Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать основные механизмы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как в России, так и в других странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. Исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
2. Проанализировать таможенно-тарифную политику России и зарубежных стран;
3. Обобщить практику участия Российской Федерации в международных торгово-таможенных организациях и соглашениях;
Введение ………………………………………………………………………………………2
Глава 1 Роль таможенно – тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1 История государственного регулирования внешней торговли………………………..4
1.2 Цели и функции таможенного регулирования………………………………………….7
1.3 Методы регулирования внешнеэкономической деятельности………………………...10
1.4 Таможенные платежи. Таможенный тариф РФ…………………………………………14
Глава 2. Присоединение Российской Федерации к ВТО
2.1 Цель создания и основные функции ВТО………………………………………………19
2.2 Перспективы и основные проблемы присоединения Российской Федерации к ВТО...24
Заключение………………………………………………………………………27
Библиографический список……………………………………………………………....29
Многочисленные договоренности, созданные в развитие ГАТТ, такие как, Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ, Кодекс об импортном лицензировании, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (конвенция Киото), Гармонизированная система описания и кодирования товаров являются основой мировой торговли 90-х годов.
Всемирная торговая организация была образована по итогам так называемого Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров /1986-1993 гг.), проходивших в рамках ГАТТ, которое после начала функционирования ВТО (с 1 января 1995 г.) стало ее составной частью.
Условиями полноценного включения России в общую систему является вступление России в ВТО. Присоединение к ВТО – перспективная задача, но не самоцель, а необходимое условие создания в России эффективной конкурентоспособной экономики. По мере приближения к этой цели должно возрастать и сходство российского внешнеторгового режима с требованиями ВТО. Однако, полное внедрение этих требований в российскую практику следует рассматривать как перспективу, а не как исходный пункт включения российской экономики в мирохозяйственную систему.
Россия на протяжение последних лет провела большую работу по приспособлению своего механизма внешнеторгового регулирования к требованиям ГАТТ/ВТО. К настоящему времени осуществлены следующие основные меры в этом направлении:
1. Признание принципа свободы торговли, права каждого юридического и физического лица заключать экспортно-импортные сделки;
2. Признание основным регулятором внешней торговли таможенного тарифа, сведение к минимуму других средств регулирования;
3. Признание принципа наибольшего благоприятствования во внешней торговле (в настоящее время соответствующий режим предоставлен более чем 120 государствам, включая всех важнейших участников международной торговли);
4. Признание принципа национального режима в отношении импортных товаров (сертификация этих товаров осуществляется на основе российских стандартов, а также применение равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов);
5. Признание принципа национального режима в отношении прав интеллектуальной собственности (российское законодательство на равных основаниях охраняет права резидентов и нерезидентов);
6. Отказ от субсидирования экспорта;
7. Утверждение общепринятой номенклатуры таможенного тарифа, основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
8. Утверждение системы таможенного контроля, базирующийся в основном на принципах ГАТТ, включая порядок декларирования, проверки, таможенного оформления товаров, определения их таможенной стоимости на основе реальной стоимости контракта.
9. Разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.
Возможность повышения импортных пошлин с началом переговоров о вступлении в ВТО сузились. Средний уровень ставок пошлин российского таможенного тарифа различен в зависимости от методологии подсчета, но в любом случае он значительно превышает 10%. Между тем в развитых странах этот уровень составляет порядка 4 - 5%, а на готовые изделия - 6,2% (что, впрочем, не мешает, используя дифференцированные ставки, осуществлять эффективную защиту узких, но важных секторов экономики).
Согласно требованиям ВТО средний уровень ставок национальных таможенных пошлин не должен повышаться, а может только понижаться. Повышение пошлин на импорт одного товара, следовательно, должно будет сопровождаться понижением тарифов на другой товар.
Цель создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям, но и предоставляет им большие права.
Основной целью ГАТТ/ВТО является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе справедливой и свободной конкуренции.
Правила ГАТТ на первый взгляд могут показаться сложными и запутанными, но на самом деле они основаны на трех простых принципах:
1. Принципе наибольшего благоприятствования (РНБ), который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами (работами, услугами) из различных стран-участниц;
2. Принципе национального режима, который предполагает, что странам- участницам не следует применять менее благоприятный режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в отношении отечественных
Заключение.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.
Сложившаяся к настоящему времени таможенно-тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию .
Принятие решений по таможенно-тарифному регулированию ВЭД имеет первостепенное значение в экономической деятельности таможенной системы.
В связи с этим важнейшее значение приобретает применение в качестве защитной меры тарифных квот, позволяющих обеспечить защиту российских производителей без дальнейшего повышения уровня цен внутреннего рынка.
Целями таможенной политики являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово- политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики.
В целях совершенствования фискальной и регулирующей функций таможенной системы необходимо: последовательно снижать средневзвешенную и максимальную импортную пошлину; максимально укрупнить товарные группы; отказаться от прямых и косвенных форм квотирования экспорта и импорта; ликвидировать все существующие льготы в максимально короткие сроки; исключить регулятивные функции из компетенции таможенных органов.
Основными направлениями таможенно - тарифной политики России на
ближайшую и среднесрочную перспективу должны стать:
- соблюдение системы приоритетов: обеспечение интересов России; обеспечение интересов мирового сообщества в целом;
- сочетание интересов государства и интересов отдельных участников внешнеэкономической деятельности при обязательном приоритете общенациональных интересов;
- обеспечение внешней безопасности страны - экономической, продовольственной, технологической, научной, экологической и др.;
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации, 2003 г.
3. ФЗ «О таможенном тарифе», в ред. от 07.05.04
4. Таможенное законодательство. СЗА -М., 2003 г.
5. Габричидзе Б.Н., Черниховский А.Г. «Таможенное право».-М. Издательство
«Данилов и К». 2004 г.
6. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное право». Учебник для вузов.
«Норма» - М., 2002 г.
7. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика России». 2003г.
8. Фомин С.В. «Международные экономические отношения», М. «Юркнига» 2004
9. Рубинштейн Т.Б. «ВТО: Практический аспект», М. «Гелиос АРС» 2004г.
10. www.wto.ru
11. www.custom.ru
12. www.tkod.ru
13. www.businesspravo.ru
14. www.referent.ru
15. www.consultant.ru/
1