Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:24, курсовая работа
Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам функционирования государственного аппарата отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли государственного механизма (аппарата) в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Механизм (аппарат) государства: понятие и особенности……………...5
2. Государственный орган как важнейшая часть механизма (аппарата) государства……………………………………………………………………….9
3. Основные принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства…….………………………………………………………………11
4. Структура и функции органов государственного аппарата………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Московский государственный индустриальный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Теория государства и права
на тему: « Механизм государства: понятие, структура».
Студент
Группа
Преподаватель
201__г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Механизм (аппарат) государства: понятие и особенности……………...5
2. Государственный орган как
важнейшая часть механизма (аппарата)
государства…………………………………………………
3. Основные принципы
организации и деятельности мех
4. Структура и функции органов
государственного аппарата……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.
Проблемы укрепления Российского государства в настоящее время закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, включающая все ветви государственной власти, т.е. аппарат государства действовала четко, слаженно и эффективно.
Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам функционирования государственного аппарата отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли государственного механизма (аппарата) в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
К сожалению, современный механизм (аппарат) Российского государства уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чиновников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управления общественными делами падает ниже низшего предела, а механизм государства бурно растет, усугубляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определенную часть государственных служащих. Взятка сегодня — пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпированному гниению государственного аппарата могут противостоять: точное правовое определение компетенции каждого органа, должностного лица; действенный контроль; строгая моральная и юридическая ответственность; хорошо поставленные аттестация и переаттестация работников государственных органов.
Объект – исследования ведущих правоведов, направленные на изучение особенностей функционирования механизма (аппарата) государства
Предмет –механизм (аппарат) государства, как важна составляющая государства.
Целью моей курсовой работы является характеристика механизма (аппарата( государства и определение его значения в системе управления обществом.
В задачи исследования данной работы входит:
1. Механизм (аппарат) государства: понятие и особенности
В юридической литературе существует мнения что «механизм государства» и «аппарат государства», тождественные понятия. Определим сущность указанных понятий.
В научной и учебной литературе
зачастую решается вопрос о соотношении
понятий государственного аппарата и
государственного механизма. Как совершенно
справедливо указывает М.И. Байтин понятие
«механизм государства» тесно связано
с понятием «государственный аппарат»,
но полностью не совпадают. Последнее
принято употреблять в двух смыслах: широком
и более узком. В широком смысле понятие
государственного аппарата как совокупности
всех государственных органов совпадает
с понятием механизма государства. В более
узком смысле под государственным аппаратом
принято понимать аппарат государственного
управления. Именно в этом значении, в
смысле совокупности исполнительно-
Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми вполне обоснованно «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия2.
Профессор Л.П. Рассказов полагает, что механизм государства представляет собой совокупность государственного аппарата, государственных структур, обеспечивающих реализацию государственно-властных предписаний, государственных предприятий и учреждений, рассматриваемую в состоянии динамики (движения), во взаимодействии между собой в целях осуществления функций государства3.
Во многом схоже с профессором Л.П. Рассказовым рассматривает механизм государства Э.П. Григонис, который в своем диссертационном исследовании понимает под механизмом государства функционирование, действие органов государства (государственного аппарата)4. Собственно механизм выражается в определенных способах, принципах организации и функционирования системы органов государства (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой отдельных ее частей.
Таким образом, государственный аппарат, как составная часть механизма государства определяется как система органов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Структуру государственного аппарата составляют органы законодательной власти, органы исполнительной власти, судебные органы и органы прокуратуры и т.д.5. Подобное определение вполне приемлемо и даже достаточно при характеристике государства вообще.
По мере развития общества это управление, а вместе с ним и государственный аппарат непрерывно усложняются и совершенствуются.
Нерсесянц В.С. указывает на то, что государство — в его человеческом измерении и рациональном понимании — состоит из свободных индивидов — граждан государства. По его мнению, в этом смысле весь государственный аппарат, все государственные органы и учреждения (законодательные, исполнительные, судебные и т.д.) — это институциализированные (организованные) группы (соединения, совокупности) граждан, которые в определенном правовом порядке наделяются теми или иными государственно-властными полномочиями и осуществляют их6.
