Равового регулирования исполнительного производства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 04:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Судебная защита прав граждан и организаций, гарантированная п. 1 ст.46 Конституции Российской Федерации, может быть практически реализована только в том случае, если гражданин или организация, обратившись в компетентную инстанцию за защитой их нарушенного или оспоренного права, реально получили присуждённое им юрисдикционным органом. Ввиду этого значение исполнительного производства трудно переоценить как в сфере гражданского судопроизводства, так и в общественной жизни. Степень реальности исполнения судебных постановлений является показателем не только состояния судебной ветви власти, но и государственной власти в целом. В науке гражданского процессуального права многие вопросы исполнения вызывают немало споров и разногласий

Оглавление

Введение 4
1. Понятие и правовое регулирование исполнительного производства в России 8
1.1. Становление института исполнительного производства в системе российского права 8
1.2. Место исполнительного производства в системе современного российского права 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование исполнительного производства 21
2. Зарубежный опыт правового регулирования и организации исполнительного производства и проблемы его введения в России 28
2.1. Исполнительное производство в странах Евросоюза и США 28
2.2. Организация исполнительного производства в государствах на постсоветском пространстве (страны СНГ) 34
3. Тенденции совершенствования правового регулирования исполнительного производства 43
Заключение 52
Библиографический список 55

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Например, во Франции  исполнительное производство реализуется  не только судебными исполнителями, но и генеральными прокурорами, прокурорами  Республики, командирами и офицерами  полицейских сил. Однако основные действующие  лица - это судебные исполнители. Их правовой статус сочетает в себе элементы статусов независимого практикующего лица и государственного служащего. При исполнении судебных решений на первый план в статусе исполнителя выступают признаки государственного служащего. Поскольку работа исполнителя связана с денежными и прочими ценностями, то существующий при этом риск покрывается страховкой, на которую должно подписаться сообщество исполнителей. Страховая премия распределяется среди членов объединения судебных исполнителей.38

В Германии исполнительное производство осуществляют регистраторы суда, у которых имеется специальный  сертификат, дающий им право исполнять  решения суда.

В Израиле служба исполнителей находится при магистратских  судах. Возглавляет ее директор, являющийся судьей или регистратором данного суда. Интересно отметить такой факт, что если исполнители подчиняются непосредственно директору службы, то назначаются они министром юстиции.

В Греции к основным органам исполнительного  производства относится не только исполнитель, но и нотариус, в функции которого входит исполнение судебных актов о взыскании денежных средств. Такой нотариус называется клерком публичного аукциона, и только он вправе проводить публичный аукцион.

В США функции исполнительного  производства осуществляют шерифы и их заместители, отчасти маршальская служба на федеральном уровне, судебные приставы - исполнители, а также частные юридические агентства. Шерифы налагают арест на имущество должника. Причем если шериф, как правило, не является юристом, то его заместитель обязательно должен пройти обучение в полицейской академии, где в том числе преподается и исполнительное производство.39

Беглый обзор организационно - правовой системы исполнительного производства за рубежом позволяет выделить два  существенных факта. Во-первых, исполнительным производством занимаются многие органы государства и организации. Во-вторых, нередко оно поручается частным лицам, которые используются на разном уровне: это может быть судебный исполнитель, работающий по лицензии, или частная адвокатская контора, занимающаяся розыском имущества, и пр. Тем самым государственные органы хотя и вовлечены в сферу исполнительного производства, но благодаря такому распределению функций несколько разгружены, что позволяет им иметь меньше дел в производстве.

Следует отметить тенденцию  в развитии исполнительного производства: поиск правовых, но несудебных путей  исполнения.

Бесспорно, что право  любой страны отражает сложившиеся  правовые традиции и особенности  экономико-политической жизни общества на определенном этапе развития. По этой причине и исполнительное производство каждой страны самобытно. В каждой стране есть свои особенности либо в организации исполнительного производства, либо в содержании деятельности по принудительному исполнению.

