Теория и механизмы современного государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ гу.docx

— 195.90 Кб (Скачать)

Непосредственное обеспечение  деятельности каждого полномочного представителя Президента в федеральном  округе осуществляет его аппарат, являющийся самостоятельным подразделением Администрации  Президента. В состав аппарата полномочного представителя Президента в федеральном  округе входит соответствующая окружная инспекция Главного контрольного управления Президента РФ. Она осуществляет методическое руководство указанной окружной инспекцией по вопросам организации  контроля за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, реализацией федеральных программ.

Основные задачи полномочного представителя  Президента РФ в федеральном округе следующие: организация реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней  политики государства, определяемых Президентом  РФ, и контроля за исполнением актов федеральных органов государственной власти на подведомственной территории; обеспечение реализации кадровой политики Президента РФ и представление ему регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном положении с соответствующими предложениями.

Осуществление всех возложенных на полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе функций  обеспечено предоставленными ему широкими полномочиями, в том числе правом привлекать сотрудников Главного контрольного управления Президента РФ, а в необходимых  случаях и сотрудников федеральных  органов исполнительной власти и  их территориальных органов к  проведению проверок, анализу состояния  дел в организациях, находящихся  на территории федерального округа. При этом аппарат Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе обеспечивает решение возложенных на него задач и функций.

Полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ во взаимодействии с помощниками  Президента в установленном Президентом  РФ порядке координируют работу соответственно в Совете Федерации и Государственной  Думе подразделений Администрации  Президента и представителей Правительства; обеспечивают представление интересов  Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий в этих представительных (законодательных) органах государственной власти.

Полномочный представитель Президента РФ в Конституционном суде РФ способствует осуществлению деятельности Президента РФ как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина и  представляет интересы Президента РФ в Конституционном суде РФ, участвуя в его заседаниях без специального на то решения Президента РФ.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что Президент РФ и его  Администрация, имеющая сложную  и разветвленную структуру, составляют и представляют некое неразрывное  единство, особый и весьма специфический  государственный орган президентской  власти – Президентуру. Особенности этого государственного органа отражают и организационно закрепляют всю специфику и суть предназначения российской президентской власти в общей системе государственной власти, обеспечивающей, с одной стороны, согласованное функционирование всех ветвей государственной власти (прерогатива Президента РФ как главы государства и гаранта Конституции), а с другой – государственное регулирование и управление делами всей жизнедеятельности государства и общества.

ЛЕКЦИЯ № 6. Структура  и компетенция органов законодательной  и исполнительной власти РФ

1. Федеральное Собрание  РФ: порядок формирования, правовые  основы деятельности, структура  и полномочия

 

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом  РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция  РФ устанавливает, что формой государства  РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Конституция РФ (ст. 94) характеризует  Федеральное Собрание РФ как законодательный  орган РФ. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется  принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует  формированию правового государства.

Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание РФ состоит  их Совета Федерации и Государственной  Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации  состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации  призван выражать интересы отдельных  местностей, региональные мнения.

В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся  к их ведению в соответствии с  Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей  иностранных государств.

Основными функциями парламента являются:

1) представительство;

2) законотворчество;

3) контроль.

Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта в  Государственной Думе, принятие  или отклонение закона;

3) рассмотрение закона Советом  Федерации, его одобрение или неодобрение;

4) подписание Президентом РФ  и обнародование закона. Субъектами  права законодательной инициативы  являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации;

3) депутаты Государственной Думы;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы государственной власти  субъектов РФ;

6) Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный  Суд РФ, но только по вопросам их ведения.

В реализации этих функций участвуют  обе палаты Федерального Собрания (что  также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России), и реализация функций  осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации  и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции  РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло  по пути расширения конституционно установленных  полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве.

Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует  множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания – Государственную Думу.

В соответствии со ст. 105 Конституции  РФ Государственной Думой принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Совет  Федерации и Государственная  Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания. Они  решают вопросы организации своей  деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной  Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции  РФ Совет Федерации и Государственная  Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.

