Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:10, контрольная работа
Резко обострилось положение с федеральным бюджетом. Несмотря на сокращение бюджетного дефицита (3,6 процента ВВП за 5 месяцев 1998 г. против 6,7 процента в 1997 году, по международному определению) и превышение доходов над расходами без процентных расходов (на 17,4 млрд. рублей за 5 месяцев 1998 года), все больше средств пришлось использовать на погашение долговых обязательств, чтобы не перефинансировать их по чрезмерно высоким ставкам доходности. С апреля 1998 г. снова стал ухудшаться сбор налогов и, соответственно, финансирование бюджетных назначений по непроцентным расходам. Вновь стала расти задолженность по заработной плате бюджетников и по пенсиям.
Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 1998 г. N 762
ПРОГРАММА
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
1. Оценка ситуации
С ноября 1997 г. российская экономике вошла в полосу острого и затяжного кризиса на финансовых рынках, который стал тяжелым испытанием для нашей денежной системы.
До ноября 1997 г. в экономики отмечались определенные позитивные тенденции - снижение инфляции (до 11 процентов в год), прекращение спада и небольшой рост производства. При этом происходил рост денежной массы и кредитных вложений в реальный сектор экономики (на 38 процентов за год), процентные ставки для конечных заемщиков снизились в течение ноября 1997 г. примерно с 70 до 30 процентов. Эти факты свидетельствуют о начале интенсивного процесса монетизации экономики. Существенно выросли иностранные инвестиции, в том числе прямые составили 5,3 млрд. долларов США, или в два раза больше, чем в 1996 году, и портфельные (в государственные ценные бумаги и акции российских предприятий) до 20 млрд. долларов США.
Правда, эти позитивные тенденции развивались на фоне ряда застарелых болезней нашей экономики, прежде всего бюджетного кризиса, связанного с плохим сбором налогов, высокими обязательствами государства по расходам и неэффективной системой контроля за использованием государственных средств и, как следствие, значительным дефицитом федерального бюджета. Покрывать его приходилось за счет растущих заимствований и расходов по обслуживанию государственного долга (процентных расходов). За 1997 год эти расходы значительно выросли, составив 28 процентов всех расходов федерального бюджета против 16 процентов в 1996 году. Отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту (далее именуется - ВВП) для России не столь велико (50 процентов, это меньше, чем у многих стран), но структура долга, особенно внутреннего, неблагоприятна в силу преобладания коротких и дорогих долгов по государственным краткосрочным обязательствам (далее именуются - ГКО). Отсюда и быстрый рост процентных расходов.
В основном поэтому в ноябре 1997 г. российская экономика оказалась весьма чувствительна к волне мирового финансового кризиса, пришедшего из Азии, к ухудшению конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей.
Следует отметить, что и в первые 5 месяцев 1998 года по основным объективным показателям в российской экономике дела в целом идут не хуже, чем в прошлом году. Рост потребительских цен с начала года составил 4 процента, что в 1,5 раза ниже темпа инфляции за тот же период 1997 года. Объем ВВП и производства промышленной продукции практически стабильны. Стабильны также показатели, характеризующие уровень жизни населения.
Однако на финансовых рынках ситуация развивалась драматически. С ноября 1997 г. трижды (ноябрь, январь, май) наблюдались резкие падения котировок российских государственных и корпоративных ценных бумаг, доходность ГКО выросла с 19 - 22 процентов в ноябре 1997 г. до 60 - 70 процентов в мае - июне 1998 г.
Резко обострилось положение с федеральным бюджетом. Несмотря на сокращение бюджетного дефицита (3,6 процента ВВП за 5 месяцев 1998 г. против 6,7 процента в 1997 году, по международному определению) и превышение доходов над расходами без процентных расходов (на 17,4 млрд. рублей за 5 месяцев 1998 года), все больше средств пришлось использовать на погашение долговых обязательств, чтобы не перефинансировать их по чрезмерно высоким ставкам доходности. С апреля 1998 г. снова стал ухудшаться сбор налогов и, соответственно, финансирование бюджетных назначений по непроцентным расходам. Вновь стала расти задолженность по заработной плате бюджетников и по пенсиям.
В этих условиях вновь подскочили процентные ставки по ссудам для реального сектора экономики, сократились кредитные вложения. Позитивные тенденции оказались сломлены. Страна оказалась перед опасностью нового обострения кризиса.
2. Причины и последствия обострения кризиса
Если не говорить об известных причинах конъюнктурного характера - азиатский кризис, снижение мировых цен на нефть, смена Правительства Российской Федерации, то следует отметить, что основы нынешнего обострения кризиса были заложены еще в 1995 году, когда после прекращения эмиссионного финансирования бюджетного дефицита мы не решились пойти на кардинальные меры по оздоровлению бюджета. Вместо систематической работы по улучшению сбора налогов и сокращению государственных расходов был допущен значительный рост государственного долга вкупе с наращиванием взаимозачетов, налоговых освобождений и других денежных суррогатов. Стратегические цели были потеснены текущими задачами.
Только в 1998 году зачеты были запрещены Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1173, и это дополнительно усложняет финансовые проблемы 1998 года.
В конце 1996 года на рынок государственных ценных бумаг были допущены нерезиденты, и к началу 1998 года их доля на рынке выросла до 30 процентов. Это был главный фактор, благодаря которому в течение прошлого года удалось значительно снизить доходность ГКО и процентные ставки в экономике.
