Понятие механизма современного государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:34, контрольная работа

Краткое описание

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.

Файлы: 1 файл

Понятие механизма правового государства.doc

— 91.00 Кб (Скачать)


Тема: Понятие механизма современного государства.

 

1.        Понятие механизма государства.

 

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.

Для определения понятия механизма государства обратимся к одному из его распространенных вариантов и проанализируем его.

Так Козлов В. А. определяет механизм государства как систему органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.[1]

На различных этапах развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.[2]

Механизм государства не является неизменным. Как и само государство, он постепенно изменяется и к тому же весьма значительно. Причем претерпеваемые механизмом государства изменения могут быть связаны не только с объективными условиями общественной жизни, но и с субъективными устремлениями той или иной общественной, политической или экономической группы усилить свои позиции в политической жизни общества. Например, достаточно вспомнить разительные и многочисленные перемены в механизме Российского государства, произошедшие с 1990 года.

Несмотря на особенности механизма каждого отдельного государства, механизм государств одного и того же исторического типа имеет определенные, только ему присущие черты. Поэтому можно говорить о механизме рабовладельческого, феодального, буржуазного, тоталитарного государства. Более того, механизм всех без исключения тоталитарных государств обладает целым рядом общих существенных черт. В частности, он всегда был и остается орудием угнетения и подавления большинства граждан в интересах правящей верхушки. От механизма тоталитарных государств отличается механизм правового государства. Он не противостоит гражданскому обществу и является орудием выражения и защиты интересов как общества в целом, так и личности.

Наиболее характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:

-                          механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

-                          Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

-                          Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием.

-                          Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается  правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер, всесторонний учет как при образовании государственных органов, и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую  законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности  всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное Функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньев государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной  системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение  интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного  аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный  принцип в государственном управлении означает, прежде всего,  использование квалифицированных работников,  для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение  же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного  строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них ой обязанности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех ставных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественным движениями и организациями;

6) принцип демократизма  в формировании и деятельности государственных дарственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы  подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных  федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение  обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач.

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления  государственной власти. Через государственный аппарат,  его органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает  заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию  и  благополучию  населения.   В  определенных  случаях государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством.

Различные звенья механизма государства играют неодинаковую роль в выполнении функций государства. Одни из них главным образом нацелены на функции, призванные обеспечить решение сугубо классовых задач, а другие – на функции, направленные на выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Поэтому иногда в механизме государства различают аппарат принуждения и аппарат управления. Однако это подразделение весьма условно.

Для своего нормального функционирования механизм государства нуждается в соответствующей материальной базе. Такая база создается за счет специально выделяемых из государственного бюджета средств, а также других установленных законодательством поступлений.

Исходя из вышеприведенных характеристик, признаков механизма государства можно определить, что механизм государства – это система управления обществом, разносторонними социальными, экономическими,  политическими сферами и процессами, система осуществления государственной власти посредством  совокупности государственных органов и учреждений, выполняющих основные функции государства, решающих стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

 

2. Органы государства и их классификация.

 

 

Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции.

Основным структурным элементом государственного механизма является государственный орган. Он обладает рядом таких качеств, которые отличают его от органов негосударственных, общественно-политических организаций. Только государственный орган выступает в пределах своей компетенции в качестве официального выразителя воли правящей политической группы. Компетенция каждого отдельного органа предопределяется той конкретной задачей, которую он призван решать, а также его местом среди аналогичных и других органов государственного механизма. Однако все государственные органы обязательно наделяются властными полномочиями, позволяющими им осуществлять политику, соответствующую воле господствующей политической группы, не только мерами убеждения, но и государственного принуждения. Принимая во внимание это чрезвычайно важное качество государственных органов, их обычно называют органами государственной власти.

Орган государства — это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру,  определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.[3]

Как видно из определения, государственный орган имеет определенные  признаки:

1. Все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию, другими словами, образование и

функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.

2.        Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.

3.        Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они разуют единый социальный организм, главной задачей которого дается обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности территориальной целостности государства.

Не только компетенция, но также порядок образования, внутренняя структура, отношения между личным составом и взаимодействие с другими органами у различных государственных органов неодинаковы. Поэтому в юридической науке их принято группировать по отдельным видам. Наиболее общей классификацией органов государства является подразделение их на следующие четыре вида: органы государственной власти, органы государственного управления, суды и контрольно-надзорные органы.[4]

Конечно, нужно иметь в виду, что в данном случае понятие «государственная власть» и «государственное управление» употребляются не в широком, а узком их значении. Как только что отмечалось, органами государственной власти в широком смысле являются все органы государства. Однако определенная группа этих органов играет ведущую роль в механизме  государства. Их называют органами государственной власти в узком смысле. Органами государственного управления в широком смысле также являются все органы государства. Но определенная группа этих органов, производных от органов государственной власти и подотчетных им в своей исполнительно-распорядительной деятельности, относится к органам государственного управления в узком смысле.

Наряду с приведенной выше классификацией  органов государства в отраслевых юридических науках проводятся и другие классификации, имеющие не общее, а частное значение. Особенно много внимания изучению органов государства уделяют представители государственного и административного права, выводы которых имеют большое значение для общей теории государства и права.

Так, например, органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач.[5] По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.

Информация о работе Понятие механизма современного государства