Теория и механизмы современного государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ гу.docx

— 195.90 Кб (Скачать)

Прерогативы Президента РФ как гаранта  Конституции РФ направлены, прежде всего, на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов всех ветвей государственной  власти, т. е. в конечном счете на достижение гарантированного ст. 5 Конституции РФ единства системы государственной власти. В этой связи Президент наделен полномочиями распускать Государственную Думу в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией; назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; подписывать и обнародовать принятые Федеральным Собранием законы; представлять Государственной Думе кандидатуры на должность председателя Центрального банка России, а также ставить перед ней вопрос об освобождении его от должности; представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и вносить предложения в Совет Федерации об освобождении Генерального прокурора от должности; назначать судей других федеральных судов.

Перечисленные конституционные полномочия Президента позволяют сделать вывод  об особом и своеобразном положении  Президента РФ в системе государственной  власти в России, осуществляемой на основе ее разделения на различные ветви власти и виды государственной деятельности. И суть этого своеобразия в том, что по своему организационно-правовому статусу, прерогативам и полномочиям должность Президента не может быть отнесена полностью и безоговорочно к какой-либо одной ветви государственной власти, он явно возвышается над всеми ветвями власти, но при этом имеет весьма серьезное и непосредственное касательство к тем или иным вопросам и аспектам организации и функционирования каждой из них.

Сущностная характеристика правового  статуса Президента, однако, не может  быть ограничена вышеперечисленными его  прерогативами и полномочиями как  главы государства и гаранта  Конституции, призванного обеспечить согласованное функционирование и  взаимодействие всех ветвей государственной  власти. Наибольшую прикосновенность вся деятельность Президента РФ имеет  все же к исполнительной ветви  власти, в системе и структуре  которой он наделен весьма обширными  и наиболее значимыми исполнительными  управленческими полномочиями. В  соответствии с гл. 4 Конституции  РФ Президент России назначает с  согласия Государственной думы Председателя Правительства РФ, имеет право  председательствовать на заседаниях Правительства  РФ и принимает решение о его  отставке; по предложению Председателя Правительства назначает на должность  и освобождает от должности его  заместителей, а также федеральных  министров; утверждает военную доктрину государства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами государства; при определенных обстоятельствах и в установленном Конституцией РФ и федеральным конституционном законом порядке вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное, а также чрезвычайное положение. Все это позволяет говорить об особом управленческом статусе президентской власти в сравнении и взаимосвязи с властью правительственной, являющейся в организационном плане чисто исполнительной управленческой властью по своему характеру и содержанию. Поэтому есть все основания утверждать, что Президент в рамках своего правового статуса главы государства и гаранта Конституции РФ является также высшим носителем, организатором и руководителем исполнительной власти в стране, которую он разделяет как непосредственно и персонально, так и через Государственный совет РФ, Администрацию Президента РФ и государственные органы правительственной исполнительной власти.

4. Администрация Президента  РФ

Об Администрации Президента РФ можно говорить в широком и  узком смысле этого слова. В широком  смысле к ней относятся формируемое  им Правительство РФ со всеми центральными органами правительственной федеральной  исполнительной власти (органами государственного управления) и все президентские  структуры его Администрации. В узком же смысле речь идет лишь о формируемой Президентом и находящейся в его личном и непосредственном ведении и подчинении Администрации Президента РФ, которая характеризуется своеобразным статусом и широкой компетенцией. Администрация Президента РФ в этом собственном смысле действует на основе утверждаемого его указами «Положения об Администрации Президента РФ» и имеет сложную разветвленную структуру. Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль исполнения его решений, и действует в составе руководителя Администрации Президента РФ, двух заместителей руководителя Администрации Президента РФ – помощников Президента РФ, помощников Президента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации и Государственной думе Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов Президента РФ и иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений, которые состоят из департаментов. Администрации Президента РФ к коим относятся: Аппарат Совета безопасности РФ (на правах управления), аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах (на правах управления), аппарат советников Президента РФ, Государственно-правовое управление Президента РФ, Канцелярия Президента РФ (на правах управления), Контрольное управление Президента РФ, Референтура Президента РФ (на правах управления), Секретариат руководителя Администрации Президента РФ (на правах управления), Управление Президента РФ по внешней политике, Управление Президента РФ по внутренней политике, Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, Управление Президента РФ по вопросам государственной службы, Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Управление информационного и документационного обеспечения Президента РФ, Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, Управление пресс-службы и информации Президента РФ, Протокольно-организационное управление Президента РФ, Экспертное управление Президента РФ.