Парламентские слушания в Совете Федерации  организуются по инициативе комитетов  палаты в пределах их полномочий, а  также комиссий, создаваемых в  соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации  или по инициативе группы в составе  не менее десяти депутатов Совета Федерации.

Парламентские слушания в Государственной  Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов  и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.

Организация и проведение парламентских  слушаний возлагаются на соответствующие  комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания.

Согласно регламенту Совета Федерации  по результатам парламентских слушаний, проводимых в этой палате, могут  быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу. В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские  слушания могут заканчиваться принятием  рекомендаций по обсуждаемому вопросу.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.

2. Структура и организация деятельности  Совета Федерации Федерального  Собрания РФ

Конституция РФ содержит лишь отправные  моменты, касающиеся состава и порядка  формирования Совета Федерации.

В верхней палате представлены все  субъекты РФ на паритетных началах  – по два представителя, при этом один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной  власти субъекта РФ. В настоящее  время Совет Федерации формируется  в соответствии с Федеральным  законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа, а представитель от исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа).

Таким образом, Совет Федерации, в  отличие от Государственной Думы, определенного срока полномочий не имеет, обновление его состава  осуществляется не разовым порядком, а мягко, в зависимости от региональных выборов и усмотрения региональных органов государственной власти. Ни при каких обстоятельствах  верхняя палата Федерального Собрания не может быть распущена.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных  лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом  Совета Федерации и постановлениями Совета Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Конституции РФ актами Совета Федерации и Государственной Думы являются постановления, которые они могут принимать только по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

К компетенции Совета Федерации отнесены следующие вопросы.

1. Возможность изменения границ  между субъектами РФ предусмотрена  ч. 3 ст. 67 Конституции РФ, согласно  которой такое изменение требует  их взаимного согласия.

Однако комментируемый пункт определяет, что, помимо этого взаимного согласия, требуется еще согласие Совета Федерации. Это согласие проявляется в форме  утверждения договора или соглашения, заключенного заинтересованными субъектами РФ по поводу изменения границы между ними.

Если Совет Федерации откажет  в утверждении, договор или соглашение между субъектами РФ считается несостоявшимся. Конечно, нельзя исключать, что через  какое-то время вопрос вновь будет  внесен в повестку и Совету Федерации  опять придется решать эту проблему.

Для рассмотрения Советом Федерации  вопроса об утверждении изменения  границ между субъектами РФ в Совет  Федерации представляются соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти каждого  из этих субъектов РФ.

 

2. Возможность введения военного  положения Президентом РФ предусмотрена ч. 2 ст. 87 Конституции РФ.

Указанная статья Конституции РФ обязывает  Президента РФ незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории РФ или в отдельных  ее местностях палатам Федерального Собрания РФ. Очевидно, что Совет  Федерации должен оценить обоснованность этой меры в целом и целесообразность отдельных ее составляющих. Ему принадлежит  право окончательного решения вопроса.

В случае не утверждения указа Президента РФ Совет Федерации может предложить Президенту РФ создать совместную согласительную комиссию для преодоления возникших  разногласий, включив соответствующий  пункт в свое постановление. Во всяком случае с момента принятия Советом Федерации решения о неутверждении указа Президента РФ действие этого указа прекращается.

3. Что касается такого полномочия  Совета Федерации, как утверждение  указа Президента РФ о введении  чрезвычайного положения, то оно  связано с полномочием Президента  РФ издавать такие указы, установленным  ст. 88 Конституции РФ.

Здесь действует полная аналогия с  предыдущим полномочием. Регламент  Совета Федерации регулирует процедуру  утверждения таких указов совершенно аналогично процедуре утверждения  указов о введении военного положения.

4. Вопрос об использовании Вооруженных  Сил РФ за пределами ее территории  может возникать в различных  ситуациях. Он может возникнуть  в связи с отражением агрессии  против РФ, в связи с выполнением  международных договорных обязательств, в частности в связи с выполнением  миротворческих задач.

Для принятия решений об использовании  Вооруженных Сил за пределами  России в случаях, когда это прямо  предписано действующими международными договорами, согласия Совета Федерации  не требуется.

Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления