Механизм государства: понятие и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:34, контрольная работа

Краткое описание

В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 47.65 Кб (Скачать)

1. Механизм государства: 

понятие и структура

В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после  выдвижения известного лозунга о  механизме диктатуры пролетариата. Его суть партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.

В юридической литературе чаще всего  понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все виды государственных органов. Такой подход был общепринятым в 50-80 гг., и он обнаруживается в научных  трудах последних лет. Так, механизм современного Российского государства  рассматривается как пронизанная  едиными, законодательно закрепленными  принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система  государственных органов, посредством  которых осуществляются задачи и  функции государства Теория государства  и права. -М., 1997. С. 98-100..

Основным  орудием государственной власти считается госаппарат и госорганы  как его структурно оформленные  звенья.

Вместе  с тем государственный механизм трактовался и в другом смысле, а именно, как совокупность государственных  органов, организаций, вооруженных  сил, материальных средств государственной  власти Общая теория государства  и права. Т. 1. Теория государства. - М., 1998. С. 158-160.. Здесь налицо более широкий  «набор элементов», но отсутствует  системообразующий признак и неясно соот-ношение механизма государства и госаппарата. Более того, увле-ченность функциональными характеристиками и доктриной раз-деления властей приводит отечественных и зарубежных авторов к игнорированию данного понятия в контексте «государства» и «государственных органов» Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. - М., 1998. С. 8-19; Василгевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. - Минск, 1998..

В современных условиях понятие «механизм  государства» на-ходит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юри-дической науке, а не зарубежной. Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государст-венная власть, институты государства, форма государства, формы правления Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М., 1997.. И, тем не менее, для обогащения понятийного аппа-рата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправдано использовать данное понятие

Государство нельзя рассматривать как застывшую, статичную систему. Оно действует, функционирует и развивается  как единая система со своими элементами. Понятие «механизм го-сударства» служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Оно позволяет как бы связывать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический смысл. По мнению Бабаева В.К., механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы:

Ш го-сударственные органы;

Ш публичные службы и корпорации;

Ш процедуры принятия государственных решений;

Ш ресурсное обеспечение.

В таком подходе к механизму  государства полнее отражаются государственные  явления и рычаги устойчивого  функционирования государства. При  всей важности государствен-ных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия. Одним из наиболее весо-мых доказательств служат конституционные характеристики го-сударства.

В отечественных конституциях всегда закреплялись система органов государства, основы управления государственными орга-низациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции Российской Федерации установлены основы органи-зации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция федеральных государственных органов, по-рядок введения налогов, управления государственной собствен-ностью, утверждения и исполнения бюджета, федеральных про-грамм. В конституциях и уставах субъектов Российской Федера-ции регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета и налогов.

В конституциях иностранных государств чаще всего содержат-ся нормативные характеристики государства, власти и видов го-сударственных органов. Это органы законодательной, исполни-тельной и судебной власти, это институты президента и монарха. Тем не менее применяются и другие конституционные понятия. Так, в Конституции Республики Молдова есть раздел III «Публич-ные власти», в нем глава VIII посвящена публичному управлению. В Конституции Польши в разделе VI регулируется статус Совета Министров и правительственной администрации, в разделе VII - территориальное самоуправление, в разделе IX - статус Верхов-ной Палаты контроля. В Конституции Греции есть раздел VI «Ад-министрация».

В то же время в Конституции Австрии  есть ст. 18 и 20 о го-сударственном управлении, кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразделы «З. Федеральные органы безопас-ности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и иными функ-циями). 5. Федеральные школьные органы». Раздел пятый по-священ Счетной Палате. В Конституции Бельгии часть VI посвя-щена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службы, в статьях 87а3 и 87б1 - ста-тус вооруженных сил Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особен-ная часть. Страны Европы / Отв. ред. Б.А.Страшун. - М.. 1997. С. 732-733..

Возникновению и развитию механизма государства  присущи некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых полити-ческих сил приводит к слому старого и созданию нового механиз-ма, причем всех его элементов. Так было во Франции в конце XVIII в., такие «сломы» происходили в нашей стране в 1917 г. и 1989-91 гг. Реформы чаще всего направлены на планомерные из-менения отдельных элементов государственного механизма, как во Франции и Польше последних лет применительно к террито-риальному устройству и построению региональных структур. Эво-люционный путь означает постепенные изменения тех или иных составных частей механизма государства. Так, например, медлен-но меняются государственные институты в Шотландии и Уэльсе (Великобритания) в сторону их автономизации и Палата лордов британского парламента. Причем зарубежный опыт в целом по-учителен государственно-правовой преемственностью, что менее характерно для нашей страны.

Государственный механизм призван функционировать  эффек-тивно и бесперебойно, иначе решение политических, экономичес-ких и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий:

Ш обеспечивать стабильность власти и устой-чивость конституционных институтов;

Ш последовательно выпол-нять функции, возложенные на государственные органы;

Ш пра-вильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;

Ш поддерживать баланс элементов механизма государства, не допус-кая преувели-ченной роли одних и недооценки других;

Ш способствовать де-мократизации власти и широкому участию граж-дан в управлении государственными делами.

