Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:40, реферат
Мотивацией к выбору темы послужил личный интерес к проблеме попыток универсального объяснения истории, а также современные дискуссии о настоящем состоянии исторического процесса, в которых сочетаются радикально разные мнения: от теории постистории, развитой среди прочих Жаном Бодрийяром, до идей Иммануила Валлерстайна о скорой смене капиталистической системы качественно новым состоянием человеческого общества.
В первой части данного реферата предлагается введение в проблему исторического процесса, говорится о факторах общественного развития и дается общая характеристика двух основных подходов к его рассмотрению.
Введение 3
Раздел 1. Понятие исторического процесса, его факторы и подходы к нему. 5
Раздел 2. Унитарно-стадиальные теории исторического процесса. 10
Плюрально-циклические концепции истории 15
Заключение. 19
Библиография. 20
Федеральное
государственное
«Финансовый университет при правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Кафедра «Философия»
Реферат
по философии
Тема: «Проблема типологии истории»
Выполнил: студент группы ФК 2-16
Бабкин С.С.
Научный руководитель: д.ф.н.,
профессор Зорина Е.В.
Москва
2011
План
Введение 3
Раздел 1. Понятие исторического процесса, его факторы и подходы к нему. 5
Раздел 2. Унитарно-стадиальные теории исторического процесса. 10
Плюрально-циклические концепции истории 15
Заключение. 19
Библиография. 20
Восприятие общества и человека как его части немыслимо без осознания того, что оно находится в постоянном процессе видоизменения, обретения новых форм и качеств. Очевидно, что современное общество кардинально отличается от общества начала XX века, не говоря уже о более ранних этапах развития человечества.
Процесс развития общества со всеми присущими ему событиями и процессами входит в категорию истории. Эту категорию рассматривает не одна дисциплина, и каждая рассматривает историю со своей стороны, обращая внимания на те или иные ее элементы.
Если
собственно история как наука
рассматривает прошлое
Философия пытается найти ответы на эти вопросы уже очень давно, ее рассматривают многие философские программы, и, как следствие, мы видим обилие взглядов на исторический процесс, часто взаимоисключающих, но при этом дополняющих друг друга. Проблема не потеряла актуальности и, наверное, никогда ее не потеряет, так как универсальную систему создать практически невозможно, а вопрос представляется очень важным, ведь через осознание своего прошлого человечество может прийти к ответам на вопросы об устройстве своего будущего.
Мотивацией
к выбору темы послужил личный интерес
к проблеме попыток универсального
объяснения истории, а также современные
дискуссии о настоящем
В первой части данного реферата предлагается введение в проблему исторического процесса, говорится о факторах общественного развития и дается общая характеристика двух основных подходов к его рассмотрению. Во второй и третьих частях рассматриваются соответственно формационный и локально-цивилизационный подход к истории, даются идеи различных представлений этих подходов, раскрываются их достоинства и недостатки.
В подготовке работы была использована учебная литература по общей философии, а также социальной философии и философии истории. Помимо этого, использовались статьи в периодических изданиях на соответствующую тематику, а также справочная литература.
Исторический процесс является процессом, существование которого очевидно и подтверждается видоизменениями человеческого общества на протяжении годов и веков. Согласно определению, исторический процесс - поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Он выражается в последовательной смене способов производства, обновлении социальных структур, политических систем и духовной жизни. [5, c. 399]
Сам по себе исторический процесс является сложным и многосторонним явлением, которое подвержено воздействию определенных факторов. Факторы, обуславливающие немедленные и относительно незначительные изменения в общественной жизни часто очевидны и понятны и укладываются в систему причины и следствия. (Так, относительно высокий уровень образования населения, большое количество молодежи и критический уровень безработицы стали причиной восстаний в арабских странах в начале 2011 года).
Однако более глобальные изменения в структуре общества, которые и представляют собой движение исторического процесса, не всегда можно объяснить умозрительными факторами, имеющими конкретное событийное воплощение. Отвечая на вопрос о характере таких факторов, приходится проникать в более глубокие слои социального бытия, где закономерности общественной жизни переплетаются со случайными событиями и явлениями, а роль одного человека может быть сопоставима с влиянием на исторический процесс народных движений.
