Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:40, реферат
Мотивацией к выбору темы послужил личный интерес к проблеме попыток универсального объяснения истории, а также современные дискуссии о настоящем состоянии исторического процесса, в которых сочетаются радикально разные мнения: от теории постистории, развитой среди прочих Жаном Бодрийяром, до идей Иммануила Валлерстайна о скорой смене капиталистической системы качественно новым состоянием человеческого общества.
В первой части данного реферата предлагается введение в проблему исторического процесса, говорится о факторах общественного развития и дается общая характеристика двух основных подходов к его рассмотрению.
Введение 3
Раздел 1. Понятие исторического процесса, его факторы и подходы к нему. 5
Раздел 2. Унитарно-стадиальные теории исторического процесса. 10
Плюрально-циклические концепции истории 15
Заключение. 19
Библиография. 20
Должно быть, самым известным из унитарно-стадиальных или, как их еще называют, прогрессистских взглядов на исторический процесс является теория формационного развития, предложенная и развитая Карлом Марксом и его последователями.
Основными
понятиями этой теории являются такие
категории, как общественное бытие
и общественное сознание, способ материального
производства, базис и надстройка,
общественно-экономическая
Источником развития в формационном подходе, по Марксу, является конфликт между производительными силами и производственным отношениями. Этот конфликт приводит к социальным волнениям, которые приводят к революции, обеспечивающей смену этапа развития человеческого общества, то есть переход к новой формации.
Формация – это этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.
Карл Маркс в своей формационной теории выделял пять основных формаций, которые проходит в своем развитии человеческое общество.
Это:
Стоит отметить, что также выделялась такая промежуточная формация, характерная для обществ Древнего Востока, как азиатский способ производства, в котором основным работодателем и эксплуататором является государство, обеспечивающее консолидацию общества путем задания и контроля над выполнением крупных проектов (например, строительство пирамид или ирригационных систем). [4, c. 194]
Несмотря на кажущуюся стройность и логичность марксистской формационной теории, она подверглась существенной критике, в которой основными аргументами были: безосновательный перенос на все мировое сообщество системы, гораздо более присущей Западной Европе (многие восточные общества не укладывались в эту систему, это и привело к выработке идеи азиатского способа производства); выделение лишь одного аспекта развития общества – социально-экономического; телеологичность этой теории; упрощение социальной структуры общества; недостаточное внимание духовной сфере жизни общества и прочее.
Помимо марксистской формационной теории, западная философия XIX и XX веков разработала и другие стадиально-прогрессистские подходы к рассмотрению мирового исторического процесса.
Среди них можно выделить теорию стадий экономического роста Уильяма Ростоу, теорию индустриального общества Раймона Арона, многочисленные теории конвергенции, теорию постиндустриального общества Даниела Белла и т.д.
Остановимся
поподробнее на теории стадий экономического
роста американского
В этом подходе
основным критерием прогресса
Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, науки и техники.
В теории Ростоу и его единомышленников выделяется 4 стадии роста:
Теория стадий роста Ростоу является с виду достойной попыткой охарактеризовать развитие человеческого общества с точки зрения его прогрессивного развития, однако во многом сталкивается с теми же проблемами, что и формационная теория.
Во-первых, ее сложно распространить на все человечество в целом, так как многие общества еще не достигли постиндустриальной и уж тем более постпостиндустриальной стадии, в частности находящиеся на аграрной стадии развития общества стран Африки и Азии.
Во-вторых, это телеологический характер теории, в котором у человечества есть высшая конечная цель в виде техногенного общества, после которого движение человеческой истории уже не рассматривается.
Стадиальные теории развиваются и сейчас, часто применяясь только к западному обществу, но иногда и ко всему человечеству. При этом классические теории дополняются современными идеями.
Так, известный экономист Иммануил Валлерстайн в своей работе «Динамика глобального кризиса» предполагает, что в данный момент капиталистическая формация в современном своем рыночном виде подходит к своему завершению, а на смену ей может прийти или жесткая иерархическая, деспотическая структура, именуемая «программой Давоса», или наоборот, сложная децентрализованная, полу-анархическая структура человеческого общества, или «программа Порту-Алегри». [9]
Своеобразную
конкуренцию унитарно-
Еще одной особенностью плюрально-циклических концепций является рассмотрение истории не как телеологически направленного процесса, а как цикла, в котором переживаются этапы подъема и упадка.
