Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:34, контрольная работа
В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.
1. Механизм государства:
понятие и структура
В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.
В
юридической литературе чаще всего
понятие «механизм государства»
отождествляется с понятием «государственный
аппарат» в широком смысле, охватывающем
все виды государственных органов.
Такой подход был общепринятым в
50-80 гг., и он обнаруживается в научных
трудах последних лет. Так, механизм
современного Российского государства
рассматривается как
Основным орудием государственной власти считается госаппарат и госорганы как его структурно оформленные звенья.
Вместе с тем государственный механизм трактовался и в другом смысле, а именно, как совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти Общая теория государства и права. Т. 1. Теория государства. - М., 1998. С. 158-160.. Здесь налицо более широкий «набор элементов», но отсутствует системообразующий признак и неясно соот-ношение механизма государства и госаппарата. Более того, увле-ченность функциональными характеристиками и доктриной раз-деления властей приводит отечественных и зарубежных авторов к игнорированию данного понятия в контексте «государства» и «государственных органов» Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. - М., 1998. С. 8-19; Василгевич Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. - Минск, 1998..
В современных условиях понятие «механизм государства» на-ходит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юри-дической науке, а не зарубежной. Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государст-венная власть, институты государства, форма государства, формы правления Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М., 1997.. И, тем не менее, для обогащения понятийного аппа-рата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправдано использовать данное понятие
Государство
нельзя рассматривать как застывшую,
статичную систему. Оно действует,
функционирует и развивается
как единая система со своими элементами.
Понятие «механизм го-
Ш го-сударственные органы;
Ш публичные службы и корпорации;
Ш процедуры принятия государственных решений;
Ш ресурсное обеспечение.
В таком подходе к механизму государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государствен-ных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия. Одним из наиболее весо-мых доказательств служат конституционные характеристики го-сударства.
В отечественных конституциях всегда закреплялись система органов государства, основы управления государственными орга-низациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции Российской Федерации установлены основы органи-зации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция федеральных государственных органов, по-рядок введения налогов, управления государственной собствен-ностью, утверждения и исполнения бюджета, федеральных про-грамм. В конституциях и уставах субъектов Российской Федера-ции регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета и налогов.
В конституциях иностранных государств чаще всего содержат-ся нормативные характеристики государства, власти и видов го-сударственных органов. Это органы законодательной, исполни-тельной и судебной власти, это институты президента и монарха. Тем не менее применяются и другие конституционные понятия. Так, в Конституции Республики Молдова есть раздел III «Публич-ные власти», в нем глава VIII посвящена публичному управлению. В Конституции Польши в разделе VI регулируется статус Совета Министров и правительственной администрации, в разделе VII - территориальное самоуправление, в разделе IX - статус Верхов-ной Палаты контроля. В Конституции Греции есть раздел VI «Ад-министрация».
В то же время в Конституции Австрии есть ст. 18 и 20 о го-сударственном управлении, кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразделы «З. Федеральные органы безопас-ности. 4. Федеральная армия (с ее традиционными и иными функ-циями). 5. Федеральные школьные органы». Раздел пятый по-священ Счетной Палате. В Конституции Бельгии часть VI посвя-щена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службы, в статьях 87а3 и 87б1 - ста-тус вооруженных сил Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особен-ная часть. Страны Европы / Отв. ред. Б.А.Страшун. - М.. 1997. С. 732-733..
Возникновению
и развитию механизма государства
присущи некоторые общие
Государственный механизм призван функционировать эффек-тивно и бесперебойно, иначе решение политических, экономичес-ких и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий:
Ш обеспечивать стабильность власти и устой-чивость конституционных институтов;
Ш последовательно выпол-нять функции, возложенные на государственные органы;
Ш пра-вильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах;
Ш поддерживать баланс элементов механизма государства, не допус-кая преувели-ченной роли одних и недооценки других;
Ш способствовать де-мократизации власти и широкому участию граж-дан в управлении государственными делами.
В
то же время общественная практика
в России и в других государствах
свидетельствует о немалых
Поэтому
стратегической задачей государственного
механизма является своевременное
и эффективное решение
Государственный механизм действует и развивается не изо-лированно от институтов гражданского общества. Его взаимодей-ствие с органами местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, имеет два правовых основания. Оно исходит из общности решаемых задач в сфере эко-номики и социального развития. И вместе с тем закон допуска-ет воз-можное наделение органов местного самоуправления от-дельными государст-венными полномочиями. Причем последним должны быть переданы необходи-мые материальные и финансо-вые средства. Государство контролирует реализа-цию переданных полномочий.
Взаимодействие
механизма государства с
Для гражданского общества и механизма государства ключе-вой пробле-мой является доверие и поддержка населения. Отчуж-дение граждан от власти ведет к конфронтации и ослабляет госу-дарственный механизм. Подчас его же-сткие действия и бюрокра-тический стиль порождают отчуждение от власти и создают «пло-хие образы» ее институтов.
Все более важным становится партнерство государственных структур и профессиональных ассоциаций (банков, предприятий, малого предпринима-тельства, творческих союзов и др.). Это по-зволяет правильно сочетать публич-ные и корпоративные инте-ресы.
Неумелые
действия должностных лиц и
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, не-посредственно олицетворяет государство, представля-ет собой его, реальное ма-териализованное воплощение, его «плоть и кровь». Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999. С. 109..
Как
уже было указано, понятие «механизм
государства» тесно связано с
категорией «государственный аппарат».
Последний принято употреблять в двух
смыслах - широком и более узком. В широком
смысле по-нятие государст-венного аппарата
как совокупности всех государ-ственных
органов совпадает с определением механизма
государ-ства, идентично ему. В более узком
смысле под государственным аппаратом
понимают аппарат государственного управле-ния.
Именно в этом значении как совокупности
исполнительно-рас-порядитель-
В теории государства и права понятие государственного аппа-рата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекват-ное категории механизма государства.
Понятие
механизма государства
Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государствен-ных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельно-сти, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об ос-новах государствен-ной службы Российской Федерации» и других федеральных за-конах.
Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различ-ные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фак-тор структуры государственного механизма в соответствующих историче-ских условиях данного государства закреплен в его Кон-ституции.
В
статье 10 Конституции РФ в качестве
основополагающего закреплен
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, ор-ганы мест-ного самоуправления не входят в систему органов госу-дарственной власти.
В-третьих,
между государственным
Вместе
с тем от функций государства
зависит структура госу-
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возло-женных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связан-ных с этим государственных функций располагает необходимы-ми материальными средствами, так называемыми «веществен-ными придатками», на которые опираются в своей деятельности от-дельные государственные органы и без которых не может обхо-диться ни одно государство.
Особенность этих придатков в том, что они выделяются в ме-ханизме го-сударства не в качестве самостоятельных частей (эле-ментов) как государствен-ные органы, а именно как «веществен-ные придатки» последних. К ним отно-сятся различные матери-альные ценности, бюджетные средства, имущество, со-оружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, орга-низа-ции, необходимые для функционирования государственных органов. В рас-смотренные материальные средства, «веществен-ные придатки» механизма го-сударства не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объ-единения. Их не следует смешивать. Последние соот-носятся с государственным механизмом как составные элементы единой для данного общества политической системы.
Информация о работе Механизм государства: понятие и структура