В то же время общественная практика в России и в других государствах свидетельствует о немалых отклонениях  от консти-туционной модели меха-низма государства. Нередко возникают не-формальные структуры, которые дей-ствуют параллельно с госу-дарственными институтами или даже присваивают их функции. Наблюдаются случаи воспрепятствования деятельности законных органов. Допускаются нарушения законодательства. Разрастают-ся лоббизм и коррумпированность, что пагубно влияет на процесс ц уровни принятия госу-дарственных решений.

Поэтому стратегической задачей государственного механизма является своевременное  и эффективное решение актуальных про-блем развития общества и государства и предотвращение негатив-ных явлений.

Государственный механизм действует и развивается  не изо-лированно от институтов гражданского общества. Его взаимодей-ствие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере эко-номики и социального развития. И вместе с тем закон допуска-ет воз-можное наделение органов местного самоуправления от-дельными государст-венными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходи-мые материальные и финансо-вые средства. Государство контролирует реализа-цию переданных полномочий.

Взаимодействие  механизма государства с местным  самоуправ-лением способствует расширению демократической базы государ-ственной власти. Реа-лизации конституционного права граждан на участие в управлении государст-венными делами отвечает и курс на сотрудничество государственных органов с общественны-ми объединениями граждан - партиями, профсоюзами, общест-вами и общественными движениями. Диалоги и умение достигать договорен-ности между госорганами и объединениями граж-дан приводят в итоге к обще-ственному согласию. Оппозицион-ные действия и политическое давление не-редко порождают кон-фликты.

Для гражданского общества и механизма  государства ключе-вой пробле-мой является доверие и поддержка населения. Отчуж-дение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет госу-дарственный механизм. Подчас его же-сткие действия и бюрокра-тический стиль порождают отчуждение от власти и создают «пло-хие образы» ее институтов.

Все более важным становится партнерство  государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринима-тельства, творческих союзов и др.). Это по-зволяет правильно сочетать публич-ные и корпоративные инте-ресы.

Неумелые  действия должностных лиц и государственных  ор-ганов и уч-реждений, плохое владение ситуацией нередко порож-дают скорее «протест-ные», чем позитивные формы политического участия граждан2. Поэтому нужно создавать подлинно демокра-тический стиль отношений между властями и на-селением. Глас-ность, доступность и высокая политико-правовая культура слу-жат средствами решения этой задачи.

Механизм  государства, охватывающий все государственные  органы, не-посредственно олицетворяет государство, представля-ет собой его, реальное ма-териализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999. С. 109..

Как уже было указано, понятие «механизм  государства» тесно связано с  категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле по-нятие государст-венного аппарата как совокупности всех государ-ственных органов совпадает с определением механизма государ-ства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управле-ния. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-рас-порядитель-ных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие  государственного аппа-рата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекват-ное категории механизма государства.

Понятие механизма государства раскрывается через харак-терные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных струк-тур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государствен-ных органов.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это  система государствен-ных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельно-сти, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об ос-новах государствен-ной службы Российской Федерации» и других федеральных за-конах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется  сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней  различ-ные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фак-тор структуры государственного механизма в соответствующих историче-ских условиях данного государства закреплен в его Кон-ституции.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип  разделения властей на законодательную, ис-полнительную и судебную. В развитие данного положения в ста-тье 11 Конституции определено, что госу-дарственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Рос-сийской Федерации; государственную власть в субъектах Рос-сийской Федерации - об-разуемые ими органы государственной власти.

Согласно  статье 12 Конституции Российской Федерации, ор-ганы мест-ного самоуправления не входят в систему органов госу-дарственной власти.

В-третьих, между государственным механизмом и функция-ми государ-ства существует тесная обратная связь. Функции со-временного Российского го-сударства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государ-ственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государствен-ных органов.

Вместе  с тем от функций государства  зависит структура госу-дарствен-ного механизма, они непосредственно влияют на воз-никновение, развитие и со-держание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения  возло-женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан-ных с этим государственных функций располагает необходимы-ми материальными средствами, так называемыми «веществен-ными придатками», на которые опираются в своей деятельности от-дельные государственные органы и без которых не может обхо-диться ни одно государство.

Особенность этих придатков в том, что они  выделяются в ме-ханизме го-сударства не в качестве самостоятельных частей (эле-ментов) как государствен-ные органы, а именно как «веществен-ные придатки» последних. К ним отно-сятся различные матери-альные ценности, бюджетные средства, имущество, со-оружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, орга-низа-ции, необходимые для функционирования государственных органов. В рас-смотренные материальные средства, «веществен-ные придатки» механизма го-сударства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объ-единения. Их не следует смешивать. Последние соот-носятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.

Информация о работе Механизм государства: понятие и структура