Правовое регулирование исполнительного производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей исполнительной системы должно быть обеспечение неотвратимости имущественной и иной ответственности должника — участника предпринимательской и иной экономической деятельности.
Содержание Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
позволяет ответить на этот вопрос утвердительно: исполнению судебных актов
как стадии арбитражного процесса посвящен специальный раздел, в котором разрешаются многие общие вопросы исполнительного производства.

Оглавление

Введение.3
Глава 1. История развития и правовое регулирование исполнительного
производства.
1.1. Исторические аспекты развития и становления исполнения судебных решений в России..8
1.2. Особенности регулирования исполнительного производства в европейских государствах.15
1.3. Современное нормативно-правовое регулирование исполнительного
производства20
Глава 2. Правовая природа исполнительного производства в РФ.
2.1. Понятие и значение института исполнительного производства..32
2.2 Сущность и правовая природа исполнительного производства37
2.3. Понятие и классификация субъектов исполнительного производства48
Глава 3. Пути совершенствования исполнительного производства.
3.1. Предпосылки и причины реформирования исполнительного производства57
3.2. Направления совершенствования исполнительного производств66
Заключение... 79
Список литературы и источников.. 84
Глава 2. Правовое регулирование исполнительного производства
23
1. Возбуждение исполнительного производства 23
2. Место, время и сроки совершения исполнительных действий
31
3. Прекращение и окончание исполнительного производства

Файлы: 1 файл

отличная курсовая.docx

— 65.79 Кб (Скачать)

 

Дальнейшие указания на существование данного института встречаются в ряде грамот и договоров Новгорода с великими князьями, заключенных в период с 1304 по 1319 г., а также в юридическом памятнике "Правосудие митрополичье", созданном, по данным С.В. Юшкова, во второй половине XIII - первой четверти XIV в. В указанное время пристав представлял собой должностное лицо, которое состояло при судебно-административных органах. В Новгороде это были: вече, посадник, тысяцкий, архиепископ. В других землях пристав находился в подчинении князей. Об этом свидетельствуют договорные грамоты Новгорода, в которых для князей устанавливался запрет на закрытие Немецкого двора с помощью своих приставов. Последние нередко упоминаются наряду с дворянами <5>.

--------------------------------

<5> Там же. С. 13 - 26.

 

Так, по договору Новгорода с тверским великим князем Михаилом Ярославичем о мире 1318 - 1319 гг. запрещалось "въсылати в Новгородскую волость дворян и приставов". Дворяне в это время представляли собой вольных или зависимых слуг князя, выполнявших различные хозяйственные или административные обязанности. Вполне вероятно, что приставы тоже являлись княжескими слугами. Если принимать во внимание мнение С.В. Юшкова о том, что составителем "Правосудия митрополичьего" было, скорее всего, лицо, причастное к митрополичьему суду и в достаточной степени знакомое с его практикой, то следует допустить существование в изучаемый период и митрополичьего пристава <6>.

--------------------------------

<6> Юшков С.В. Правосудие  митрополичье // Труды выдающихся  юристов. М., 1989. С. 341.

 

В XIII - начале XIV в. функции приставов были достаточно обширными, но на первом месте стоял вызов истца и ответчика в суд. Именно эта функция обозначена в проекте договора Новгорода с Любеком и Готским берегом от 1269 г., где пристав "требует", т.е. вызывает спорящие стороны в суд, тысяцкого. Второй функцией пристава являлось исполнение судебных решений. Например, в ст. 13 Двинской уставной грамоты предусматривалось, что в случае неправильного взыскания "продажи" (штрафа) наместником на пристава великого князя возлагалась обязанность "доправить", т.е. произвести взыскания, либо другие меры, связанные с исправлением судебной ошибки. Наряду с этим приставы реализовывали постановления административного характера. Так, в Новгороде приставы по распоряжению князя могли закрыть торговлю в Немецком дворе. Нормы, которые регулировали подобные действия, содержатся в значительном числе договоров Новгорода с князьями.

Таким образом, в XIII - начале XIV в. произошло оформление института приставов, который, вероятно, первоначально получил распространение в Новгороде и Пскове, а затем в древнерусских княжествах. Ранее в Киевской Руси при малочисленности общин споры разрешались гласно на миру. Виновный не мог сопротивляться разбору дела и исполнению решения (в противном случае против него встала бы вся община), а "обиженный" всегда рассчитывал на поддержку своего рода и ближайших соседей. Однако развитие экономической жизни общества, увеличение количества гражданских сделок, расширение аппарата государства, изменение социальных условий привели к появлению особых должностных лиц, призванных обеспечивать осуществление принимаемых судом решений <7>.

--------------------------------

<7> Дювернуа Н. Источники права и суд в древней Руси. Киев, 1969. С. 27 - 29.

 

В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 гг. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о "лихих" людях - применять расспрос и пытку. Кроме этого, Судебники вводят новый институт - "отдача за пристава": теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего "подопечного", он обязан стеречь ответчика у двора "и день, и два, и три".

В XVI - XVII вв. формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию и функции приставов закрепляются законодательно.