Руководитель Администрации Президента РФ и помощники Президента РФ подчиняются  Президенту РФ. Руководитель Администрации  Президента РФ координирует деятельность помощников Президента РФ и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению. Заместители руководителя Администрации  Президента РФ, помощники Президента РФ по поручению руководителя Администрации  Президента РФ осуществляют кадровые назначения в Администрации Президента РФ, решают иные организационные вопросы.

Заместитель руководителя Администрации  Президента РФ – помощник Президента РФ – по поручению руководителя Администрации Президента РФ в случае его временного отсутствия исполняет его обязанности.

Помощники Президента РФ, пресс-секретарь  Президента РФ и руководитель протокола  Президента РФ по решению Президента РФ могут возглавлять самостоятельные  подразделения Администрации Президента РФ, а также обеспечивать деятельность Государственного совета РФ, иных совещательных  и консультативных органов при  Президенте РФ.

Советники Президента РФ подчиняются  Президенту РФ и образуют аппарат  советников Президента РФ, в состав которого входят департаменты, обеспечивающие их деятельность. Руководитель Администрации  Президента РФ координирует деятельность советников Президента РФ и распределяет вопросы, относящиеся к их ведению.

Деятельность полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах  координирует руководитель Администрации  Президента РФ, а деятельность полномочных  представителей Президента РФ в Совете Федерации и Государственной  Думе Федерального Собрания РФ, Конституционном  Суде РФ – заместитель руководителя Администрации Президента РФ, помощник Президента РФ.

Администрация Президента РФ формируется  им для создания всех необходимых  условий реализации президентской  власти и всестороннего информационно-аналитического, материально-технического и организационного обеспечения его деятельности. Взаимодействуя в установленном Президентом  порядке с органами всех ветвей государственной  власти, его Администрация создает  условия для определения основных направлений внутренней и внешней  политики и руководства Президентом  их реализацией; обеспечивает организацию  подготовки, согласования и представление  Президенту проектов заключений на законопроекты, проектов указов, распоряжений, поручений  и обращений Президента со всеми  необходимыми документами; осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных  законов, указов, распоряжений и поручений  Президента с подготовкой ему  соответствующих докладов; оказывает  в установленном Президентом  порядке всяческое содействие в  реализации всех его полномочий главы  государства и гаранта Конституции. В Положении об Администрации  Президента РФ в общем плане регламентируются прерогативы Президента РФ, руководителя Администрации Президента РФ, а также  соподчиненность, функции и полномочия соответствующих подразделений  и должностных лиц, входящих в  состав Администрации Президента РФ.

Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ, которому непосредственно подчиняются:

1) руководитель Администрации,  заместители руководителя Администрации,  помощники Президента РФ, пресс-секретарь  Президента РФ, руководитель протокола  Президента РФ, полномочные представители  Президента РФ в федеральных  округах, советники Президента  РФ, полномочные представители Президента  РФ в Совете Федерации и  Государственной Думе Федерального  собрания РФ, Конституционном Суде  РФ, старшие референты и референты Президента РФ;

2) секретарь Совета безопасности  РФ.

Президент РФ назначает на должность  и освобождает от должности в  Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных, а также начальников управлений Президента РФ, руководителей иных самостоятельных подразделений  Администрации, заместителей и помощников секретаря Совета безопасности РФ; определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых  от должности им непосредственно  и подчиняющихся ему; утверждает положения об управлениях Президента РФ, иных самостоятельных подразделениях Администрации.

