История россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:10, контрольная работа

Краткое описание

Резко обострилось положение с федеральным бюджетом. Несмотря на сокращение бюджетного дефицита (3,6 процента ВВП за 5 месяцев 1998 г. против 6,7 процента в 1997 году, по международному определению) и превышение доходов над расходами без процентных расходов (на 17,4 млрд. рублей за 5 месяцев 1998 года), все больше средств пришлось использовать на погашение долговых обязательств, чтобы не перефинансировать их по чрезмерно высоким ставкам доходности. С апреля 1998 г. снова стал ухудшаться сбор налогов и, соответственно, финансирование бюджетных назначений по непроцентным расходам. Вновь стала расти задолженность по заработной плате бюджетников и по пенсиям.

Файлы: 1 файл

КИРИЕНКО.docx

— 56.39 Кб (Скачать)

 

Урегулирование кредиторской задолженности федерального

бюджета перед населением и организациями

 

Объем кредиторской задолженности  на 1 января 1998 г. по расходам федеральных  органов исполнительной власти и  организаций, находящихся в их ведении, иных получателей средств федерального бюджета, возникшей в результате недофинансирования расходов за счет средств федерального бюджета, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1997 год", составил 47,3 млрд. рублей.

Кредиторская задолженность  будет погашаться поэтапно за счет:

сокращения и минимизации  дебиторской задолженности (2 млрд. рублей);

направления остатков внебюджетных средств, находящихся на счетах получателей  средств федерального бюджета (4,4 млрд. рублей);

направления части средств  федерального бюджета на 1998 год на погашение переходящей кредиторской задолженности по стройкам и объектам, предусмотренным в Федеральной  адресной инвестиционной программе, и  по денежным выплатам населению (12,6 млрд. рублей);

изыскания дополнительных источников поступлений средств (1,8 млрд. рублей) и др.;

реструктуризации и списания задолженности юридических лиц  перед федеральным бюджетом по налогам, сборам, а также начисленным пеням  и штрафам в соответствии со статьей 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".

 

Инвентаризация федеральной  собственности

 

В настоящее время начата работа по сплошной инвентаризации федерального недвижимого имущества. Жесткая  система учета этого имущества  позволит в несколько раз увеличить  доходы от его использования, которые  в настоящее время явно не соответствуют  объему находящейся в федеральной  собственности недвижимости. Объем  доходов, поступающих от использования  государственной собственности, должен быть увеличен с 305 млн. рублей в 1997 году до 3,1 млрд. рублей по ожидаемой оценке в 1998 году, то есть в 10 раз.

 

5.3. Упорядочение межбюджетных  отношений

 

Антикризисные меры Правительства  Российской Федерации должны быть дополнены  соответствующими действиями субъектов  Российской Федерации прежде всего по оздоровлению их бюджетов:

утверждение новой методики распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, устраняющей субъективизм, обеспечивающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и стимулирующей увеличение сбора налогов;

проверка и жесткое  регулирование заимствований субъектами Российской Федерации;

обеспечение прозрачности бюджетов субъектов Российской Федерации;

отмена взаимозачетов  по бюджетам субъектов Российской Федерации;

заключение договоров  субъектов Российской Федерации  об обслуживании органами федерального казначейства счетов за энергию и  газ бюджетополучателей субъектов  Российской Федерации;

консолидация в бюджетах субъектов Российской Федерации  внебюджетных фондов, стимулирование увеличения налоговых сборов субъектами Российской Федерации через трансферты из Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации;

обусловленность предоставляемых  трансфертов, в том числе отказ  от предоставления трансфертов регионам, использующим зачеты и накапливающим  задолженность по заработной плате  работникам бюджетных организаций;

особый порядок отношений  с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их бюджетов;

введение механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии финансового  кризиса;

создание фонда региональных финансов для стимулирования усилий по оздоровлению региональных финансов.

 

5.4. Управление государственным  долгом

 

Основной проблемой в  финансовой сфере в настоящее  время становится увеличивающийся  государственный долг и рост расходов на его обслуживание, вызванный кризисом на финансовых рынках России.