В допетровской Руси с начала XV по XVII в. судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, "быть в неделях". Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге. В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков.

При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Таким образом, уже в XV - XVI вв. начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия.

Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному уложению 1649 г. В частности, в случае сопротивления должника приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы "стрельцов, пушкарей и защитников" столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности. В это время, согласно Соборному уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали "правежом" - их привязывали к позорному столбу и секли до тех пор, пока не "выколачивали" из них долг. В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами, также была отменена мера пресечения "отдача за пристава". Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII в. должность судебного пристава упраздняется <8>.

--------------------------------

<8> Маттель А.И. Об исполнении судебных решений // Журнал Министерства юстиции. N 3. С. 56 - 87.

 

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции. Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было в этом смысле никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы. Анализируя данную обстановку, возможен вывод о том, что эволюционное развитие института судебных приставов приостановлено, а упразднение привело к неразберихе, неисполнению судебных решений, подрыву доверия со стороны населения к системе судебных органов. В это же время (XVIII - XIX вв.) в Российской империи стали повсеместно появляться "долговые ямы"; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы. Но недоимки росли, и с 1769 г. в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство "складывало" долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям. В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

В ходе Судебной реформы 1864 г. институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. Правовой статус и компетенции судебного пристава были законодательно регламентированы <9>. Теперь судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, и деятельность приставов была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам. В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. Иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием, не могли занять эту должность. Также большое внимание уделялось морально-нравственным качествам кандидата: согласно Уставу, для того чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен был быть добросовестным и обладать "благонадежной нравственностью".

--------------------------------

<9> Филиппов М.А. Судебная  реформа в России. М., 2001. Т. 1 - 2. С. 189.

 

Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы. Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.). Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей.

Так, институт судебных приставов становится центром "исполнительного" судебного механизма, выполняя, таким образом, свои основные предписанные функции. Законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX в.

В период 1917 - 1991 гг. дореволюционная система исполнения судебных решений рушится. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 г. N 1 вместе с ликвидацией прежней судебной системы упраздняется также институт судебных приставов. Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт исполнительных приставов. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции <10>.

--------------------------------

<10> Матюшков А.С. Институт судебных приставов в России // Исполнительное производство. 2009. N 5. С. 15.

 

Изменения государственного устройства, начиная с периода Киевской Руси, а затем и дальнейшее развитие законодательной деятельности в данной области в период феодальной раздробленности, централизованного государства, империи, глобальной Судебной реформы 1864 г. и заканчивая 1917 г., носят характер эволюционный, развивающийся от менее продуманного, казуального до системно проработанного и законодательно закрепленного, удовлетворяющего потребности общества по реализации своих прав и возможностей.

Впервые термин "судебный пристав" появился в связи с введением Федерального закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", по которому поддержание порядка на заседании Конституционного Суда возлагалось на судебных приставов. И только после принятия в 1997 г. Федеральных законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" стало возможно говорить о начале реформы системы принудительного исполнения с целью придания ей облика, соответствующего современным социально-экономическим реалиям. Появление института судебных приставов - это в определенной степени возврат к той российской юридической традиции, которая существовала до 1917 г., признаки и отличительные черты которой нашли свое отражение в настоящий период времени.

В соответствии со ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <11> вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Это положение вытекает из ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, а также из соответствующих норм международного права.

--------------------------------

<11> Российская газета. 1997. 8 января. N 131.

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <12> в целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <13> была образована Федеральная служба судебных приставов.

--------------------------------

<12> Российская газета. 2004. 12 апреля. N 110.

<13> Российская газета. 1997. 25 декабря. N 171.

 

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" <14>, а также Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 187 (в редакции Приказа Минюста России от 24 июня 2005 г. N 97) <15>, утвердившим Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, установлены единые для всех территориальных органов задачи, полномочия и основные принципы организации деятельности.

--------------------------------

<14> Российская газета. 2004. N 24.

<15> Российская газета. 2005. 5 июля. N 18.

 

Вместе с тем условия для реализации единых задач и полномочий в каждом субъекте Российской Федерации разные, причем они зависят не только от численности населения, но и от многих других факторов, например таких, как структура экономики региона, объем валового регионального продукта, уровень доходов населения.

1 февраля 2008 г. вступил в  силу Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном  производстве" <16>, определяющий  условия и порядок принудительного  исполнения судебных актов, актов  других органов и должностных  лиц, которым при осуществлении  установленных федеральным законом  полномочий предоставлено право  возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности  по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Принятие этого Закона в значительной мере повышает эффективность функционирования Федеральной службы судебных приставов в целом и ее территориальных органов в частности. Закон устраняет многочисленные пробелы и противоречия правового регулирования действующего законодательства об исполнительном производстве, не меняя при этом его концепции. Он содержит ряд серьезных изменений действующего порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, которые продиктованы реалиями современной жизни и отвечают нынешней динамике развития экономических отношений. Закон в целом направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций. Впервые в нем выделены отдельные статьи, определяющие задачи и принципы исполнительного производства.

Информация о работе Правовое регулирование исполнительного производства