Теория и механизмы современного государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ гу.docx

— 195.90 Кб (Скачать)

Конфедеративные объединения имеют  нестойкий, переходный характер: они  либо распадаются, либо преобразуются  в федерации. Конфедерацию можно  назвать переходной формой государственного устройства. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг. были объединены в конфедерацию, что диктовалось  интересами борьбы против британского  владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства  – США.

 

4. Политический режим

С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности страны велико. Политический режим выражает особенности  функционирования государственного механизма. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии.

Политический режим – это  методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется  демократизмом или антидемократизмом.

Профессор С. С. Алексеев выделяет следующие свойства политического режима:

1) политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят метода насилия, в государстве складывается режим реакционный антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала;

2) в каждой стране политический  режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В  странах, где существует устойчивый  баланс политических сил или  достигнуто долговременное национальное  согласие, результатом такого согласия  является стабильный политический  режим. Но если в стране верх  берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств  и способов управленческого воздействия  различают авторитарные и демократические  государственно-правовые режимы.

Авторитарный режим отличается тем, что:

1) народ при таких режимах  фактически отстраняется от формирования  государственной власти и контроля  над ее деятельностью;

2) вся полнота власти концентрируется  в руках правящей элиты, не  учитывающей коренных интересов населения;

3) устраняется оппозиция (иногда  формально разрешается деятельность  близких по духу, родственных  политических партий и профсоюзов);

4) решения центральной власти  реализуются при широкомасштабном  использовании насилия, при опоре  на военно-полицейский аппарат.  Устанавливается полное преимущество  государства над правом;

5) личность лишена гарантий безопасности, человек не может и реально  пользоваться общедемократическими  свободами, даже если они формально  провозглашены. Устанавливается  полный приоритет интересов государства  над гражданином. С глубокой  древности известны деспотические  и тиранические разновидности  авторитарного режима. Они основаны  на произволе и жестокости  правителей. Их отличие выражается  лишь в различных способах  овладения и приемах осуществления  власти. Если деспот приходит  к власти законными способами,  то тиран – с помощью захвата,  государственного переворота. Если  жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное  закрепление в конституции, которая  лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы  граждан. При этом запрещается или  существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип  разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и  его значительная часть не избирается, а назначается.

При тоталитарном режиме власть переходит  в руки диктатора, осуществляющего  правление насильственными методами, происходит абсолютная концентрация власти законодательной и исполнительной в одном органе. Права и свободы человека никем не защищены.

При демократическом режиме высшие органы государства выступают от имени народа, власть реализуется  в его интересах демократическими и правовыми методами. Права человека и гражданина гарантированы и защищены государством.

 

ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной  власти

 

1. Понятие, правовой  статус

 

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определение  органа государственной власти как  звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных государственных  функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности его признаков:

1) создается и действует от  имени государства – Российской Федерации или ее субъекта;

2) действует на основе законов  и других нормативных правовых  актов;

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4) обладает собственной компетенцией;

5) характеризуется организационной  обособленностью и самостоятельностью;

6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются  от имени государства, носят  обязательный для всех характер  и при необходимости подкрепляются  принудительной силой государства.

Только совокупность этих признаков  дает основание относить тот или  иной орган к числу государственных. Не каждое государственное учреждение или организация будет считаться  органом государственной власти (например, государственное учебное  заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающее комплексом вышеуказанных признаков.

Система органов государственной  власти состоит из тех, которые определены Конституцией РФ, и тех, создание которых  обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов. Система  органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных, иерархически соподчиненных звеньев.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

Государственные органы РФ действуют  на основе Конституции РФ и принципов, в ней заложенных.

Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной  власти – это закрепленные в Конституции  РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.

Такими принципами выступают:

1) приоритет прав и свобод  человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции  РФ);

2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ);

5) законность (ст. 15 Конституции РФ);

6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной  власти должны руководствоваться принципом  приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, страны и государства принимают  меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства  и его органов направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное  развитие человека и гражданина.

Принцип народовластия означает, что  верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает  соответствующие полномочия, на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в  единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны между собой.

Принцип разделения властей предполагает, что основным функциям государственной  власти соответствуют определенные органы государства. С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной  власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.

Разделение властей действует  как по горизонтали (Федеральное  Собрание РФ – Правительство РФ – судебные органы РФ – прокуратура), так и по вертикали (федеральные  органы власти – органы государственной  власти субъектов Федерации). Указанный  принцип наиболее последовательно  проявляется на федеральном уровне.

Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов  и подзаконных актов. Он также  предполагает, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые  в РФ, не должны противоречить Конституции  РФ, а законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ не могут  противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции  РФ и совместной компетенции РФ и ее субъектов.

Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства  и его органов в дела церкви, так и религиозных организаций  в государственные дела.

Конституционные принципы построения и деятельности системы органов  государственной власти закрепляются в гл. 1 Конституции РФ «Основы  конституционного строя», которая может  быть изменена только путем принятия новой Конституции РФ. Поэтому  указанные принципы являются неизменными  и определяющими деятельность как федеральных органов власти, так и органов власти субъектов РФ.

 

2. Классификация органов  государственной власти

Для того чтобы начать говорить о  классификации органов государственной  власти, стоит еще раз обратиться к понятию орган государства. Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных  служащих, наделенная государственно-властными  полномочиями и необходимыми материальными  средствами для осуществления в  пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Можно привести большое количество классификаций органов государственной  власти, все зависит от основания. Остановимся на самых основных.

По уровню деятельности различают  федеральные органы и органы субъектов Федерации.

На федеральном уровне система  органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный  Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также  федеральные органы исполнительной власти и суды РФ.

В субъектах Федерации государственную  власть осуществляют образуемые ими  органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

По храктеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие  исключительным правом на принятие законодательных актов;

2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности  которых – исполнительно-распорядительная;

3) органы судебной власти, осуществляющие  правосудие и уполномоченные  применять государственное принуждение;

4) органы контрольной власти, деятельность  которых состоит в проверке  соответствия актов и действий  государственных и иных органов,  их должностных лиц:

а) постоянные, которые создаются  без ограничения срока действия;

б) временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости от правовой основы образования можно различать  государственные органы, создаваемые на базе:

1) Конституции РФ;

2) федеральных конституционных  законов, федеральных законов;

3) указов Президента РФ;

4) постановлений Правительства  РФ;

5) законодательных актов субъектов РФ.

Органы государства различаются  между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства  состоит из коллектива государственных  служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный  Суд РФ. Однако в отдельных случаях  орган государства может воплощаться  в одном лице, занимающем государственную  должность. Например, Президент РФ, Президент республики в составе  РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных  органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов  государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

 

3. Институт Президента  РФ: статус, полномочия, ответственность

Президент РФ является главой государства  и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он в качестве главы государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях и в этой связи принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; осуществляя руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ, ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, а также реализует многие другие полномочия, присущие главе государства.

Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления