Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 15:34, курсовая работа
Основной задачей исполнительной системы должно быть обеспечение неотвратимости имущественной и иной ответственности должника — участника предпринимательской и иной экономической деятельности.
Содержание Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
позволяет ответить на этот вопрос утвердительно: исполнению судебных актов
как стадии арбитражного процесса посвящен специальный раздел, в котором разрешаются многие общие вопросы исполнительного производства.
Введение.3
Глава 1. История развития и правовое регулирование исполнительного
производства.
1.1. Исторические аспекты развития и становления исполнения судебных решений в России..8
1.2. Особенности регулирования исполнительного производства в европейских государствах.15
1.3. Современное нормативно-правовое регулирование исполнительного
производства20
Глава 2. Правовая природа исполнительного производства в РФ.
2.1. Понятие и значение института исполнительного производства..32
2.2 Сущность и правовая природа исполнительного производства37
2.3. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства48
Глава 3. Пути совершенствования исполнительного производства.
3.1. Предпосылки и причины реформирования исполнительного производства57
3.2. Направления совершенствования исполнительного производств66
Заключение... 79
Список литературы и источников.. 84
Глава 2. Правовое регулирование исполнительного производства
23
1. Возбуждение исполнительного производства 23
2. Место, время и сроки совершения исполнительных действий
31
3. Прекращение и окончание исполнительного производства
------------------------------
<16> Российская газета. 2007. 9 октября. N 98.
В 2009 г. в федеральное законодательство, регламентирующее вопросы деятельности Федеральной службы судебных приставов, были внесены существенные изменения, значительно расширяющие полномочия судебных приставов. Изменения, внесенные в Федеральный закон "О судебных приставах", вызвали широкий общественный резонанс.
Одни исследователи полагают, что полномочия судебных приставов были неоправданно расширены и это может неблагоприятно отразиться на развитии системы исполнительного производства в России. Другие, напротив, убеждены, что внесенные поправки будут способствовать своевременному и более эффективному исполнению судебных актов и актов других органов, позволят продуктивнее бороться со злостными должниками.
Работа органов дознания Федеральной службы судебных приставов с 2008 г. проходит в условиях значительных изменений в уголовно-процессуальном законодательстве. К компетенции органов дознания Федеральной службы судебных приставов с 1 февраля 2008 г. отнесены преступления, предусмотренные ст. 157 УК РФ (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и ст. 177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) и др. При этом нагрузка на дознавателей увеличилась в некоторых регионах более чем в десять раз.
Формирование территориального органа Федеральной службы судебных приставов проходило в несколько этапов. Первый (1997 - 1999 гг.) - комплектование Службы полноценными кадрами, обеспечение необходимых материально-технических условий для эффективной деятельности, создание механизма отчетности и контроля. Второй (2000 - 2001 гг.) - Федеральная служба судебных приставов, приступив к освоению новых функций - принудительному исполнению постановлений налоговых и специальных уполномоченных органов по взысканию задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам, стала одним из органов, пополняющих бюджеты всех уровней. В этот же период началась практическая реализация функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Третий (2002 - 2003 гг.) - очередное расширение функций. Четвертый этап связан с выходом Службы из территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации и получением самостоятельности. Пятый - с принятием Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Обращение к истории развития исполнительного производства имеет теоретическое и практическое значение, т.к. позволяет современным исследователям глубже раскрыть проблему, получить материал для сравнения с современными понятиями, нормами и на этой основе разработать отечественную модель правовой защиты. Функционирование исполнительной системы немыслимо без организационного построения этой системы, без управления ею со стороны государства, осуществляемого субъектами управления исполнительной деятельности, находящихся на различных уровнях государственного управления. Главной задачей Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов на сегодняшний день остается защита конституционных прав граждан и организаций при исполнении судебных актов и актов других органов. Приоритетными направлениями деятельности Федеральной службы судебных приставов выступают исполнение судебных решений и актов специально уполномоченных органов, обеспечение установленного порядка деятельности судов, организация и проведение дознания.
В настоящее время основная задача территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - исполнение предложений, содержащихся в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также выполнение задач в сфере реализации национальных проектов. В последние годы были проведены качественные изменения в организации работы Службы, повысилась эффективность управления, прежде всего за счет внутриструктурных преобразований центрального аппарата и в аппаратах территориальных органов.
В целях эффективной реализации функций Федеральной службе судебных приставов необходимо уделить значительное внимание работе по формированию высокопрофессионального ядра государственных служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации кадров, формированию действенного резерва выдвижения на вышестоящие должности.
Кроме того, следует активизировать антикоррупционную работу, принимать жесткие меры дисциплинарного воздействия по всем выявленным случаям нарушений законодательства судебными приставами-исполнителями, выработать комплекс мер по предупреждению, выявлению и пресечению фактов совершения должностных преступлений работниками Службы. Сокращение сроков исполнительного производства (с учетом существующей нагрузки на судебных приставов-исполнителей) можно достичь путем всесторонней информатизации деятельности Федеральной службы судебных приставов, создания в территориальных подразделениях автоматизированных рабочих мест, локальных компьютерных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими ресурсами с учетом опыта повсеместного внедрения информационных систем. Следует также принять исчерпывающие меры, направленные на повышение эффективности взыскания, сокращение государственных расходов по исполнительским действиям.
Особенностью федерального законодательства в сфере исполнительного производства является наличие Федерального закона "Об исполнительном производстве", который рассчитан на длительный период действия и излагает в систематизированном виде конкретные правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения соблюдения законов гражданами и должностными лицами установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов.
Таким образом, роль судебных приставов приобретает все большее значение, а история показывает, что деятельность судебных приставов действительно необходима. Ведь для любого правового государства необходимо не только хорошее законодательное регулирование всех сфер жизни его граждан, но и эффективный аппарат, обеспечивающий исполнение актов государственной власти. Стадия исполнения вступившего в законную силу решения суда не менее важна, чем сам факт вынесения такого решения, поскольку конечным и главным результатом любого судебного процесса является восстановление нарушенных прав и свобод или возмещение причиненного вреда. Без хорошо организованной судебной системы и эффективного исполнения ее решений невозможно становление цивилизованного общества.
Не стоит забывать историю, ведь знания об ошибках, совершенных в прошлом, позволяют не совершать их в будущем. Оценка исторических фактов позволяет по-новому взглянуть на современные процессы развития правовой системы в России. А опыт прошлых веков дает ясное осознание того, что с помощью меча и батогов, конечно, можно заставить ответчика вернуть долг, но основное и наиболее эффективное оружие в этой работе - закон.
Чеботарева А.А., Алиева О.А. Становление института судебных приставов в России // Исполнительное право. 2013. N 1. С. 7 - 11.
3. Законодательство об исполнительном производстве
В настоящее время основными источниками норм исполнительного законода-
тельства являются федеральные законы "Об исполнительном производстве" и
"О судебных приставах".
В свою очередь, ст. 2 Закона об исполнительном производстве относит к чис-
лу источников исполнительного законодательства и иные федеральные законы,
регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и
актов иных органов. Закон о судебных приставах к источникам исполнительного
законодательства относится в той части, в которой регулируются организация и
деятельность судебных приставов-исполнителей.
К сожалению, законы об исполнительном производстве не рассмотрели ряд
важнейших вопросов исполнительного производства общетеоретического и прак-
тического значения17, остались нерешенными вопросы практической деятельно-
сти судебных приставов-исполнителей, их взаимоотношений с судами арбитраж-
ными и общей юрисдикции, с органами государственной власти и местного само-
управления, с органами МВД и прокуратуры.
равления, с органами МВД и прокуратуры.
Вместе с тем нельзя даже допустить мысли о том, что абсолютно все вопросы
исполнительного производства могут и должны решаться в едином законода-
тельном акте.
Многие важнейшие вопросы общего и конкретного характера будут разреше-
ны в процессуальном законодательстве.
На основании и во исполнение ФЗ "Об исполнительном производстве" пра-
вовые акты исполнительного законодательства может принимать Правительст
во РФ. Им утверждены Порядок наложения ареста на ценные бумаги20, Положе-
ние о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества21, По-
ложение о внебюджетном фонде развития исполнительного производства22
Вопросы списания средств со счетов юридических лиц регулируются Цен-
тральным банком РФ. Эти нормы обязательны для судебных приставов-
исполнителей и применяются в исполнительном производстве. Процедура обра-
щения взыскания на имущество организаций предусмотрена во Временном поло-
жении о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержден-
ном Указом Президента РФ23.