Реализация намеченных мер  по сокращению бюджетного дефицита не обеспечит в 1998 - 1999 годах его полную ликвидацию, в связи с чем в этот период придется прибегать к заимствованиям, главным образом для покрытия процентных расходов. Однако при сохранении текущей динамики расходов и дефицита федерального бюджета может возникнуть угроза платежеспособности России.

Поэтому наряду с мерами по снижению дефицита федерального бюджета  крайне важно изменить структуру  государственных заимствований  путем перехода к финансированию дефицита федерального бюджета в  основном за счет размещения среднесрочных  займов. Задача состоит в том, чтобы, управляя государственным долгом, замещать короткие и дорогие долги длинными и дешевыми.

В целях удлинения государственного внутреннего долга будет существенно сокращено привлечение средств путем размещения ГКО. При этом для снижения банковских процентных ставок предусматривается сократить объем внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета и обеспечить соответствующее снижение доходности по государственным ценным бумагам.

Предстоит в полной мере реализовать программу по оптимизации  государственных заимствований, маневрируя внутренними и внешними займами. Так, например, уже осуществляются операции по выкупу дорогих выпусков ГКО за счет средств, привлеченных при размещении евробондов, что повлечет за собой  увеличение доли более дешевых внешних  заимствований. При этом привлечение  внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета должно осуществляться осторожно.

В результате проводимой политики важно обеспечить ограничение темпов роста государственного долга темпами  роста ВВП.

В 1999 году предстоит стабилизировать  за счет указанных мер долю процентных расходов в бюджете, а с 2000 года - снижать ее.

С точки зрения управления государственным долгом важной проблемой  является обеспечение контроля за заимствованиями субъектов Российской Федерации.

В настоящее время регионы  часто не в состоянии платить  по уже имеющимся обязательствам по внутренним займам, что ставит под  сомнение возможность своевременного и полного выполнения ими обязательств, связанных с внешним долгом. Кроме  того, неконтролируемый рост заимствований  субъектов Российской Федерации  приводит к росту внешнего долга  России, что может повлиять на кредитный  рейтинг России и создать проблемы с размещением еврооблигаций  Правительства Российской Федерации. Поэтому осуществление субъектами Российской Федерации внешних заимствований  должно находиться под постоянным контролем  Правительства Российской Федерации.

 
 

 

6. Меры по поддержке  производства

 

6.1. Промышленная политика

 

Для усиления мер по преодолению  бюджетного кризиса предлагается снизить  финансовое бремя, лежащее на производстве.

Ключевая проблема производственной сферы сегодня - это недостаток ликвидности, неплатежи и долги, бартер и денежные суррогаты, низкий уровень монетизации, унаследованный от периода высокой  инфляции и финансовой стабилизации.

Для ее решения необходимо увеличить кредитование экономики  и снизить процентную ставку по ссудам. Сегодня объем кредитных вложений в экономику составляет 12 процентов  ВВП, тогда как нормальное соотношение - 100 процентов. Именно поэтому не рассасываются  неплатежи, растут долги предприятий. Попытки решить проблему путем введения всеобщего взаимозачета, замораживания  или списания долгов и печатания  денег к успеху не приведут.

Между тем реализация мер, облегчающих финансовое положение  предприятий и способных содействовать  снижению процентных ставок, приведет к оживлению в экономике, росту  доходов и налоговых поступлений, повышению уровня монетизации и, как следствие, к снижению процентных ставок по кредитам.

Надо только иметь в  виду, что высокий уровень ставок сегодня обусловлен не только спросом  на деньги, но и высокими рисками  кредитов и инвестиций в российские предприятия. Это связано с тем, что значительная доля предприятий  не производит конкурентоспособную  продукцию с приемлемыми издержками, не располагает управлением, отвечающим требованиям рынка. Поэтому в  лучшем случае процентная ставка для  конечного заемщика в ближайшие  годы будет на 8 - 10 пунктов выше, чем  доходность ГКО.

