Исполнительное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 08:06, контрольная работа

Краткое описание

Законодательство, определяющее статус судебного пристава- исполнителя, весьма разнообразно как по видам актов, так и по кругу регулируемых им вопросов. Прежде всего, судебный пристав-исполнитель по своему статуса является государственным служащим.

Файлы: 1 файл

Основной текст.docx

— 39.07 Кб (Скачать)

  1.Специфика прав и обязанностей судебного пристава  как элементов его правового статуса.

    1.1.Понятие судебных приставов. Роль судебного пристава в механизме исполнения правосудия.

    Законодательство,   определяющее   статус    судебного    пристава- исполнителя, весьма  разнообразно  как  по  видам  актов,  так  и  по  кругу регулируемых им вопросов.  Прежде  всего,  судебный  пристав-исполнитель  по своему статуса является государственным  служащим.

    Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской  Федерации; федеральных органов  государственной власти, иных федеральных  государственных органов (далее - федеральные  государственные органы); субъектов  Российской Федерации; органов государственной  власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов  Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных  органов (далее - лица, замещающие государственные  должности Российской Федерации).1

    Необходимо   отметить,   что     в   свете   последних   изменений    в законодательстве     судебный     пристав-исполнитель     получил     статус государственного  служащего.  До  этого  его  функциональное  значение  явно недооценивалось.

    В силу ст. 2 ФЗ «О системе государственной  службы» система государственной  службы включает в себя следующие  виды государственной службы:

    - государственная гражданская служба2;

    -  военная служба3;

    - правоохранительная служба.

    Правоохранительная  служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

    Должность  судебного  пристава-исполнителя  относится   к   старшей должности  государственных  должностей  федеральной  государственной  службы категории  «В», учреждаемых  для  обеспечения  деятельности  территориального органа федерального органа исполнительной власти.  Поэтому статус  судебного пристава-исполнителя определяется   не только ФЗ «О судебных приставах» и «Об исполнительном  производстве»,  но     законодательством о государственной службе. Основным актом в этой    области является Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».4

    Судебным  приставом может быть гражданин  Российской Федерации, достигший двадцатилетнего  возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного  пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и  личным качествам, а также по состоянию  здоровья исполнять возложенные  на него обязанности.

      Судебный пристав является должностным  лицом, состоящим на государственной  службе. При вступлении в должность  судебный пристав приносит присягу  следующего содержания: "Клянусь  при осуществлении своих полномочий  соблюдать Конституцию Российской  Федерации и законы Российской  Федерации, честно и добросовестно  исполнять обязанности судебного  пристава".

    В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный  порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих  судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные  законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению  установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей (далее – судебные приставы).

      Судебные приставы в соответствии  с характером осуществляемых  ими функций проходят профессиональную  подготовку. Судебные приставы по  обеспечению установленного порядка  деятельности судов после прохождения  необходимой специальной подготовки  имеют право на хранение и  ношение огнестрельного оружия  и специальных средств.

      Судебные приставы при исполнении  служебных обязанностей носят  форменную одежду, имеют знаки  различия и эмблему, образцы  которых утверждаются Правительством  Российской Федерации. Судебным приставам присваиваются классные чины.

    Судебным  приставам выдаются служебные удостоверения  единого образца, утверждаемого  министром юстиции Российской Федерации.

    Судебные  приставы подлежат обязательной государственной  дактилоскопической регистрации в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

    Основываясь на изложенном, попытаемся определить,  в чем особенность статуса судебного пристава-исполнителя от других государственных служащих?  Так, статус судебного пристава-исполнителя определен законодательно, и его отличие от других государственных служащих, представлено правовыми нормами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Такие нормы содержатся не только в актах, специально раскрывающих эти вопросы, - в первую очередь в Федеральных законах "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах", но и в частности: ГПК5, Закон РСФСР "О судоустройстве", АПК6, КоАП7, Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и т.д.

    Отдельные аспекты статуса судебного пристава-исполнителя  определяют управленческие акты Министерства юстиции Российской Федерации.

    Иерархия  должностными лицами, осуществляющими  контроль над действиями судебного  пристава-исполнителя, следующая:

     1. старший судебный пристав подразделения,  в котором состоит на службе  судебный пристав-исполнитель; 

    2. главный судебный пристав субъекта  РФ как вышестоящий руководитель  подразделения судебных приставов; 

     3. главный пристав РФ, который  соответственно своему уровню  организует и контролирует работу  всей службы судебных приставов. 

    Основная  задача судебного пристава-исполнителя  состоит в своевременном, полном и правильном исполнении судебных актов  и актов других органов, которым  предоставлено право возлагать  на граждан, организации и бюджеты  всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или  в соответствующий бюджет денежных средств или иного имущества  либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от них. Целью исполнения является наиболее полное удовлетворение интересов взыскателя, основанных на исполнительном документе, при условии соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций.

      Сфера деятельности судебного  пристава-исполнителя охватывает  не все направления исполнительного  производства. Во-первых, в случаях,  предусмотренных Законом "Об  исполнительном производстве", требования  судебных актов и актов других  органов о взыскании денежных  средств исполняются налоговыми  органами, банками (и иными кредитными  учреждениями). Во-вторых, названный  Закон предусматривает случаи, когда  требования судебных актов и  актов других органов могут исполняться также и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Не только Служба судебных приставов является единственным полномочным органом принудительного исполнения, что является основной особенностью специального статуса судебного пристава-исполнителя. 8

      При выполнении своих служебных  обязанностей судебный пристав-исполнитель  выступает как представитель  исполнительной власти, требования  и указания которого являются  обязательными для всех, к кому  они обращены (для органов, организаций,  должностных лиц и граждан  на территории РФ). Только он  обладает особым правомочием  - от имени государства применять  меры принуждения к должнику, не исполняющему требование исполнительного  листа или требования судебного  пристава-исполнителя. 

    Компетенция судебного пристава-исполнителя  характеризуется признаком территориальности, как по общему правилу исполнение осуществляется на территории, закрепленной за определенным подразделением судебных приставов. Исключение предусмотрено  ст. 11 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой  судебный пристав-исполнитель совершает  исполнительные действия на другой территории с согласия соответствующей Службы судебных приставов. Споры о месте  совершения исполнительных действий между  службами судебных приставов, подразделениями  или судебными приставами-исполнителями  не допускаются, исполнительный документ должен быть принят теми, кому он направлен. С уведомлением Главного судебного пристава субъекта РФ должны разрешаться вопросы направления исполнительных документов для дальнейшего исполнения их в других подразделениях службы судебных приставов одного субъекта РФ.

    При возникновении необходимости перенести  исполнение на территорию другого субъекта РФ данный вопрос разрешается по согласованию главных судебных приставов соответствующих  субъектов, а в особо сложных  случаях - по согласованию с Главным  судебным приставом РФ.

    Подводя итог данного параграфа курсовой работы, порассуждаем о том, насколько существенна роль судебного пристава в механизме исполнения правосудия?

    Итак, исполнение - важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность  всего механизма правового регулирования  и способность права воздействовать на мотивацию и поведение человека. Право, не реализованное в действиях  его субъектов, хотя и подтверждённое судебным или иным актом органа гражданской  юрисдикции, является, по сути дела, несуществующим, и подобная фактическая ситуация не может считаться естественной. Данный участок правовой действительности, связанный с принудительной реализацией актов органов гражданской юрисдикции (включая судебные органы) регулируется нормами исполнительного производства.

    Неразработанность или незавершённость исполнительных процедур весьма дорого обходится как отдельным субъектам, так и обществу в целом. Пока не решены ряд существенных вопросов исполнительного производства, в итоге это приводит к незащищённости прав собственников, инвесторов, других членов общества. Тем самым создаётся ситуация, когда выгоднее быть должником, чем инвестором, ввиду невозможности для кредитора обеспечить принудительное осуществление своих прав. Все это вынуждает взыскателей прибегать к неправовым способам разрешения конфликтов с должниками, что приводит к криминализации сферы частного права.

    Проблема  исполнения судебных и иных актов  гражданской юрисдикции приобретает  особую значимость в связи с вопросом более широкого характера - об исполнении законов в целом и как их частного случая - принудительного  исполнения судебных актов.

    Оптимальным вариантом должно быть добровольное исполнение соответствующего решения  обязанными субъектами через определённую систему действий. В случае отказа от добровольного исполнения должен среагировать такой юридический  механизм, который обеспечил бы принудительную реализацию с неотвратимостью наступления именно такого варианта поведения, который определён в решении.

      Это особенно важно, когда исполнительное  производство включено в систему  современных цивилизованных рыночных  механизмов при одновременном  сочетании с административными  и уголовно-правовыми мерами воздействия.  Это позволит создать условия  для функционирования полноценной  и работающей системы защиты  собственника, инвестора в сфере  частного права и, что особенно  важно, изменить мотивацию деятельности  всех участников сферы исполнения, введя ее в правовое русло.

Информация о работе Исполнительное производство