Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:07, контрольная работа
До конца 20в. в гуманитарных науках преобладали описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось, как закрытая система. С конца 20в. начался переход к динамическим моделям, которые изучают общество, как открытую систему, т.е. во взаимодействии с биосферой, космосферой и даже тем, что находится за природой (Абсолютом или Богом).
В современной исторической науке есть две модели динамического порядка:
теория социальной пассионарности;
теория социокультурной динамики и генетики общества.
б)время правления Святополка 1(1015-1019г.г.), который в борьбе за власть обратился за помощью к полякам и впервые из Польши на Русь проникает влияние запада;
в)время правления Ярослава Мудрого(1019-1054г.г.),
при котором осуществлялся
г)время правления Святополка 2(1093-1113г.г.),
это время торжества
д)время правления Владимира Мономаха(1113-1125г.г.), при котором было созвано общерусское вече, где саборно была подтверждена приверженность Руси православной Византии, как единоверной и равновеликой державе.
Таким образом, окончательный выбор провизантийской линии развития Руси обусловил ее расцвет во второй половине 10-го – середине 12 веков.
3)этнический – с середины 10в. восточные славяне перевели свои отношения с соседними народами на суперэтнический уровень, т.е. они не только отразили внешний натиск аваров, печенегов. Половцев, но и сумели вобрать в свою этническую систему другие народы.
До рубежа 11в. господствовал такой тип этноса, как племя или племенной союз, признаками которого являлись:
а)отношения между людьми строились на кровно-родственных связях;
б)происхождение людей велось от мифического предка;
в)в племенном сознании господствовало противопоставление(мы – свои, они - чужие).
С рубежа 11в. произошел переход к новому типу этноса – народности. Ее признаки:
а)общность территории;
б)единство языка и культуры;
в)зачатки хозяйственных связей;
г)подчинение единому государству, и в частности Киевской Руси.
Этот переход проявился в том, что стали исчезать племенные самоназвания(северяне, поляне, вятичи, древляне и др.), на смену которым пришло понятие «русская земля» или древнерусская народность. Оно включило в себя восточных славян, финно-угорские народы, балтские племена, тюрко-язычные и северо-кавказские народы. Создание большого этнического образования было так же причиной расцвета руси.
4)духовный – был связан с обретением восточными славянами своей письменности. Первая письменность возникла в последней трети 4 тысячилетия до н.н.э.(3300г. до н.э.), в междуречье Тигра и Ефрата у шумеров. В начале 3 тысячилетия до н.э. в древнем Египте, в середине 3 тысячилетия до н.э. в древней Индии. Первая письменность была пиктографической или иероглифической, т.е. рисуночно-образной, когда каждый знак отображал одно слово. В рамках этого письма передавалась информация о предметах и понятиях, т.е. о значении слова. На основе египетской иероглифики в середине 2-го тысячилетия до н.э.(1600г до н.э.) у финикийцев возникла первая алфавитная письменность, т.е. буквенно-звуковая, когда каждый знак равнялся одному звуку. В рамках алфавитного письма передавалась информация о звучании слова. Финикийский алфавит состоял из 22 букв, отражавших только согласные звуки. На основе финикийского письма возникли все алфавиты народов Европы и Евразии. Первыми у финикийцев восприняли алфавит древние греки, добавив часть гласных букв. На основе греческого письма сложилась славянская письменность.
Обратились за помощью к проваславной Византии, откуда в Великую Моравию были направлены родные братья Кирилл и Мефодий, которые на основе классического греческого письма создали азбуку для западных славян – глаголицу. Одновременно они добились разрешения у римского папы вести богослужение, не только на латинском и греческом, но и славянском языках. После распада великой Моравии и смерти Кирилла и Мефодия их ученики переселились в Болгарию. Болгарского царя Симеона привлекала идея богослужения на славянском языке, но язык глаголицы был для болгар непонятен и они обратились ко второй форме славянской письменности – кириллице. Из Болгарии этот алфавит проник на Русь, где на его язык были переведены многие книги Библии и на его зыке стало проводить богослужение, что обеспечило доступ более чем 5 миллионам русичей к достижениям мировой культуры и заложило духовные основы расцвета Руси.
