружение и воеводы, как источник зла. Неслучайно 17в. вошел в историю под названием бунташного века, т.к. он прошел под шум народных выступлений, но не одно из них не имело антицаристской направленности(Алексей Михайлович вошел в историю с эпитетом Тишайшего царя). Двойственное отношение народа к власти проявилось и в переходе от восприятия царя, как источника высшей правды к его восприятию, как антихриста. В 1653-1656г.г. в царствование Алексея Михайловиче и при патриархе Никоне проведена церковная реформа, нацеленная на унификацию практики богослужения и богословских книг по греческому образцу. В частности предлагалось заменить двуперстные крестные знамения трехперстным. Крестный ход вокруг церкви осуществлять не с Востока на Запад, а с Запада на Восток. Почитать не только восьми и шести, но и четырехконечный крест. Отвешивать не только земные, но и поясные поклоны. Эти незначительные изменения вызвали потрясения в общественном сознании, они не были приняты значительной частью общества. Сторонники реформ называли их противников раскольниками, а последние себя именовали старообрядцами. Результатом этой реформы было то, что произошел раскол в русской православной церкви и то, что появилась особая ветвь – старообрядчество. Раскол произошел потому, что русская православная церковь после гибели Византии долго внушала обществу, что она является истинным хранителем христианской веры, поэтому даже небольшое покушение на христианскую истину стало рассматриваться, как отступление от христианской веры вообще, а, поскольку, инициатором реформы был Алексей Михайлович, а патриарх Никон лишь подключен к их реализации, постольку стал восприниматься, как антихрист. Несмотря на кратковременность соборной практики 17в., она не прошла бесследно, а была благоприятна для появления в России тенденции к социальной модернизации. При дворе Алексея Михайловича две партии относительно вопроса перспектив развития страны:
а) традиционалисты, предлагавшие законсервировать Россию, как аграрную цивилизацию;
б) модернисты во главе с царем, выступавшие за обновление страны с учетом накопленного на Западе исторического опыта. В правление дочери Алексея Михайловича царевны Софьи(1682-1689г.г.) ее приближенный Галицин В.В., который разработал самый радикальный для 17в. проект модернизации России, предлагавший отменить крепостное право, заменить натуральное хозяйство денежным, открыть Россию для Европы. Но этому проекту не суждено было сбыться, т.к. в 1689г. Петр Алексеевич достиг совершеннолетия, отстранил сестру от власти, установил единовластие, т.е. осуществил государственный переворот, что означало конец истории третьей государственности.