В институционально-властном плане государственный орган, учреждение, должность (должностное лицо) — это структурная часть аппарата государственной власти, наделенная определенным объемом государственно-властных правомочий (компетенцией).
По мнению М.В.Огневой, государственный аппарат есть субъект правоприменения. Все органы государственного аппарата являются применителями права, а не его творцами. Они по своей природе должны быть лишены правосубъектности7.
Государственный аппарат по своей природе не обладает ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью, но включает в себя законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, в которых эта власть материализована.
Как только государственный аппарат, становясь субъектом права (т.е. фактически его творцом), начинает отождествлять себя с государством, ему (как организатору) оказываются фактически подчиненными все основные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная); они становятся властью государственного аппарата.
Все государственные органы, учреждения, должности и т.д., составляющие аппарат государства, образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные правомочия, порядок, формы и процедуры реализации ими своих правомочий и т.д. определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами.
В юридической литературе выдвигается точка зрения о важности участия населения в работе государственного аппарата. Так, В.В.Гончаров указывает, что в целях реализации участия народа в управлении государством необходимо реформировать это управление на основе ряда принципов: подконтрольности аппарата государственного управления избранным народом политикам, гражданам и их объединениям; открытости, "прозрачности" и отзывчивости к потребностям и нуждам населения; децентрализации системы принятия управленческих решений, приближения уровня принятия этих решений к гражданам; информированности общественности о работе государственного аппарата в центре и регионах; выдвижения в качестве главного критерия оценки работы государственных служащих количества и качества предоставляемых ими населению услуг8.
Таким образом, аппарат любого государства — это не механическое соединение его органов, а их четко организованная, строго упорядоченная, целостная система.
К числу факторов, во многом предопределяющих функционирование государственного аппарата как единой системы, следует отнести также те, которые связаны с обеспечением всех его звеньев едиными организационными, финансовыми, а при необходимости и принудительными средствами, общей направленностью их деятельности на проведение политической линии и выражение интересов всего общества, правящего класса или классов, отдельных социальных слоев.
Проведя анализ приведенных выше определений по поводу сущности понятия «механизм государства» и «аппарат государства», согласимся с мнением О.И. Маминой9, полагающей, что на современном этапе механизм государства представляет собой систему аппарата государства, включающую в себя государственные органы, функционирование которых основано на законодательно закрепленном принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, располагающих необходимыми "вещественными" (материальными) придатками, а также государственных учреждений и организаций, посредством деятельности которых осуществляются задачи и функции государства. При этом очевидно, что более точным было бы определять механизм государства как указанную систему в динамике, т.е. в действии, в процессе осуществления государственной власти.
2. Государственный орган как важнейшая часть механизма (аппарата) государства
Орган государства — это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками.
При этом государственным органом может быть одно должностное лицо или организованная группа должностных лиц и государственных служащих. Государственные органы взаимодействуют с другими элементами государственного механизма, образуя государственный аппарат10.
В целом государственный орган (орган государства) характеризуется следующими основными признаками: учреждается государством; является автономной, организационно и экономически обособленной частью аппарата государства; осуществляет свойственные ему государственные функции и реализует публичный интерес для достижения социально значимых целей; действует от имени государства (его части) и в то же время от своего имени; обладает собственной компетенцией, публично-властными полномочиями в соответствии с назначением и местом в государственном механизме (наделен правом издания юридических актов); располагает необходимыми материальными средствами, источниками финансирования; несет ответственность перед государством за свою деятельность; состоит из граждан или коллектива граждан должностных лиц и государственных служащих; занимает определенное место в управленческой иерархии, подчинен вышестоящим государственным органам и имеет территориальный масштаб деятельности; его формирование (преобразование, ликвидация), положение, структура и деятельность регламентированы правом11.
Каждый государственный орган сообразно своей компетенции, выполняет свойственные ему функции.
С точки зрения А.В.Федотова, функцией любого государственного органа являются социально значимые направления деятельности данного органа, осуществляемые через конкретные виды его деятельности в рамках установленных законом типов его деятельности, в которых реализуется его компетенция. Причем именно компетенция государственного органа определяет наличие тех или иных функций, которые он осуществляет, и соответствующие им типы его деятельности12.
Информация о работе Механизм государства: понятие, структура