Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 15:34, курсовая работа
Основной задачей исполнительной системы должно быть обеспечение неотвратимости имущественной и иной ответственности должника — участника предпринимательской и иной экономической деятельности.
Содержание Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
позволяет ответить на этот вопрос утвердительно: исполнению судебных актов
как стадии арбитражного процесса посвящен специальный раздел, в котором разрешаются многие общие вопросы исполнительного производства.
Введение.3
Глава 1. История развития и правовое регулирование исполнительного
производства.
1.1. Исторические аспекты развития и становления исполнения судебных решений в России..8
1.2. Особенности регулирования исполнительного производства в европейских государствах.15
1.3. Современное нормативно-правовое регулирование исполнительного
производства20
Глава 2. Правовая природа исполнительного производства в РФ.
2.1. Понятие и значение института исполнительного производства..32
2.2 Сущность и правовая природа исполнительного производства37
2.3. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства48
Глава 3. Пути совершенствования исполнительного производства.
3.1. Предпосылки и причины реформирования исполнительного производства57
3.2. Направления совершенствования исполнительного производств66
Заключение... 79
Список литературы и источников.. 84
Глава 2. Правовое регулирование исполнительного производства
23
1. Возбуждение исполнительного производства 23
2. Место, время и сроки совершения исполнительных действий
31
3. Прекращение и окончание исполнительного производства
Министерство образования и науки
ТОМСКИЙ МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Кафедра Гражданского права и процесса.
Курсовая работа
по дисциплине «Гражданское процессуально право)»
Правовое регулирование исполнительного производства.
Выполнила:
студентка ТМЦДО
специальности 030501
Захарова Ирина Сергеевна
08 нобря 2013
г. Ханты-Мансийск, 2013.
Введение.3
Глава 1. История развития и правовое регулирование исполнительного
производства.
1.1. Исторические
аспекты развития и
1.2. Особенности
регулирования исполнительного
производства в европейских
1.3. Современное
нормативно-правовое
производства20
Глава 2. Правовая природа исполнительного производства в РФ.
2.1. Понятие и
значение института
2.2 Сущность и
правовая природа
2.3. Понятие и
классификация субъектов
Глава 3. Пути совершенствования исполнительного производства.
3.1. Предпосылки
и причины реформирования
3.2. Направления
совершенствования
Заключение... 79
Список литературы и источников.. 84
Глава 2. Правовое регулирование исполнительного производства
23
1. Возбуждение исполнительного производства 23
2. Место, время и сроки
совершения исполнительных
31
3. Прекращение и окончание исполнительного производства
Введение.
Исполнительное производство – один из важнейших институтов юриспруденции, ведь именно исполнение решения придает логическую завершенность всему процессу судопроизводства
Действовавший до недавнего времени механизм принудительного исполнения судебных и других актов сформировался в иных экономических условиях и не был рассчитан на рыночные отношения и реальное обращение взыскания не только на имущество граждан, но и на имущество индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по их долгам. Поэтому для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьезной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закрепленных в правоприменительном акте.
Важнейшим условием успешного функционирования судебной системы как современной России, так и России дореволюционной является обеспечение надлежащего исполнения судебных решений. От этого зависели и зависят гарантированность прав человека, ход экономических преобразований, благосостояние общества, авторитет государства.
Таким образом, организация деятельности подразделений Федеральной службы судебных приставов как социальное и правовое явление представляет собой актуальную проблему, требующую своевременного научного и комплексного разрешения.
Основной задачей исполнительной системы должно быть обеспечение неотвратимости имущественной и иной ответственности должника — участника предпринимательской и иной экономической деятельности.
Содержание Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
позволяет ответить на этот вопрос утвердительно: исполнению судебных актов
как стадии арбитражного процесса посвящен специальный раздел, в котором разрешаются многие общие вопросы исполнительного производства.
исполнение судебного акта ― стадия гражданского процесса.
проблема квалификации правоотношений в исполнительном
производстве не заканчивается. И снова возникает вопрос субъектного состава
участников процессуальных правоотношений. Поэтому прежде всего необходимо
установить правовой статус службы судебных приставов-исполнителей.
Федеральный закон "О судебных приставах" вообще оставил без внимания
этот вопрос. Самая важная фраза, которая должна бы пролить свет на правовое
положение службы судебных приставов (ч. 1 ст. 5 Закона), звучит так: "Служба
судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции Российской
Федерации".
Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное
Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года, тоже не раскрывает содержание
правового статуса службы судебных приставов. Положение определяет Минюст
РФ как юридическое лицо; предусмотрено, что в систему Минюста России входят
его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также орга-
низации, обеспечивающие их деятельность. А каков же правовой статус всех этих
органов и учреждений?
Министерство юстиции России приказом от 24 марта 1999 года утвердило, на-
пример, Положение о Главном управлении исполнения наказаний Министерства
юстиции Российской Федерации, где установлено, что Главное управление явля-
ется юридическим лицом, а в его структуру входят подразделения, созданные
для реализации задач по исполнению наказаний. Здесь вопрос ясен: есть юриди-
ческое лицо и есть структурные подразделения, входящие в него. Такая же яс-
ность должна быть и со службами судебных приставов, ибо это необходимо, что-
бы выяснить, кто должен представлять в суде службу судебных приставов, к кому
следует предъявлять требования о признании недействительными действий (без-
действия) судебных приставов-исполнителей.