Здесь можно
различить факторы, имеющие конкретную
социологическую окраску и
Если рассматривать исторический процесс с точки зрения истории и социологии, а также материалистических направлений в философии, то можно выделить объективные и субъективные факторы исторического процесса. [5, c. 399]
К объективным
факторам относятся природные условия
жизни общества, объективные потребности
людей в обеспечении
Таким образом, эти факторы, пусть и являются часто следствием коллективного или индивидуального поведения общественных групп и людей, но, тем не менее, воспринимаются членами общества на конкретном этапе исторического процесса как данность, при этом они влияют на условия, которые обеспечивают переход к новым формам состояния общества.
Выделяют также субъективные факторы исторического процесса - это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Важнейшими составляющими субъективного фактора выступают сознание и в целом духовный мир людей, их умения и навыки к производственной деятельности, социальный опыт, уровень культуры, а также их волевые качества. Большое значение приобретает организованность в действиях людей.
Среди известных деятелей, всячески подчеркивавших значение субъективных факторов в движении истории, можно выделить Льва Николаевича Толстого. В его романе-эпопее «Война и мир» проблеме факторов исторического процесса уделено пристальное внимание, и особенно подчеркивает роль субъективных факторов. Они, по мнению Толстого, проявляются в воле народа, движении народных масс, которые при этом часто совершенно не соотносятся с волей правителей того или иного народа. [2] Стоит отметить, что в рассмотрении субъективных факторов исторического процесса остро стоит вопрос о роли отдельной личности в истории, и разные историки и философы склонны решать эту проблему разными способами.
При этом объективные и субъективные факторы исторического процесса диалектически взаимодействуют между собой, обуславливая друг друга и соответственным образом объединяясь.
Факторы исторического процесса в разных философских системах рассматривались по-разному. Разница объясняется общими направленностями той или иной философской программы, их способами решения других проблем философии.
Так, Аврелий Августин в своем основном произведении об историческом процессе «О граде Божьем» предпринял попытку объяснить многие явления истории под углом зрения христианской догматики. По его убеждению, в центре исторического процесса стоит Бог и все нити земных дел связаны с явлением Христа. Такая позиция объясняется понятным христианским догматизмом в философии Средневековья. Аналогичную трактовку социальных изменений можно встретить во все позднейшие столетия вплоть до нашего времени – в трудах представителей неотомистского направления в философии. [6, c. 6]
А, например, в философии Гегеля изменения социальной действительности детерминируются Абсолютной идеей, ее саморазвитием. Всемирная история, по Гегелю, есть прогресс в сознании свободы, который должен быть познан в его необходимости. «Сама в себе свобода, – отмечал он, – заключает бесконечную необходимость осознать именно себя и тем самым становиться действительной, потому что по своему понятию она есть знание о себе, она является для себя целью, и притом единственной целью духа, которую она осуществляет». На пути своей реализации Дух преодолевает препятствия, в том числе и порождаемые им самим; он преодолевает и такие действия, которые исходят от индивидов. [1, c.19]
Как видно из этих примеров, различные философские направления видели разные факторы исторического процесса по-разному значимыми по отношению друг к другу, при этом выделяя факторы религиозного и метафизического, а не только научного характера.
Такое отношение к значимости тех или иных факторов исторического процесса определило существование различных взглядов на собственно периодизацию исторического процесса, его отношение ко всему человечеству или к отдельным его частям.
Дискуссии о том, как следует типологизировать истории в ее целостности относительно истории всего общества или относительно истории отдельных культур и цивилизаций продолжаются до сих пор. В целом можно разделить взгляды современных философов на эту проблему на две основные группы: это формационные и цивилизационные подходы, но и внутри них существует неоднородность, которая в основном обусловлена различными подходами в восприятии факторов исторического процесса.
Можно выделить
общее между двумя подходами:
история рассматривает как
Различия
же монистического (стадиального, формационного)
подходов и цивилизационно-
Монистические
подходы стали популярны
Таким образом, христианское видение истории сделало детерминирующим фактором исторического процесса культурный, а точнее религиозный относительно появления христианской религии. [8, c. 164]
На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим. Этот подход стал популярен ближе к завершению XIX века и вместе с монистическим был популярен в XX веке, найдя множество сторонников, по-разному его интерпретировавших.
Различные
версии этих подходов более подробно
рассмотрены в следующих
Унитарно-стадиальные теории исторического процесса объясняют исторический процесс обычно с точки зрения одного подавляющего фактора, влияющего на его ход. В них существует разделение всего исторического процесса на определенное количество этапов (стадий, формаций), которые сменяют друг друга в момент смены характера основного фактора процесса. При этом развитие обычно рассматривается как развитие прогрессивное, то есть в нем общество движется от менее совершенных форм к более совершенным, и считается присущим всему человечеству в целом и каждому народу по отдельности.