Равового регулирования исполнительного производства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 04:34, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Судебная защита прав граждан и организаций, гарантированная п. 1 ст.46 Конституции Российской Федерации, может быть практически реализована только в том случае, если гражданин или организация, обратившись в компетентную инстанцию за защитой их нарушенного или оспоренного права, реально получили присуждённое им юрисдикционным органом. Ввиду этого значение исполнительного производства трудно переоценить как в сфере гражданского судопроизводства, так и в общественной жизни. Степень реальности исполнения судебных постановлений является показателем не только состояния судебной ветви власти, но и государственной власти в целом. В науке гражданского процессуального права многие вопросы исполнения вызывают немало споров и разногласий

Оглавление

Введение 4
1. Понятие и правовое регулирование исполнительного производства в России 8
1.1. Становление института исполнительного производства в системе российского права 8
1.2. Место исполнительного производства в системе современного российского права 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование исполнительного производства 21
2. Зарубежный опыт правового регулирования и организации исполнительного производства и проблемы его введения в России 28
2.1. Исполнительное производство в странах Евросоюза и США 28
2.2. Организация исполнительного производства в государствах на постсоветском пространстве (страны СНГ) 34
3. Тенденции совершенствования правового регулирования исполнительного производства 43
Заключение 52
Библиографический список 55

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Имеет свои индивидуальные особенности и система отраслевых принципов исполнительного права. Во-первых, в принципах исполнительного права сконцентрированы взгляды законодателя (а в последнее время все чаще и судей высших судебных инстанций РФ) на предмет правового регулирования и систему методов, и в этом смысле они представляют основу самостоятельной отрасли права. Во-вторых, принципы исполнительного права придают данной отрасли некую логическую и конструктивную завершенность. В-третьих, в них отражается весь процесс реализации норм уголовно-исполнительного, гражданского исполнительного законодательства, законодательства, определяющего порядок исполнения актов юрисдикционных и неюрисдикционных органов. В-четвертых, благодаря принципам дается правильное толкование норм исполнительного права. В-пятых, принципы исполнительного права, являются, безусловно, основой для применения права по аналогии. В-шестых, в них воплощаются взгляды законодателя и «концентрируются» правовые позиции Конституционного Суда РФ в отношении философской категории справедливости в праве.25

Таким образом, по нашему мнению, исполнительное производство - процессуальная отрасль права, предмет правового регулирования которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму.

Место исполнительного производства в системе права характеризуется его относительной самостоятельностью и тесной связью с другими отраслями права, относящимся как к процессуально-правовым, так  и материально-правовым отраслям.

 

 

1.3. Нормативно-правовое регулирование исполнительного производства 

 

 

Специфика исполнительного  производства, его особая роль в  системе правоотношений предопределяет особое правовое регулирование этого  процесса.

В настоящее время условия и  порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, определены Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Принятие названного закона, как отмечает А.А. Александров, устранило многочисленные пробелы и противоречия правового регулирования действующего законодательства об исполнительном производстве, не меняя при этом его концепции, и содержит ряд серьезных изменений действующего порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, которые продиктованы реалиями современной жизни и отвечают современной динамике развития экономических отношений.

В целом рассматриваемый Федеральный  закон направлен на повышение  эффективности исполнения актов  судов и иных уполномоченных органов  при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций.26

Следует подчеркнуть, что система законодательства об исполнительном производстве находится в стадии формирования. Дело в том, что из блока законов, касающихся исполнительного производства («Об исполнительном производстве», «О судебных приставах» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в 2007 г. был принят и вступил в силу только один. Это объясняется тем, что содержание остальных актов следует увязать с готовящимся Федеральным законом «О правоохранительной службе», который предполагает включить ФССП в состав правоохранительных органов, что в настоящее время является, бесспорно, логичным и правомерным шагом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из названного Закона, Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

В качестве таких федеральных законов  выступают основные нормативные  акты, регулирующие как процессуальные, так и материальные правоотношения: ГПК РФ, АПК РФ, ГК РФ, СК РФ, ТК РФ, КоАП РФ и некоторые другие.

В ГПК РФ можно выделить две группы норм, в той или иной степени составляющих нормативную основу исполнительного производства. Так, в ГПК РФ предусмотрен специальный раздел, целиком посвященный исполнительному производству (раздел VII), который состоит из 19 статей (ст. 428-446).27

Вторая часть норм ГПК РФ, имеющих  значение для исполнительного производства - это иные статьи Кодекса, регулирующие вопросы: разъяснения решения, подлежащего  исполнению (ст. 202); отсрочки или рассрочки  исполнения решения, изменения способа  и порядка исполнения решения (ст. 203); определения порядка и срока исполнения решения суда, обеспечения его исполнения (ст. 204); решений суда о присуждении имущества или его стоимости (ст. 205); обязывающие должника совершить определенные действия (ст. 206); решений суда в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков (ст. 207); решений суда, подлежащих немедленному исполнению (ст. 211).

К источникам исполнительного производства следует отнести и федеральные  законы, регулирующие различные «материальные» правоотношения. Например, в ГК РФ содержатся: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация (статьи 349 и 350), порядок проведения торгов (статьи 447-449).28 Имеют непосредственное значение в исполнительном производстве нормы ГК о собственности, об обязательствах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценкой фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства.

Семейный кодекс Российской Федерации29 регламентирует порядок исполнения решений судов по делам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), о взыскании алиментов (раздел V, определение задолженности по алиментам ст. 113) и другие отношения, связанные с осуществлением исполнительных действий.