В США, Израиле, некоторых  других государствах существует специфический  способ раскрытия места нахождения имущества должника. Если кредитор не знает, обладает ли должник собственностью, или не знает, где она находится, то он вправе прибегнуть к помощи суда - к процедуре дополнительного раскрытия. Клерк суда выдает повестку. Должник должен явиться в суд, где во время слушания определяется его имущество и способность оплатить то, что предусмотрено по решению суда. Во время слушания может быть потребовано раскрыть информацию о существовании и местонахождении его имущества для наложения взыскания. Если лицо не явилось по повестке или не желает раскрыть указанную информацию, то оно может быть подвергнуто тюремному заключению за проявленное неуважение к суду. Подобная санкция отличается от уголовного наказания по ряду моментов. В отличие от уголовного осуждения здесь не определен срок тюремного заключения. Это означает, что лицо, подвергнутое такому наказанию, будет освобождено немедленно, если согласится выполнить приказ суда. Лицо не может быть подвергнуто тюремному заключению только по причине отказа оплатить долг. Такая мера не лишена здравого смысла: должник отправляется в тюрьму как бы с ключами от нее в кармане, все зависит от его доброй воли исполнить решение суда.

По некоторым делам, не связанным со взысканием денежных сумм или имущества, американский суд  может приказать лицу прекратить вредные действия (ускорить перевод  права собственности на строение в соответствии с договором купли-продажи, реорганизовать школу, прекратить расовую дискриминацию и пр.). Если ответчик отказывается подчиниться приказу судьи, то он может быть подвергнут штрафу или тюремному заключению (или тому и другому), ибо неисполнение приказа судьи расценивается как проявление неуважения к суду и подлежит наказанию. Интересно, что штраф может взыскиваться не в пользу государства, а в интересах противоположной стороны. Размер штрафа зависит от конкретного дела и может взыскиваться ежедневно. Здесь хорошо просчитана психология должника, как правило не желающего платить именно кредитору.40

Интересен опыт США в  плане внесудебного исполнения решения  суда - сообщение о неплатеже должника в агентство по кредитным сведениям. В обязанность данных агентств входит сбор информации о гражданах как о потенциальных неблагонадежных заемщиках. Общеизвестно, что в США, если лицо намерено получить кредитную карточку или приобрести какую-то собственность в кредит, будущий кредитор вправе настаивать на получении сообщения из агентства, предоставляющего кредитный рейтинг лица. Отрицательный рейтинг может привести к отказу в выдаче кредита или кредитной карточки. Нетрудно себе представить, как важно иметь положительный рейтинг в стране, где без кредита или кредитной карточки просто невозможно нормально жить. Кредитные агентства обладают широкой сетью компьютерной информации, поэтому даже если лицо пожелает получить кредит в другом штате, то его рейтинг может быть определен и там. Однако кредитор более заинтересован в получении денег от должника, нежели в том, чтобы испортить ему рейтинг. Поэтому кредитор может и воздержаться от сообщения в указанное агентство о должнике, если тот оплатит свой долг.

Кредитор в США после  получения исполнительного листа  вправе обращаться (в зависимости  от штата) за помощью к атторнею, в агентство по взысканию или к частному сыщику. Например, для получения информации, необходимой для исполнительного производства, рекомендуется обращаться в фирмы, специализирующиеся на использовании компьютеров.

Кроме того, лицо, имеющее  на руках решение суда, иногда вправе уступить свои требования любому другому лицу. В США право на решение может быть продано, как и любой иной объект собственности. Однако нельзя сказать, что это происходит часто, поскольку маловероятно, чтобы покупатель заплатил сумму, близкую к стоимости решения.

Многим странам мира известна проблема с исполнением  решений о взыскании алиментов  на содержание несовершеннолетнего  ребенка. Интересный способ заставить  граждан выполнять свой долг перед  детьми нашли американские юристы. Ежемесячно органы опеки и попечительства получают доступ к информации о новых банковских счетах, открытых в финансовых учреждениях. Тем самым выявляются должники. Кстати, введенная в России регистрация крупных сделок тоже может быть использована для обнаружения как самого должника, так и его имущества.

Чисто американская мера принуждения - это изъятие водительских прав. Так, в штате Мэриленд поступление  от просроченных выплат на содержание детей в 2009 г. составило 56,8 млн. долл. благодаря предупреждению о приостановлении действия водительских прав. Подобная мера охватывает и все виды деятельности, требующие лицензии, ибо легче исполнить решение, чем потерять лицензию врача, юриста и пр.41

Использование подобных мер принуждения должника к исполнению судебного акта в российских условиях возможно только в том случае, если в соответствующее законодательство будут введены необходимые основания лишения лицензии. Именно в этом и состоит идея действенного механизма правового регулирования, когда работают не отдельные отрасли, а все право вместе, поддерживая те или иные институты. Установление аналогичных мер вполне возможно и в российском законодательстве.