Судебный пристав-исполнитель, как представитель органа власти, наделен
властными полномочиями. Требования судебного пристава-исполнителя по ис-
полнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов,
организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Феде-
рации. За невыполнение требований судебного пристава-исполнителя преду-
смотрена ответственность (ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Право-
отношения в исполнительном производстве, как
цессуальные и административно-правовые отношения, можно назвать власт-
ными, ибо в них отсутствует равенство субъектов.
Как отношения гражданского судопроизводства (арбитражного и гражданско-
го процессов), так и правоотношения в исполнительном производстве основыва-
ются на принципе диспозитивности. В соответствии с Законом об исполнительном
производстве оно возбуждается судебным приставом-исполнителем тол
чае поступления к нему исполнительного документа от взыскателя или орга-
на, его выдавшего, но не по инициативе судебного пристава-исполнителя.
Действующее законодательство содержит специальный раздел "Исполнение судебных актов", где регулируются важнейшие вопросы исполнения судебных актов.
Таким образом, исключительное право государственных органов осуществ-
лять принудительное исполнение судебных и других актов является вполне оп-
равданным, а приватизация данного вида деятельности — нецелесообразной и
даже губительной для системы принудительного исполнения и правосудия в це-
лом.
Помимо суда и представителя государственной власти (исполнительной) ―
судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве участвуют еще
два основных субъекта: взыскатель и должник ― стороны исполнительного про-
изводства.
Исполнительное производство является стадией гражданского и арбитражно-
го процессов, поскольку оно осуществляется под процессуальным контролем суда
общей юрисдикции и арбитражного суда, которые определяют правомерность
действий судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительных доку-
ментов.
Исполнительное производство ― часть гражданского и арбитражного процес-
сов еще и потому, что вопросы исполнительного производства, помимо специ-
ального федерального законодательства о нем, регулируются и процессуальным
законодательством. Арбитражный процессуальный кодекс РФ содержит специ-
альную главу "Исполнение судебных актов". Аналогичная глава, но более обшир-
ная, предусматривается и в проекте нового АПК РФ. Подобные нормы должны
быть и в ГПК РФ. Это позволит дополнить, развить и конкретизировать положе-
ния федеральных законов об исполнительном производстве, внесет ясность в
дискуссионные вопросы о месте службы судебных приставов-исполнителей, о
месте исполнительного производства в арбитражном судопроизводстве.
В последние годы серьезной проблемой стало неисполнение решений судов. Это влечет за собой дискредитацию правосудия, негативное отношение к государственным институтам, неуважение к закону и правовым формам деятельности. По данным Министерства юстиции РФ, в 1996 г. в России исполнялось всего 32% судебных решений. В 1997 г. в части имущественных взысканий было исполнено не более 50% всех принятых решений и приговоров <1>.
------------------------------
<1> Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство // Юрист. 1998. N 1. С. 4.
Процесс формирования современной службы судебных приставов имел немало различных проблем как практического, так и теоретического характера. В их решении важную роль играет изучение опыта организации и деятельности судебных приставов в дореволюционной России. Именно после Судебной реформы 1864 г. в России активизировался процесс различного рода преобразований, а правовые проблемы оказались в центре внимания общественно-политической жизни.
Особый интерес представляет период с 1864 по 1917 г., что позволяет создать целостную картину функционирования института судебных приставов, а также проанализировать дальнейшее развитие данного института в современной России. Начальная дата - это принятие судебных уставов, которые предусмотрели введение института приставов, конечная - год установления советской власти и ликвидации всей прежней судебной системы, в т.ч. института судебных приставов.
Становление Древнерусского государства сопровождалось складыванием механизма государственного принуждения, составной частью которого являлся орган принудительного исполнения судебных решений. В важнейшем памятнике древнерусского права - "Русской Правде" об органах, исполнявших решения суда, ничего не говорится. Исполнением судебного акта занимался сам истец. Но, безусловно, имелись должностные лица, оказывавшие содействие тяжущимся в исполнении судебных решений, которых можно рассматривать, с точки зрения автора, в качестве предшественников исполнительных органов. К ним относились: "детский", "мечник", "вирник", "ябетник", занимавшиеся взыскиванием судебных пошлин, виры и т.п.
Первым органом исполнения судебных решений стали приставы. Зарождение института приставов при суде на Руси приходится на удельный период. В научных исследованиях указываются различные даты первого упоминания о приставах в древнерусских юридических документах. В некоторых работах появление приставов не совсем обоснованно относят к XV в. <2>.
------------------------------
<2> Вайнштейн Г.С. Служба
судебных приставов в
Академик М.Н. Тихомиров высказал мнение о том, что слово "пристав" встречается в источниках не ранее XIV в. <3>. Другие авторы утверждают, что впервые термин "пристав" встречается в договоре Великого Новгорода с тверским великим князем Ярославом Ярославовичем 1270 г. Однако и эта дата требует уточнения. На взгляд автора, первое упоминание о приставах содержится в проекте договорной грамоты Новгорода с Любеком и Готским берегом о торговле и суде, которая датируется началом 1269 г.: "А задолжает новгородец на Готском берегу, то в погреб его не сажать; также не делать этого и в Новгороде с немцем или готом, ни бирича к ним не посылать, ни за одежду их не хватать, а каждую сторону требует пристав тысяцкого" <4>.
------------------------------
<3> Тихомиров М.Н. Пособие
для изучения Русской Правды.
М.: Издательство Московского
<4> Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М., 1949. С. 60.
Информация о работе Правовое регулирование исполнительного производства