Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
Введение ………………………………………………………………………………………2
Глава 1 Роль таможенно – тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 История государственного регулирования внешней торговли………………………..4
1.2 Цели и функции таможенного регулирования………………………………………….7
1.3 Методы регулирования внешнеэкономической деятельности………………………...10
1.4 Таможенные платежи. Таможенный тариф РФ…………………………………………14
Глава 2. Присоединение Российской Федерации к ВТО
2.1 Цель создания и основные функции ВТО………………………………………………19
2.2 Перспективы и основные проблемы присоединения Российской Федерации к ВТО...24
Заключение………………………………………………………………………27
Библиографический список……………………………………………………………....29
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………………
Глава 1 Роль таможенно – тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 История государственного регулирования внешней торговли………………………..4
1.2 Цели и функции таможенного регулирования………………………………………….
1.3 Методы регулирования внешнеэкономической деятельности………………………...10
1.4 Таможенные платежи. Таможенный тариф РФ…………………………………………14
Глава 2. Присоединение Российской Федерации к ВТО
2.1 Цель создания и основные функции ВТО………………………………………………19
2.2 Перспективы и основные проблемы присоединения Российской Федерации к ВТО...24
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………………….
Введение.
Тема данной курсовой работы «Таможенное регулирование в России». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенной политики в современной экономической жизни страны. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании эффективно функциониующего таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связаны с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития.
Кардинальное изменение геополитической обстановки за последнее десятилетие существенно изменило ситуацию на внутреннем и международном положении России: экономические связи бывших союзных республик, ранее развивавшиеся в границах единого народнохозяйственного комплекса, стали внешними; практически нарушено сотрудничество бывших стран - членов СЭВ. В итоге сформировалось принципиально новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной, внутреннего рынка — с внешним.
Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавшие изменения системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.
Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важным и активным фактором формирования экономических отношений, как внутри страны, так и в формировании ее внешнеэкономической деятельности.
Вопросы таможенно - тарифной политики регулируются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы,
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
Внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс таможенно-тарифного регулирования.
Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при таможенном регулировании в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
В курсовой работе исследуются основные теоретические и правовые положения, раскрывается сущность и соотношение содержания таких ключевых понятий как: «таможенный тариф» и «виды таможенных пошлин». Анализируются тарифные методы в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельностью, также избранные проблемы анализируются исходя из практики применения зарубежными странами таможенного тарифа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1.
1.1 История государственного регулирования внешней торговли
Если остановиться вкратце на истории возникновения таможенных методов регулирования, то можно обозначить несколько этапов.
В ХVI были введены «таможенные грамоты», издававшиеся великими московскими князьями и царями. По общему правилу они представляли собой контракты, регламентирующие права и обязанности откупщиков. В них перечислялись таможенные платежи, подлежащие взысканию, определялись их размеры, способы взимания, штрафные санкции за уклонения от уплаты.
В ХVII в. заметно усилилось государственное вмешательство в сферу внешнеэкономических отношений. Многие товары были запрещены к ввозу. Немало их находилось в монопольном распоряжении государства. Помимо таможенных сборов и поступлений от заповедных статей у государственной казны был еще один источник доходов от внешней торговли. Дело в том, что Россия в это время стабильно имела активный внешнеторговый баланс. Это вело к накоплению в стране золотой и серебряной монеты, которая затем отбиралась в казну.
Поворотным моментом в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 года, в который вошли статьи относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, устройства таможен.
Перейдя в эпоху Петровских преобразований можно отметить основные тенденции. Это односторонняя фискальная направленность российской таможенной политики.
Для Петра I экономические цели служили только фундаментом, на котором ему не терпелось воздвигнуть храм собственного политического могущества. Вероятно поэтому до конца первой четверти ХVIII века протекционистские меры применялись довольно редко и лишь в отношении тех иностранных товаров, которых в самой России производилось достаточно.
После смерти Петра I таможенная политика, проводившаяся в период его царствования, была подвергнута острой критике.