Угасание древней Руси.
С середины 12в. Русь вошла в полосу
жестокого кризиса под
а) экономический – с конца 11в. католическая Западная Европа начала серию крестовых походов на Восток. Основные пути крестоносцев пролегли через средиземноморье, куда переместился центр мировой торговли, ранее располагавшийся на волховско-днепровском пути, т.е. на жизненном пространстве восточных славян. потеря ими контроля над мировой торговлей содействовало увяданию их цивилизации;
б) внутриполитический – с середины 12в. Русь испытала действие удельной системы, государственной раздробленности. Ее причины:
1) политические:
а) политическое ослабление центральной власти киевских князей;
б) стремление местных князей к самостоятельности;
в) принцип передачи власти от брата к брату, порождавший усобицы между братьями, сыновьями и племянниками великого князя.
2) экономические:
а) господство натурального хозяйства, не связанного с рынком;
б) появление с рубежа 11в. частной собственности на землю(вотчина бояр – земельное владение, передаваемое по наследству), в результате на руси начал действовать принцип – «у кого земля – у того и власть, дробилась земля – дробилась и власть», а значит была объективная основа для столкновения землевладельцев в борьбе за расширение их вотчин;
в) Киевская Русь была страной городов – в середине 9в. их было около 20, а в начале 13в. более 220-ти. Они создавались с претензией быть центрами экономической, политической или культурной жизни и вели борьбу за свое возвышение.
В середине 12в. Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств, в середине 13в. их было более 50-ти, в средине 14в. – около 250-ти. Основными центрами Руси стали на ее северо-востоке Владимиро-Суздальское княжество, на ее северо-западе – Новгородская и Псковская республики, на юго-западе – Галидско-Волынское княжество. Основы Владимиро-Суздальского княжества заложил сын Владимира Мономаха – суздальский князь Юрий Долгорукий(1125-1157г.г.) и особенно его сын – Андрей Боголюбский(1157-1174г.г.). Он перенес столицу из Киева во Владимир и стал править самовластно, разогнав вече. Расцвет этого княжества связан с именем брата Андрей Боголюбского – Всеволод Большое Гнездо, который первым получил титул великого владимирского князя. По форме правления велика владимирское княжество было деспотической монархией, т.е. здесь в большей степени проявилась тенденция к усилению княжеской власти. Новгородская и Псковская республики по форме правления были боярскими республиками, т.к. высшая власть в них принадлежала вече, состоявшему из бояр, а главным должностным лицом выступал посадник(управляющий городом), а князь играл второстепенную роль лишь военноначальника. Галидско-Волынское княжество достигло расцвета в 13в. при князе Данииле и по форме правления было ранне-феодальной монархией, в условиях которой наблюдалось острое соперничество князя и бояр, т.к. княжеская власть сформировалась поздно, когда бояре обладали экономической и политической мощью. Удельная система имела неоднозначные последствия, с одной стороны наблюдались рост городов ремесла и торговли, самостоятельность князей, развитие производительных сил и, в частности, хозяйственное и культурное освоение новых территорий. С другой стороны, раздробленность привела к упадку военного могущества Руси.
3) внешнеполитический – с
Железный натиск Запада был связан с крестовыми походами католической Европы. Его отражение характеризует деятельность внука Всеволода «Большое гнездо» - Александра Невского, который в 1240г. разгромил шведов в устье Невы(Невская битва), в 1242г. немецких рыцарей на Чудском озере(Ледовое побоище). В результате наступление крестоносцев на Русь с севера было отбито, более опасным для нее оказалось продвижение франко-итальянских крестоносцев к югу Руси. В ее ходе в 1204г. крестоносцы захватили Константинополь. В результате, с начала 13в. Византийская империя распалась и византийская цивилизация в целом пошла под свой исторический уклон, а значит Русь оказалась одинокой в мировом историческом пространстве.