Применительно к законодательному урегулированию исполнительного производства следует сказать, что чаще всего  эти вопросы регулируются гражданскими процессуальными кодексами. В Швеции действует Кодекс исполнительного производства, в котором различаются публичные и частные дела. Публичные дела касаются штрафов и налогов. В таких делах государство представляет служба исполнителей.

Во многих государствах исполнитель сталкивается с тем, что имущество, подлежащее аресту, должник  объявляет собственностью третьих  лиц. Чтобы избежать таких проблем, шведский Кодекс исполнительного производства содержит ряд презумпций. Должник  презюмируется собственником имущества, находящегося в его владении, если иное не будет доказано. Однако если должник женат и постоянно проживает вместе с супругой, то должник презюмируется собственником вещей, если не будет доказано, что этой собственностью супруги владеют вместе или что собственность принадлежит другому супругу или третьим лицам.

Регулирование исполнительного  производства очень удобно в кодифицированном акте, и прежде всего потому, что  это позволяет отразить механизм совершения различных исполнительных действий.

Таким образом, система исполнительного законодательства в зарубежных странах и в России в значительной мере не совпадают. Причина кроется, как правило в том, что США и большинство стран Европы накопили огромный опыт, исчисляемый сотнями лет. Российская Федерация в области исполнительного производства его только начинает накапливать. Тем не менее создавать правильную и эффективную систему исполнительного производства необходимо сегодня.

 

 

2.2. Организация исполнительного производства в государствах на постсоветском пространстве (страны СНГ)

 

На процесс становления  исполнительного производства стран  ближнего зарубежья в большей  или меньшей степени оказывает  влияние опыт европейских государств.  В некоторых странах СНГ государств наблюдается тенденция децентрализации национальных систем исполнительного производства и внедрение в них элементов «частного» исполнения.

Форма организации исполнительного  производства, полномочия органов принудительного  исполнения  в иностранных государствах на постсоветском пространстве имеют ряд отличий от применяемых в отечественной модели, что обусловлено определенными подходами к совершенствованию законодательного регулирования с учетом зарубежного опыта. При этом по-разному решается вопрос о подведомственности органа, уполномоченного в сфере исполнительного производства, в связи с чем осуществление судебных решений и актов других органов включено в компетенцию структур, находящихся при судах (Комитет по судебному администрированию при Верховном суде Республики Казахстан) или входящих в состав министерств юстиции (Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины, Судебный департамент при Министерстве юстиции Кыргызской Республики,  Департамент по исполнению судебных решений при Министерстве республики Молдова), либо отдельных специализированных организаций (Служба принудительного исполнения судебных актов Республики Армения).42

В Азербайджанской Республике образовано Главное управление судебных исполнителей Министерства юстиции. Принудительное исполнение судебных решений осуществляют городские и районные отделы, отделения и группы судебных исполнителей, которые называются исполнительными чиновниками.

Принудительное исполнение решений на Украине возлагается  на государственную исполнительную службу, которая входит в систему Министерства юстиции Украины. Принудительное исполнение решений проводят государственные исполнители Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины отделов государственной исполнительной службы управлений юстиции в соответствии с установленной законом подведомственностью исполнения.

В Республике Таджикистан в рамках реализации программы судебно-правового производства, полномочия по принудительному исполнению, ранее возложенные на работников судов, были переданы Министерству юстиции. В этой связи при Министерстве юстиции Республики Таджикистан образовано Управление по организации деятельности судебных исполнителей, на которое возложены функции по: проверке деятельности судебных исполнителей, дачи им методических и практических рекомендаций; обобщению практической работы судебных исполнителей; предоставлению предложений об улучшении организации деятельности судебных исполнителей и т.д. Руководитель Управления назначается и освобождается от должности приказом Министра юстиции Республики Таджикистан и подчиняется непосредственно Министру юстиции.

Законодательное регулирование  исполнительного производства в  Республике Беларусь основывается на концепции, определяющей, что исполнительное производство является стадией гражданского процесса, а модель организации принудительного исполнения «можно охарактеризовать  как публично-правовую, в которую внедряются частноправовые элементы на этапе реализации имущества должника».43 В отличие от России, в Республике Беларусь функции принудительного исполнения осуществляют органы судебной власти.

Информация о работе Равового регулирования исполнительного производства в России