Отличительной особенностью таможенного дела в период царствования Екатерины II было то, что оно развивалось, опираясь на общественное мнение, и как следствие проникновение в страну из-за рубежа идей меркантилизма, фритредерства. В новом тарифе предусматривалось, что:
Во-первых, все импортные товары, которые в России не производились, были разрешены к беспошлинному ввозу или обложены незначительной пошлиной;
Во-вторых, весьма умеренному обложению подлежали товары, производство которых находились в зачаточном состоянии;
В-третьих, ввозные пошлины на сырье, служившей основой для отечественного производства также отличались умеренностью;
В-четвертых, готовые импортные изделия облагались более высокой пошлиной по сравнению с полуфабрикатами;
В-пятых высокой 30% пошлиной облагались товары, производство которых в стране уже было освоено.
В девятнадцатом веке вновь приобрели популярность фритредерские идеи и настроения. В 1817 году в Одессе была введена зона порто франко. Затем был принят умеренный тариф, фактически снявший все запреты на импорт иностранных товаров. И эта тенденция преобладала на протяжение всего века.
Если проанализировать изменения таможенной политики за несколько столетий, то можно сделать следующие выводы о её связи с другими политиками. В различные периоды истории нашего государства различными государственными деятелями перед таможней ставились различные, часто противоположные задачи: фискальные, протекционистские и др. При этом значимость таможенной политики для внешней торговли также изменялась. В некоторые периоды военные, внешнеполитические и другие интересы государства отодвигали таможенные методы на второй план, и таможня становилась подспорьем в решении внешнеполитических и военных проблем.
В другие периоды, наоборот, внешнеэкономические задачи становились главными, таможня превращалась в основной инструмент их решения и таможенные методы либо стимулировали развитие общественного производства, либо способствовали увеличению доходов государства. Факторами и условиями, определяющими различные цели таможенной политики, были внешние и внутренние политические, военные, экономические, социальные и другие условия жизни государства. До сих пор не выявлены такие законы, закономерности и тенденции изменения таможенной политики, которые позволяли бы надежно прогнозировать ее роль и значение в будущем.
Возвращаясь назад в краткий исторический экскурс, можно придти к выводу, что основным регулятором внешнеэкономической деятельности предшествующих эпох был таможенный тариф.
1.2 Цели и функции таможенного регулирования
Основной целью таможенного регулирования любого государства является
обеспечение его экономических интересов, а именно:
участие в реализации торгово-политических задач по защите
российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
содействие проведению структурной перестройки;
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного
контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
участие в реализации торгово-политических задач по защите российского
рынка;
стимулирование развития национальной экономики;
содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;
• иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:
защита экономических интересов РФ;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно
важных для интересов России материалов
проведение научно-исследовательских работ, консультирование в
области таможенного регулирования, осуществление подготовки,
переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.
Предусмотрен и блок функций международного характера:
участие в разработке и выполнении международных договоров РФ;
сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования.
Термин «таможенное регулирование» в его современном понимании охватывает
довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и
внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в
стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой
характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей
современного российского общества.
Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная
политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу
Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных
платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства
проведения таможенной политики в жизнь.
Из самого словосочетания «таможенное регулирование» следует, что оно в
собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность
специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде
всего, как деятельность.
Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской
Федерации . Это означает исключительное право государства на
выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой
является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной
территории и централизацию таможенного дела в стране.
Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не
допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо
препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».
Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можно
представить следующим образом:
1) Принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
2) Таможенные режимы;
3) Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
Глава 2. Присоединение России к ВТО
2. 1 Цель создания и основные функции ВТО
Объективная потребность в международном регулирование торговли с помощью единых норм и правил начала осуществляться уже в 30-х годах.
На сегодняшний момент сложилась система регулирования международных экономических отношений, закрепленная в договоре 1994 г. о создании Всемирной торговой организации. Официально провозглашенной целью ВТО является обеспечение мирового экономического развития путем создания условий для свободной торговли товарами и услугами.
После второй мировой войны были предприняты попытки создания международной торговой организации, призванной обеспечить глобальную координацию внешнеторговой политики. По поводу одного из разделов соглашения об образовании международной организации, посвященного вопросам тарифов, были проведены специальные переговоры в Женеве. Результатом их стало подписание временного соглашения по вопросам тарифов и торговли, получившего название Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Вступив в силу с 1 января 1948 года, это соглашение как бы дополняло в таможенно-тарифной сфере работу Международного валютного фонда (МВФ).