Многие вопросы о порядке и условиях осуществления исполнительного произ-
водства содержатся в ГПК РСФСР. ГК –про имущество
Правовое регулирование
исполнительного производства
Почти пятилетняя практика действия Федерального закона "Об исполнительном
производстве" выявила многие позитивные и негативные положения этого зако-
нодательного акта и показала, насколько эффективно осуществляется исполни-
тельное производство и правосудие в целом.
Об объеме и значимости для общества деятельности судебных приставов-
исполнителей свидетельствуют следующие показатели.
В 2000 году в производстве судебных приставов-исполнителей находилось
18 млн. 740 тыс. дел. Сумма по
предъявленным исполнительным
ла 752 млрд. руб. За год совершено 14 млн. 198 тыс. исполнительных произ-
водств. Сумма взысканных по ним денежных средств составила 439 млрд. руб.
В 2000 году реально взыскано 105,7 млрд. руб., годом раньше эта сумма состави-
ла 68,4 млрд. руб. Таким образом, эффективность работы судебных приставов-
исполнителей повысилась на 64 процента, а в целом в 2000 году эффективность
исполнения решений судов по гражданским и арбитражным делам составила
около 76 процентов24.
Вместе с тем исполнительное производство нельзя признать соответствующим
требованиям и задачам, стоящим перед этой важной частью юридической рабо-
ты, из-за ненадлежащего урегулирования многих вопросов в действующем зако-
нодательстве.
1. Возбуждение исполнительного производства
Исполнительное производство, то есть производство по принудительному ис-
полнению судебных актов по гражданским (арбитражным) делам и актов иных
органов, возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании испол-
нительного документа, полученного от взыскателя либо от суда или другого ор-
гана, его выдавшего.
2. Место, время и сроки совершения
исполнительных действий
В целях надлежащей организации деятельности службы судебных приставов-
исполнителей по исполнению исполнительных документов законодательство оп-
ределяет территориальную компетенцию судебных приставов-исполнителей в
зависимости от организационной структуры их службы (районное, межрайонное
или иное подразделение) и места совершения исполнительных действий, в зави-
симости от того, является должник физическим лицом (гражданин) или юридиче-
ским лицом (организация).
Если должником является гражданин, то исполнительные действия соверша-
ются по месту его жительства, работы или месту нахождения его имущества.
Если должник ― организация, исполнительные действия совершаются по мес-
ту ее нахождения или месту нахождения ее имущества
3. Прекращение и окончание исполнительного производства
Осуществляемое исполнительное производство может быть прекращено, не
будучи полностью или частично исполненным.
Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет
ряд существенных признаков: оно производится лишь по основаниям, указанным
в Законе (ст. 23), приведенный в нем перечень является закрытым и расшири-
тельному толкованию не подлежит; решение о прекращении исполнительного
производства принимается только соответствующим судом; после прекращения
исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением
случаев, когда определение о прекращении было отменено в судебном порядке.
По своим правовым характеристикам прекращение исполнительного производст-
ва близко к прекращению производства в гражданском (ст. 219 ГПК РСФСР) и
арбитражном (ст. 85 АПК РФ) судопроизводстве.
Закон об исполнительном производстве устанавливает последствия прекра-
щения исполнительного производства (ст. 25).
С принятием Федеральных законов от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" <1> и от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" <2> в Российской Федерации возродился институт судебных приставов, существовавший в имперской России. С учетом объективных и субъективных факторов в Федеральный закон "О судебных приставах" неоднократно вносились изменения, а Федеральный закон "Об исполнительном производстве" утратил силу с принятием нового Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <3>, который в настоящее время также подвергся изменениям.
------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.
<2> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3591. Утратил силу.
<3> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
Именно данные Законы создали необходимую нормативную правовую базу для самостоятельного функционирования института судебных приставов.
В настоящее время в результате реорганизации Министерства юстиции РФ функционирует ведомственный федеральный орган исполнительной власти - Федеральная служба судебных приставов РФ (ФССП России), Положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 <4>.
------------------------------
<4> СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4111.
ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России, а также Положением о ФССП России.
Информация о работе Правовое регулирование исполнительного производства