Первые плюрально-циклические концепции были разработаны в XIX веке, и особенное место среди работ того времени на эту тему занимает «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского.
Теория была развита в XX веке, во многом благодаря усилиям О. Шпенглера и А. Тойнби. Разные авторы по-разному называли основные исторические единицы в своих работах, используя такие термины, как "культурно-исторические типы", "культуры", "общества", "цивилизации". Чаще всего использовалось последнее слово, в силу чего этот подход в нашей стране получил наименование цивилизационного. [7, c. 156]
Как было сказано выше, развитие цивилизационный подход к рассмотрению исторического процесса получил в работе Н.Я. Данилевского.
В модели
Данилевского история человечества
предстала как развитие отдельных,
замкнутых культурно-
По Данилевскому, все культурно-исторические типы самобытны в том, что черпают ресурсы для своего развития только из самих себя, то есть из особенностей своей культуры и внешних факторов, присущих только им, однако реализация такого развития отнюдь не всегда отличается многосторонностью и вообще успешностью.
Данилевский вывел исторический закон, согласно которому культура и ценности одной цивилизации не могут во всей полноте передаться другой: каждая цивилизация является своего рода «исторической монадой», самостоятельной и независимой единицей, у которой нет общих с другими культурами шкал ценностей.
Таким образом, В соответствии с теорией культурно-исторических типов невозможно, во-первых, указать, какой культурный тип является по уровню развития более высоким, а во-вторых, представить движение истории человечества «по прямой».
Данилевский по-своему представляет себе понятие прогресса, расходясь с представителями унитарно-стадиальных подходов. «Прогресс (...) состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях». [3, c. 115]
Идеи Данилевского впоследствии сильно повлияли на других представителей цивилизационного подхода, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби.
Основным фактором развития каждого народа по Шпенглеру является развитие культуры этого народа. Он развивает свою идею очень похоже с Данилевским. По его мнению, каждый народ представляет собой самостоятельный «культурно-исторический тип», непохожий на культурно-исторические типы других народов. Типы их культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг другу. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеческого, равно как и единого исторического процесса. [5, c. 344]
Шпенглер выделяет восемь существовавших и существующих культур, как-то: египетская, вавилонская, индийская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и культура майя. К этому он добавляет, что ожидается рождение русско-сибирской культуры.
По Шпенглеру, единственной жизнеспособной из этих цивилизаций, является фаустовская, но и та уже вступила в период своего упадка, который должен продлиться несколько веков (красноречиво название главной работы Шпенглера: «Закат Европы»).
Шпенглер
говорит о том, что каждая культура
проходит этап зарождения, развития, расцвета,
который затем сменяется
При этом цивилизация является мертвой культурой, результатом ее вырождения. Шпенглер пишет, что цивилизации следуют за культурой, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием. Тойнби говорит о ложности концепции единства истории, основанной на идее похожести в современных развитых странах экономических и политических систем. Он отмечает, что экономические и политические системы схожи далеко не во всех странах, к тому же неодинакова степень их похожести. Однако концепция единства истории имеет еще одну ложную посылку – представление о прямолинейности развития. Тойнби показывает дискретный и к тому же многоплановый характер развития разных обществ. [5, c.346]
Он пишет о «потоке человеческой жизни», который прерывается от одной замкнутой цивилизации к другой. Каждая из них проходит, по его мнению, стадии генезиса, роста, надлома и распада, которые он подробно анализирует в указанном выше труде. [5, c. 346]
При этом основным фактором развития каждой цивилизации является необходимость ответа на вызовы внешней среды, борьба с ними или приспособление к ним.
Таким образом, цивилизационный подход к рассмотрению исторического процесса показал себя как в целом достойная альтернатива формационному подходу и теории стадий роста, так как рассматривал цивилизации в их уникальности, также основываясь на исторических примерах.
Однако
от критики эта особенность
Итак, исторический
процесс является одной из категорий,
которая нашла свое отражение
в различных философских