Помощники Президента РФ подготавливают предложения Президенту РФ по реализации его полномочий; подготавливают с  участием управлений Президента РФ, иных самостоятельных подразделений  Администрации аналитические, справочные, информационные материалы для Президента РФ; подготавливают предложения по перспективным и текущим планам работы Президента РФ; обеспечивают по решению Президента РФ или руководителя Администрации деятельность Государственного совета РФ, иных совещательных и  консультативных органов при  Президенте РФ; подготавливают проекты поручений Президента РФ, и исполняют отдельные поручения Президента РФ, и при реализации возложенных на них функций взаимодействуют с управлениями Президента РФ, иными самостоятельными подразделениями Администрации. Помощники Президента РФ по решению Президента РФ могут возглавлять самостоятельные подразделения Администрации.

Советники Президента РФ подготавливают для Президента РФ аналитические, справочные, информационные материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к их ведению  в соответствии с распределением обязанностей; обеспечивают по поручению  Президента РФ или руководителя Администрации  деятельность совещательных и консультативных  органов при Президенте РФ; исполняют  отдельные поручения Президента РФ.

Советники Президента РФ при реализации возложенных на них функций взаимодействуют  с управлениями Президента РФ, иными  самостоятельными подразделениями  Администрации; возглавляют по поручению  Президента РФ или руководителя Администрации  рабочие группы, создаваемые для  подготовки мероприятий с участием Президента РФ; пользуются банками  данных Администрации, Правительства  РФ.

Старшие референты и референты  Президента РФ осуществляют подготовку тезисов выступлений и обращений  Президента РФ, аналитических справок  и записок, ведут информационно-консультативную  работу, исполняют отдельные поручения  Президента РФ и руководителя Администрации.

аппарат Совета безопасности осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета безопасности РФ.

Секретарь Совета безопасности возглавляет  аппарат Совета безопасности РФ; представляет Президенту РФ кандидатуры для назначения на должность и вносит Президенту РФ предложения об освобождении от должности заместителей и помощников секретаря Совета безопасности РФ.

Полномочные представители Президента РФ представляют интересы Президента РФ в федеральных органах государственной  власти и органах государственной  власти субъектов РФ. Обеспечение  деятельности полномочных представителей Президента РФ осуществляют их аппараты.

Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах представляют руководителю Администрации кандидатуры  для назначения на должность и  вносят ему предложения об освобождении от должности своих заместителей, а также помощников полномочных  представителей Президента РФ. Другие работники аппаратов полномочных  представителей Президента РФ назначаются  на должность и освобождаются  от должности полномочными представителями  Президента РФ по согласованию с Управлением  Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам.

Аппарат Совета безопасности РФ, являясь  самостоятельным подразделением Администрации  Президента РФ и обладая статусом Главного управления Президента РФ, имеет  своей задачей информационно-аналитическое  обеспечение деятельности Президента и возглавляемого им Совета безопасности по текущим проблемам безопасности, вопросам оценки внутренних и внешних  угроз жизненно важным интересам  личности, общества и государства; выявление  источников опасности, а также подготовку аналитических материалов, прогнозов  изменения внутренних и внешних  условий и факторов, влияющих на состояние безопасности в обществе и государстве; всестороннее, в том  числе и организационно-техническое, обеспечение всех сторон и аспектов.

Аппарат полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах  также входит в состав Администрации  Президента РФ. Полномочный представитель  Президента РФ в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа и обеспечивающим там реализацию конституционных  полномочий главы государства. Он –  федеральный государственный служащий, входит в состав Администрации Президента РФ, назначается на должность и  освобождается от должности Президентом  по представлению руководителя Администрации. Заместители полномочного представителя  также являются государственными служащими  и входят в состав Администрации  Президента. Назначение их на должность  и освобождение от должности, а также  применение к ним мер поощрения  и дисциплинарных взысканий осуществляется руководителем Администрации Президента. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе непосредственно  подчиняется Президенту РФ и подотчетен ему, но оперативное руководство  деятельностью полномочного представителя  осуществляет руководитель Администрации Президента РФ.

Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления