Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 04:34, дипломная работа
Актуальность темы. Судебная защита прав граждан и организаций, гарантированная п. 1 ст.46 Конституции Российской Федерации, может быть практически реализована только в том случае, если гражданин или организация, обратившись в компетентную инстанцию за защитой их нарушенного или оспоренного права, реально получили присуждённое им юрисдикционным органом. Ввиду этого значение исполнительного производства трудно переоценить как в сфере гражданского судопроизводства, так и в общественной жизни. Степень реальности исполнения судебных постановлений является показателем не только состояния судебной ветви власти, но и государственной власти в целом. В науке гражданского процессуального права многие вопросы исполнения вызывают немало споров и разногласий
Введение 4
1. Понятие и правовое регулирование исполнительного производства в России 8
1.1. Становление института исполнительного производства в системе российского права 8
1.2. Место исполнительного производства в системе современного российского права 13
1.3. Нормативно-правовое регулирование исполнительного производства 21
2. Зарубежный опыт правового регулирования и организации исполнительного производства и проблемы его введения в России 28
2.1. Исполнительное производство в странах Евросоюза и США 28
2.2. Организация исполнительного производства в государствах на постсоветском пространстве (страны СНГ) 34
3. Тенденции совершенствования правового регулирования исполнительного производства 43
Заключение 52
Библиографический список 55
Проблема исполнения
судебных актов в настоящее время
является одной из наиболее дискуссионных
в юридической литературе. Особо
остро стоят вопросы о сущности
исполнительного производства, о
его месте в системе российског
По нашему мнению, исполнительное производство - процессуальная отрасль права, предмет правового регулирования которой составляют процессуальные отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, облеченные в особую процессуальную форму.
Место исполнительного
производства в системе права
характеризуется его
Специфика исполнительного производства, его особая роль в системе правоотношений предопределяет особое правовое регулирование этого процесса.
Нормативно-правовая база регулирования исполнительного производства в России не является однородной и включает многочисленные законы и подзаконные акты, которые различаются по юридической силе, времени принятия и порядку действия. Следствием такой неоднородности стало отсутствие единообразия в правовом регулировании деятельности исполнительного производства, а нередко и дублирование ряда актов.
Поэтому считаем обоснованным
принятие кодифицированного акта в
виде исполнительного кодекса
Российское исполнительное законодательство находится в настоящее время в стадии активного формирования и поэтому, возможно, более чем какое-либо другое отраслевое российское законодательство нуждается в пристальном внимании ученых и практиков.
С сожалением приходится
констатировать, что опыт других государств,
в том числе стран ближнего
зарубежья, по исполнению судебных и
иных юрисдикционных актов практически
не использовался и не используется при реформировании
исполнительного производства России.
Вместо того чтобы законодательными мерами
повышать реальную исполнимость исполнительных
документов, современный российский законодатель
идет по тупиковому пути, относя к оконченным
исполнительным производствам те, по которым
взыскатель не получает присужденное.
Однако прежде чем проводить любые реформы, необходимо определить критерии возможности использования опыта других государств в этом направлении. Исходной посылкой должно являться то, что следует не автоматически переносить позитивные достижения зарубежного исполнительного законодательства и практики его применения на концепцию Исполнительного кодекса РФ, а, прежде всего, выявить экономические; социальные; политические; законотворческие; правоприменительные; исторические и др. критерии, которые позволяют раскрыть возможности адаптации зарубежного положительного опыта на правовом поле России.