Налоговый кодекс Российской Федерации, определяет особенности обращения взыскания на имущество налогоплательщика, которое должно производиться в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», но с учетом правил, установленных статьями 46-48 и другими статьями Налогового кодекса.30 Процесс принудительного исполнения обязанности по уплате налога в соответствии с положениями НК РФ предусматривает такие процедуры, как выставление должнику требования об уплате обязательных платежей, содержащего данные о размере задолженности, основаниях и моменте ее возникновения (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации), и вынесение решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (статья 46 НК РФ, статья 351 ТК РФ), взыскание задолженности по обязательным платежам за счет имущества должника.

В Разделе V «Исполнение постановлений  по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ содержатся нормы, определяющие порядок вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу, обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению и приведения его в исполнение, положения об отсрочке, рассрочке, приостановлении, прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.31

В Законе Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»32 урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражей (Раздел VIII). В Федеральном законе от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»33 урегулированы вопросы порядка оспаривания и исполнения решений третейских судов, обращения за исполнительным листом и порядка его выдачи (главы VII и VIII).

Данный перечень законодательных  актов не носит исчерпывающего характера, иные федеральные законы также могут содержать нормы исполнительного законодательства. Например, Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в части реализации заложенного недвижимого имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; Закон «О банках и банковской деятельности» в части органов и лиц, имеющих право запрашивать информацию о счетах граждан и организаций, когда необходимость в таком запросе связана с совершением исполнительных действий; Федеральные законы от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 26.12.1996 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

В Конституции РФ имеются положения, согласно которым в Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это правило развивается и в законодательстве об исполнительном производстве. Так, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 3 Закона об исполнительном производстве).

Среди международных актов, имеющих  значение для исполнительного производства, следует перечислить следующие: Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (г. Нью-Йорк, 1958 г.); Гаагская конвенция 1961 г.; Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества (г. Москва, 1972 г.); Соглашение стран СНГ от 20.03.1992 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности»; Конвенция участников СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (г. Минск, 1993 г.).

Кроме отмеченных многосторонних международных  актов, Российская Федерация является участницей двусторонних международных  договоров об оказании взаимной правовой помощи, часть из которых предусматривает  взаимное признание и исполнение судебных решений.34

Большое значение для  любой сферы правоприменительной  деятельности имеют постановления  Конституционного Суда РФ. В области  исполнительного производства имеются  спорные вопросы, которые были предметом  разбирательства в Конституционном Суде РФ, в частности нормы об исполнительных документах, исполнительском сборе, очередности распределения взысканных денежных сумм, некоторые другие вопросы. Например, определяющий характер имеют постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский»35, Определение Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 № 419-О-П «По жалобе открытого акционерного общества «Межотраслевой концерн «Уралметпром» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 4 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве»36 и др.

Таким образом, нормативно-правовая база регулирования исполнительного производства не  является  однородной и включает многочисленные законы и подзаконные акты, которые различаются по юридической силе, времени принятия и порядку действия. Следствием такой неоднородности стало отсутствие единообразия в правовом регулировании деятельности исполнительного производства, а нередко и дублирование ряда актов.

Поэтому считаем обоснованным принятие кодифицированного акта в  виде исполнительного кодекса Российской Федерации, включающего в себя различные  способы реализации исполнительных документов и разнообразные исполнительные процедуры, в том числе организацию  розыска имущества должника (гражданина или организации), учитывающие особенности гражданского, налогового, финансового, инвестиционного, земельного, жилищного, административного и иного законодательства, с целью решения проблем, существующих в деятельности службы судебных приставов.

В заключение рассмотрения вопросов первой главы сделаем следующий  вывод. Исполнительное производство в  настоящее время представляет собой  предмет регулирования одной  из самых молодых отраслей российского  права – исполнительного права, которое проходит период активного формирования. Исполнительное право регулирует правоотношения, складывающиеся в процессе исполнительного производства, где субъективное материальное право или охраняемый законом интерес, нарушенный или оспоренный должником и подтвержденный юрисдикционным актом, получает свою реализацию через механизм государственного принуждения.

 

2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ВВЕДЕНИЯ В РОССИИ

 

 

2.1. Исполнительное производство в странах Евросоюза и США

 

 

Российское исполнительное законодательство, как отмечено выше, находится в настоящее время в стадии активного формирования и поэтому, возможно, более чем какое-либо другое отраслевое российское законодательство нуждается в пристальном внимании ученых и практиков.

В переломные моменты  развития законодательства весьма полезно  проанализировать, как те же проблемы решаются за рубежом. Использование зарубежного опыта в процессе совершенствования законодательства, регулирующего исполнительное производство, тем более важно в связи с тем, что большинство стран Европы в настоящее время выбрали путь законотворческого и правоприменительного развития в направлении концепции «общего права», отвечающего интересам всех государств Европейского союза.37

Однако поскольку в  рамках данной работы невозможно охватить все аспекты исполнительного  производства зарубежных стран, остановимся  лишь на тех из них, которые характерны и для российского исполнительного  производства, но пути их решения у нас отличны.

Во Франции, Бельгии, Люксембурге  и ряде других стран континентальной  Европы судебные исполнители являются частными лицами, работающими по лицензии. Управление судебными исполнителями  осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления.

Информация о работе Равового регулирования исполнительного производства в России