Однако, когда ситуация на мировых финансовых рынках стала ухудшаться, привлеченные в Россию "горячие деньги" стали серьезным дестабилизирующим фактором. На фоне проблем с налогами и бюджетом, с ростом процентных расходов возник кризис доверия - доверия прежде всего к российским государственным институтам, включая органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, доверия к их способности совместно действовать в целях преодоления нынешних трудностей.
Кризис доверия по сути является ядром нынешнего финансового кризиса.
Главные негативные его последствия связаны с ростом процентных расходов, доля которых в федеральном бюджете в 1999 году может превысить 35 процентов.
Уже во второй половине 1998 года придет пора рассчитываться по выпускам ГКО с высокой доходностью, размещенным в периоды обострения кризиса на финансовых рынках. В 1999 году на это наложится пик процентных расходов по внешним заимствованиям прошлых лет.
Налицо угроза опасного долгового кризиса, который может перерасти в новую волну углубления общего кризиса российской экономики, переживающей трудный переходный период. Правительство Российской Федерации осознает и масштаб угрозы, и всю меру ответственности за то, чтобы были предприняты адекватные меры способные эту угрозу отвести.
3. Действия Правительства Российской Федерации
Фактически с первых дней
своей деятельности Правительство
Российской Федерации вынуждено
было действовать в условиях обострившегося
кризиса и предпринимать
В короткие сроки был принят План первоочередных мер Правительства Российской Федерации, значительная часть которых уже выполнена.
Приняты и осуществляются важные решения по мобилизации доходов, контролю за государственными расходами и по их экономии. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 554 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1998 г. N 438 подлежат отмене или приостановлению все нормативные правовые акты, если финансирование их выполнения не предусмотрено в федеральном бюджете на 1998 год.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" предусмотрена отмена льгот по уплате дивидендов в акционерных обществах с государственным участием.
До бюджетополучателей доведены лимиты бюджетных обязательств.
Осуществляется переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета.
Приняты постановления Правительства
Российской Федерации о реструктуризации
задолженности предприятий
При обострении кризиса на финансовых рынках в мае 1998 года Правительство Российской Федерации совместно с Банком России приняло меры, которые позволили обеспечить стабильность национальной валюты и сохранить валютные резервы, хотя и ценой роста доходности ГКО. После этого основные угрозы кризиса были купированы, но обстановка продолжает оставаться напряженной.
Правительство Российской Федерации заявляет, что и впредь обеспечение стабильности национальной валюты, сохранение объявленной совместно с Банком России валютной политики остаются в числе его приоритетных задач.
Это только немногие наиболее
важные действия, которые осуществлены
менее чем за 2 месяца работы Правительства
Российской Федерации с целью
преодоления кризиса доверия
и улучшения финансового
На это нацелены планируемые Правительством Российской Федерации меры.
4. Задачи Программы
Настоящая Программа не заменяет
ни ранее принятой среднесрочной
программы Правительства
Главные задачи Программы:
остановить развитие кризисных явлений на финансовых рынках;
преодолеть кризис доверия граждан России и инвесторов к государственным институтам страны.
Решение указанных задач должно обеспечить снижение процентных ставок до 20 - 25 процентов годовых, доступность кредита для российских предприятий.
Результатом будет возобновление экономического роста и, следовательно, повышение уровня жизни населения.
Чтобы добиться этого, Правительство Российской Федерации считает необходимыми решительные действия по следующим основным направлениям:
разрешение бюджетного кризиса: постепенное сокращение бюджетного дефицита, обеспечение превышения доходов над расходами без процентных расходов. Основные характеристики федерального бюджета на 1999 год одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 7 мая 1998 г., предусматривается превышение доходов над расходами без процентных расходов в размере 0,67 процента к ВВП. Это позволит соответственно сократить государственный долг и расходы по его обслуживанию, снизить доходность ГКО как главную предпосылку снижения процентных ставок;
создание условий для оживления производства, преодоления неплатежей, бартера, восстановления нормального товарно - денежного оборота и, тем самым, для роста доходов в экономике и расширения налогооблагаемой базы.
5. Меры по преодолению бюджетного кризиса
5.1. Мобилизация доходов
В рамках плана мобилизации
доходов предусматриваются
Налоговое администрирование
1. Переход с 1 августа
1998 г. на начисление налога
на добавленную стоимость по
дате отгрузки продукции.
2. Создание единого реестра
налогоплательщиков и
3. Отмена ранее предоставленных, не оправдавших себя отсрочек по уплате налогов.
4. Укрепление системы таможенного контроля, в том числе путем применения сквозных технологий таможенных, налоговых и правоохранительных органов, совершенствования процедуры бесспорного взыскания неуплаченных или не полностью уплаченных таможенных платежей на любом этапе обращения импортных товаров на внутреннем рынке, ограничения процедуры внутреннего таможенного транзита и мест таможенного оформления подакцизных и ряда других товаров, требования обязательной уплаты таможенных платежей по таким товарам.
5. Законодательное ограничение
на использование таможенных
режимов и операций, которые вследствие
отсутствия нормативной базы
или ее несовершенства могут
использоваться
6. Изъятие части товаров
(в особенности подакцизных)