В сложившихся условиях поддержка  производства может осуществляться по трем основным направлениям:

снижение налогового бремени;

снижение цен и тарифов  в отраслях естественных монополий, сокращение перекрестного субсидирования;

снижение бремени долгов за счет той их части, которая накоплена  не по вине предприятий.

Снижение налогового бремени  предусмотрено проектом Налогового кодекса Российской Федерации. В  случае его принятия для реальной сферы налоговое бремя снизится на 1,5 - 2 процента ВВП. В дальнейшем планируется  продолжить линию на снижение ставок налогообложения при увеличении собираемости налогов.

Будут предприняты меры по упорядочению системы мобилизационной  подготовки экономики Российской Федерации. Это позволит разбронировать материальные ценности мобилизационного резерва  и сократить затраты на поддержание  невостребуемых мобилизационных мощностей, что приведет к улучшению финансового положения предприятий.

 

6.2. Снижение цен и тарифов  в отраслях

естественных монополий

 

С 15 июня 1998 г. снижены на 25 процентов тарифы на грузовые железнодорожные  перевозки грузов (уголь, нефть сырая, мазут, руда), составляющих 36 процентов  объема перевозок.

Намечается осуществить  дополнительное снижение оптовых цен  на газ и тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей до 50 процентов при условии их оплаты "живыми деньгами".

Смысл этой меры состоит  в том, что в последние годы цены на продукты и услуги естественных монополий ушли вперед по сравнению  с возможностями потребителей рассчитываться в денежной форме. В итоге железные дороги, газовая промышленность и электроэнергетика сосредоточили у себя большую часть накопленной дебиторской задолженности. Расчеты "живыми деньгами" с потребителями внутри России составляют у них:

 

    РАО "Газпром"                            - 12 процентов

    РАО "ЕЭС  России"                         - 13 процентов

    МПС по внутренним  грузовым сообщениям    - 31,2 процента.

 

Цены при расчетах денежными  суррогатами или по бартеру существенно  завышаются, а начисленные налоги не уплачиваются.

Снижение цен и тарифов, даже значительное, при условии оплаты "живыми деньгами" будет стимулировать  рост монетизации экономики, спроса на деньги, не нанося ущерба сбору налогов.

В 1997 году были приняты решения  о скидках цен и тарифов  в этих отраслях при условии оплаты "живыми деньгами" по решению поставщика. В основном за счет этого РАО "Газпром" за 6 месяцев поднял денежную составляющую в расчетах с 7 до 12 процентов. Предлагаемый порядок отличается тем, что право  выбора будет принадлежать потребителю.

Предлагается снизить  также в 3 раза валютную составляющую тарифа за прокачку нефти по нефтепроводам.

Указанные меры хотя и повысят  напряженность финансового положения  в отраслях естественных монополий, позволят существенно снизить издержки в других отраслях промышленности, прежде всего нефтяной и нефтеперерабатывающей, химической, черной и цветной металлургии, а также в бюджетной сфере.

 

6.3. Реструктуризация задолженности  предприятий

 

В настоящее время задолженность  предприятий перед бюджетами  всех уровней и внебюджетными  государственными фондами по заработной плате, поставщиками и банками достигла примерно 1 трлн. рублей. На многих предприятиях их долги нередко многократно  превышают годовые объемы реализации продукции и большей частью стали  безнадежными. Особое значение при  этом играют бюджеты всех уровней, ставшие  своего рода генераторами неплатежей. Для оживления экономики потребуется  осуществить меры по развязке долговой проблемы при том, что списание или  прощение долгов, особенно со стороны  государства, недопустимо, поскольку  подрывает налоговую и финансовую дисциплину, в настоящее время  и так чрезвычайно слабую.

Решения Правительства Российской Федерации о порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности  юридических лиц перед федеральным  бюджетом, об ускоренной процедуре банкротства, об обращении взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету и о пересчете пеней уже создали определенную правовую базу.

Представляется необходимым  осуществить ряд мер, которые  позволили бы продвинуться в решении  проблемы неплатежей и долгов и стимулировать  снижение процентных ставок.

Предлагается внести следующие  уточнения в порядок реструктуризации задолженности предприятий в  федеральный бюджет:

Информация о работе История россии