Таким образом, построение эффективной системы исполнения судебных актов есть задача, без решения которой невозможно обеспечить конституционные гарантии доступа к правосудию, гарантии защиты государством прав и законных интересов граждан и организаций. Исполнение судебного акта является заключительной стадией судопроизводства. Именно в этой стадии осуществляется реальная защита нарушенного или оспоренного права. От качества исполнительного производства зависит восприятие гражданами эффективности судебной власти, действия самого права.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
2. Судебная практика
3. Книги, учебная литература, монографии, статьи и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Эффективность работы по выполнению основных показателей деятельности Управления ФССП России по Приморскому краю за 10 месяцев 2012 года с АППГ
Прогнозное значение на 2012 год |
Показатель работы по России |
Показатель работы по ФО |
Достигнутый результат по ТО |
Результат ТО за АППГ* |
Динамика | ||||
Оценка состояния |
Доля оконченных фактическим исполнением исполнительных производств |
1 |
50,0% |
38,5% |
36,0% |
37,3% |
_ _** |
||
Процент выполнения планового задания по взысканию исполнительского сбора |
2 |
83,3% |
84,7% |
107,8% |
96,3% |
86,9% |
+ | ||
Процент выполнения планового задания по взысканию налоговых платежей |
3 |
83,3% |
71,3% |
77,2% |
95,7% |
47,1% |
+ | ||
Процент выполнения планового задания по взысканию штрафов специально уполномоченных органов |
4 |
83,3% |
70,4% |
73,5% |
95,8% |
115,2% |
- | ||
Процент взыскания сумм
по исполнительным |
5 |
39,0% |
16,1% |
21,1% |
16,8% |
37,6% |
- | ||
Процент удовлетворенных судом заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, признанных судами обоснованными, к общему количеству исполнительных производств, находившихся на исполнении |
6 |
0,010% |
0,007% |
0,006% |
0,005% |
0,008% |
- | ||
Степень влияния реализации
имущества должников на эффективность
исполнения актов судебных и иных |
7 |
10,0% |
18,7% |
6,1% |
6,3% |
2,8% |
+ | ||
Количество
невыполненных показателей в
сфере исполнительного производ |
4 |
5 |
3 |
10 |
|||||
Оценка организации обеспечения установленного порядка деятельности судов |
Уровень специальной подготовки судебных приставов по ОУПДС |
8 |
75,0% |
77,4% |
76,3% |
78,5% |
_ _** |
- | |
Процент обеспечения
безопасности судей и участников
судебного процесса в судебных |
9 |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
+ | ||
Процент осуществления приводов в суды по уголовным делам |
10 |
91,0% |
97,8% |
97,9% |
97,9% |
_ _** |
- | ||
Количество невыполненных показателей в сфере организации обеспечения установленного порядка деятельности судов |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||
Оценка организации дознания |
Результативность |
11 |
96,0% |
97,9% |
98,3% |
98,7% |
99,1% |
- | |
Оперативность производства дознания |
12 |
10,0% |
9,1% |
8,6% |
7,4% |
_ _** |
- | ||
Обеспечение законности при производстве дознания по уголовным делам, подследственным ФССП России |
13 |
0,2% |
0,0% |
0,1% |
0,0% |
_ _** |
- | ||
Количество невыполненных показателей в сфере организации дознания |
0 |
0 |
0 |
2 |
|||||
Общее количество невыполненных показателей по всем направлениям деятельности |
4 |
5 |
3 |
12 |
|||||
Оценка состояния |
Процент фактической реализации имущества должников |
14 |
55,0% |
39,9% |
36,3% |
18,1% |
33,2% |
- | |
Процент удовлетворенных судом заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (от общего количества таких заявлений) |
15 |
7,5% |
5,7% |
5,2% |
4,0% |
5,5% |
- | ||
Процент суммы по искам к ФССП России, удовлетворенным судами |
16 |
3,0% |
1,8% |
15,2% |
27,3% |
4,0% |
+ | ||
Процент фактического взыскания расходов по совершению исполнительных действий |
17 |
Не установлен |
12,7% |
13,4% |
8,9% |
_ _** |
|||
Результативность розыскной деятельности |
18 |
50,0% |
54,3% |
56,2% |
65,4% |
_ _** |
|||
Нагрузка по фактическому исполнению исполнительных производств одним судебным приставом-исполнителем в день |