Неожиданный ураган с Востока проявился в нашествии монголо-татарских полчищ. В 10-11в.в. в южной Сибири и центральной Азии кочевали многочисленный монгольские племена. В 12в. выделилось одно из них – Керииты, которых возглавлял их вождь – Темучин, объявленный в 1206г. вождем всех монголов, и получивший титул Чингизхана(хан-океан, большой хан). Этот год считается отправной точкой формирования монгольской империи, сначала монголы завоевали соседние племена бурятов и уйгуров, 1215г. северный Китай, в 1218-1221г.г. всю среднюю Азию, затем прошли через южное побережье Каспийского моря в Закавказье, где опустошили Грузию и Азербайджан, перешли через большой кавказский хребет и оказались на северном Кавказе, т.е. на южных границах Руси. Первое столкновение монголов и русичей произошло в мае 1223г. на реке Калке, а в 1237-1238г.г. началяь планомерный поход монголов на Русь, во главе с внуком Чингизхана – Ханом Батыем. Первый удар монголов приняла Рязанская земля в декабре 1237г. Весной 1238г. монголы разгромили основные силы северо-восточной Руси и разрушили большинство ее городов. Перед ними открылась прямая дорога на северо-западную Русь, но не дойдя 100км до Новгорода они повернули обратно в приазовские степи, где в 1238-1239г.г. они собирали силы для похода в Европу, который предприняли осенью 1240г. через южную Русь, разгромив почти все ее города. Весной 1241г. они захватили Венгрию, Чехию, Польшу и вышли к границам Германии и северной Италии, но ведение военных действий в непривычных для монголов условиях гористой местности и потери в живой силе заставили их повернуть вспять, уйти в степи нижней Волги, где в 1242-1243г.г. они создали государство Золотая Орда, как соседнее по отношению к древнерусским княжествам.
Страницу взаимоотношений
1) монголы нанесли значительный урон производительным силам, было разрушено много городов, пятая часть из которых не восстановилась, исчезли многие ремесленные специальности(филигрань, производство эмалей, стеклоделие до 17в., каменное строительство на полвека);
2) ухудшилась демографическая ситуация в связи с истреблением наиболее молодого и дееспособного населения, труд восьми поколений русичей был поставлен на службу завоевателей;
3) ухудшилось геополитическое
4) были заложены основы для последующего отставания Руси от европейских стран.
С другой стороны:
1 монголы не распространили
на Русь действие своего
Здесь продолжали функционировать законы Русской правды;
2) монголы не создали на Руси своей правящей династии, управление здесь продолжало находиться в руках древнерусских князей;
3) монголы не затронули духовной основы Руси – Православие, т.к. до 1314г. они были язычниками и потому отличались веротерпимостью. Русская церковь была освобождена от ордынских налогов и поборов.
И тем не менее, наступление Запада и Востока вызвало кризис древнерусского мировоззрения. Северо-Восточная Русь, представленная Великим Владимирским княжеством в лице его князя Александра Невского, пошла на союз с Золотой Ордой, по условиям которого Русь обязывалась выплачивать ежегодную дань и признала политическое верховенство со стороны монгольского хана. Союз с ордой позволил сохранить православие, что было залогом обеспечения государственной независимости Северо-Восточной Руси, т.к. она никогда не входила в состав иноземного государства Золотая Орда, а поддерживала с ним лишь договорные отношения. По другому повела себя Юго-Западная Русь, представленная Галицко-Волынским княжеством в лице его князя Даниила Галицкого, который заключил договор с Римским папой на предмет того, что население коренных земель Киевской Руси будет обращено в латинскую веру, в результате Юго-Западная Русь утратит духовную свободу и, как следствие – войдет в состав молодого Западного государства – Великого Литовского Княжества. Таким образом, наступление Запада и Востока и действия удельной системы были причинами первой в истории России национальной катастрофы, проявившейся в развале Киевской Руси.
Россия в средние века.