19 |
- |
3,3 |
2,9 |
4,8 |
_ _** |
|||
Количество
невыполненных показателей в
сфере исполнительного |
1 |
2 |
2 |
||||||
Оценка организации дознания |
Процент уголовных дел,
оконченных |
20 |
76,0% |
76,3% |
76,6% |
79,8% |
80,4% |
- | |
Процент уголовных дел, прекращенных по |
21 |
1,4% |
0,3% |
0,3% |
0,3% |
0,8% |
- | ||
Процент уголовных дел,
возвращенных |
22 |
3,3% |
3,4% |
5,5% |
2,9% |
3,4% |
- | ||
Процент выявляемости преступлений против правосудия |
23 |
0,10% |
0,07% |
0,03% |
0,01% |
0,029% |
- | ||
Процент выявляемости преступлений, за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей |
24 |
6,0% |
4,9% |
4,2% |
5,1% |
5,12% |
- | ||
Процент выявляемости преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ |
25 |
1,5% |
0,9% |
1,1% |
1,2% |
0,94% |
+ | ||
Служебная нагрузка дознавателей ФССП России по оконченным направлением в суд уголовным делам |
26 |
23,33 |
14,37 |
11,66 |
11,24 |
_ _** |
|||
Процент дел об административных |
27 |
98,0% |
99,4% |
98,7% |
98,2% |
98,0% |
+ | ||
Процент дел об административных правонарушениях, рассмотренных должностными лицами ФССП России с назначением административного наказания |
28 |
98,0% |
95,1% |
95,7% |
98,6% |
_ _** |
|||
Процент постановлений должностных лиц ФССП России по делам об административных правонарушениях, отмененных судом в порядке обжалования |
29 |
0,1% |
0,1% |
0,2% |
0,2% |
_ _** |
|||
Процент выявляемости административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ |
30 |
50,0% |
15,4% |
11,9% |
4,6% |
_ _** |
|||
Служебная нагрузка должностных лиц ФССП России, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях |
31 |
16,67 |
6,93 |
6,32 |
5,85 |
_ _** |
|||
Общее количество невыполненных показателей в сфере организации дознания |
8 |
9 |
7 |
||||||
Общее количество невыполненных дополнительных показателей по всем направлениям деятельности |
9 |
11 |
9 |
||||||
Общее количество всех невыполненных показателей по всем направлениям деятельности |
13 |
16 |
12 |
||||||
* использована методика подсчета показателей, установленная в аналогичном периоде предыдущего года **показатель не предусмотрен расширенным перечнем показателей на аналогичный период предыдущего года |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Положение о службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.01.1998 № 147
Общие положения
1. Служба судебных
исполнителей хозяйственных
2. Задачей Службы является
защита прав и охраняемых
3. Служба в соответствии с возложенной на нее задачей:
исполняет судебные и иные акты по хозяйственным (экономическим) спорам;
осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью судебных исполнителей;
обеспечивает планирование работы судебных исполнителей и контроль за своевременным и полным исполнением судебных и иных актов;
анализирует практику исполнения судебных и иных актов, разрабатывает и вносит предложения по совершенствованию своей деятельности;
принимает меры к подбору кадров и повышению их квалификации.
4. Служба в своей
деятельности руководствуется
5. Служба взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, правоохранительными и контрольными органами, местными исполнительными и распорядительными органами, информирует эти органы о выявленных в ходе исполнения правонарушениях.
6. Служба состоит из управления контроля за исполнением судебных постановлений Высшего Хозяйственного Суда (далее - управление контроля), возглавляемого начальником управления контроля - главным судебным исполнителем хозяйственных судов Республики Беларусь, и отделов исполнения постановлений хозяйственных судов областей и г.Минска (далее - отдел исполнения), возглавляемых старшими судебными исполнителями.
Управление контроля состоит из отдела организации и контроля и отдела исполнения постановлений хозяйственных судов Республики Беларусь, возглавляемых старшими судебными исполнителями.
Информация о работе Равового регулирования исполнительного производства в России