1) превращение Руси в Россию – этнические аспекты;
2) сравнительная
характеристика траекторий
3) историческая
динамика российского
На рубеже 13-14в.в. на коренных землях Киевской Руси прошла этническая вспышка, которая привела к появлению значительного количества людей с повышенной активностью, но в условиях вырождающейся цивилизации, они не могли найти здесь приложения своей энергии и увлекая за собой все остальное население ушли в другие регионы.
Одна часть населения ушла на Запад, войдя в состав Великого Литовского Княжества. Она унесла с собой древнерусскую культуру, но потеряла православие. Другая часть населения ушла на Северо-Восток русской земли, в междуречье Оки и верхней Волги, унеся с собой древнерусскую культуру и религию. Именно Северо-Восток Руси(Владимир, Ростов, Суздаль, Москва и т.д.) стал Родиной возрождения восточных славян. оно произошло в ходе Куликовской битвы 8 сентября 1380г. при впадении реки Непрядвы в Дон. Русичей возглавлял московский князь Дмитрий Иванович, а монголов хан Мамай. В результате этой битвы были разгромлены основные силы орды, уничтожены убеждения в ее непобедимости и самое главное – выросло национальное самосознание русичей. Поэтому всемирно-историческое значение Куликовской битвы заключалось в том, что она, положив начало освобождению от ордынского господства содействовала объединения потомков Восточных славян в новый русский этнос. На Куликовом поле с монголо-татарами пришли сражаться Владимирцы, Ростовцы, Суздальцы, как представители своих удельных княжеств, а с Куликово поля ушли уже русские, только живущие в различных городах, т.к. произошло осознание потомками Восточных славян принадлежности к такому фундаментальному историческому явлению, как русская земля. Таким образом, с распадом Киевской Руси история Россия не прекратилась, а отечественное историческое пространство лишь раскололось на Юго-Западную, Северо-Западную и Северо-Восточную Русь.
Юго-Западная Русь была представлена Великим Литовским княжеством, представленным в 40-г.г. 13в. достигшим своего расцвета в середине 14в. при князе Гедимине. Оно простиралось от Балтийского до Черного морей, и от Венгрии до Подмосковья. Две трети его территории и три четверти населения были древнерусскими по происхождению и потому оно еще называлось литовской Русью. Его экономическую основу составляло господство частной собственности на землю, а политическую основу – федеративный союз отдельных земель. Поэтому в его пределах могло произойти объединение потомков Восточных славян и мог быть открыт канал их сближения с Западом. Но эта возможность была утрачена в последней четверти 14-16в.в. В 1385г. при внуке Гедимина, князя Ягайло был заключен династический союз Великого Литовского княжества и Польши, по условиям которого Ягайло становился одновременно польским королем и Великое Литовское княжество принимало в качестве официальной идеологии католицизм, и тем самым превращалось из русско-литовского в польско-литовское государство. В 1569г. Великое Литовское княжество и Польша объединились в единое государство Речь Посполитную(Польская держава), феномен литовской Руси. Угроза католизации и полонизации обусловило осознание потомками Восточных славян общности их интересов на основе православия, что содействовало формированию в 14-15в.в. еще в пределах Великого Литовского княжества Украинского и Белорусского народов. Таким образом Юго-Западная Русь развивалась, как периферия западной цивилизации, причем она фактически не испытывала влияния монгольского Востока. Если Юго-Западная Русь была периферией, то Северо-Западная Русь – составной частью западной цивилизации. Она была представлена в 11-15в.в. Новгородской и, отделившейся от нее в 14в., Псковской республиками. В них власть принадлежала богатым купцам и боярам, которые традиционно были связанны с развитием ремесла и торговли, выступавших в качестве основного источника экономического роста. Неслучайно, созданный в 13в., Европейский союз купцов(Ганза) имел свое ответвление в Новгороде, признавая этот город за «свой» по типу развития. Кроме того в своде законом Псковской республики в первые юридически фиксировалось право частной собственности. В результате, в Новгородско-Псковских землях в 14-15в.в. одновременно с Западной Европой развивались буржуазные отношения и их носители, при этом, здесь вообще не было влияния монгольского Востока. Другой была траектория исторического движения Северо-Восточной Руси в силу ряда причин: