Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:24, курсовая работа
Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам функционирования государственного аппарата отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли государственного механизма (аппарата) в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Механизм (аппарат) государства: понятие и особенности……………...5
2. Государственный орган как важнейшая часть механизма (аппарата) государства……………………………………………………………………….9
3. Основные принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства…….………………………………………………………………11
4. Структура и функции органов государственного аппарата………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………30
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в
соответствии с полномочиями, установленными
уголовно-процессуальным
- координацию деятельности
Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры районов, а также военные и другие специализированные прокуратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют также научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.
Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, а также в некоторых иных государственных органах. Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подразделений, а также видов Вооруженных Сил РФ.
Генеральную прокуратуру РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Они создаются в соответствии с основными направлениями деятельности и функциями прокуратуры РФ.
Начальники главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) являются старшими помощниками, а их заместители и начальники в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей по особо важным делам и их помощников. Все они назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ.
В Генеральную прокуратуру РФ на правах структурного подразделения входит Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.
Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры имеют прокуроров, первых заместителей и заместителей прокуроров.
Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей, следователей и их помощников.
По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, как показало исследование в современной юридической литературе понятие "механизм государства" не является однозначным. Однако большинство ученых сводятся к тому, что под механизмом понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть. При этом механизм (аппарат) государства определяется как специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства
Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства: оптимальность построения и структуры государственного аппарата; эффективность, законность и конституционность; высокая профессиональность государственных служащих; соблюдение высших стандартов членами парламентов; полная политическая лояльность.
Аппарат современного государства строится и функционирует, как мы могли убедиться по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти — на законодательную, исполнительную и судебную власти.
При этом законодательную власть осуществляет представительный орган — парламент (однопалатный или двухпалатный).
Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и другие центральные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инспекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти.
В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону.
Своеобразной системой входящей в аппарат государства является прокуратура. Цель деятельности прокурора заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Однако важно подчеркнуть, что государственному аппарату повсеместно присуща тенденция к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами.
Отмеченные недостатки присущи и формирующемуся в России постсоветскому государственному аппарату.
Основными формами и направлениями борьбы против традиционных и новых пороков государственного аппарата можно назвать: развитие правовых начал, форм и процедур в организации и деятельности всех звеньев государственного механизма; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата; повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений в борьбе за свои права и законные интересы; постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.
Библиографический список
1 Байтин М.И. Механизм современного государства// Правоведение. 2006 № 3. С. 198
2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник/ Под ред. В.Г.Стрекоза – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. С. 100-101
3 Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2008. С. 121.
4 Григонис Э.П. Механизм государства (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2000. С. 13.
5 См. подробнее: Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. / Отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 1. М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. С. 259 - 270.
6 Нерсесянц В.С. Теория права и государства. – М.: Издательство НОРМА, 2007. С. 70
7 Огнева М.В. Правомочность государственного аппарата как элемент системы принципов функционирования современного правового государства//История государства и права. 2010. N 6. С. 78
8 Гончаров В.В. Выборность и участие граждан в управлении государством как принципы формирования и функционирования государственного аппарата в России//Юридический мир. 2010. N 6. С. 76
9 Мамина О.И. О месте и роли органов правосудия в механизме государственной власти // Российская юстиция. 2007. N 3.
10 См.: Чепунов О.И. Способы формирования государственных органов // "Черные дыры" в российском законодательстве. 2008. N 3. С. 50 - 52.
11 Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. М.М. Рассолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. С. 145 - 147.
12 Федотов А.В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации//История государства и права. 2009. N 5. С. 87
13 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063
14 Пчелинцев С.С. Современное понимание принципа законности на государственной службе//Юридический мир. 2010. N 4. С. 34
15 Крылова Е.Г. Профессионализм как основной принцип организации и функционирования государственной службы//Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 3. С. 155
16 Теория государства и права: учебник/ Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. – М.: Высшее образование, 2008. С. 166-167
17 Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 2005. С. 186
18 Безруков А.В. Законодательная власть в системе разделения властей в России//Современное право.2010. N 2. С. 118
19 См.: Козырин А.Н. Парламент Российской Федерации - история, современность. – М.: "Центр публично-правовых исследований", 2008. С. 77
20 Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Под общей редакцией Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. – М.: Юрид. Лит., 2004. С. 238-237
21 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2007. С. 359 361
Информация о работе Механизм государства: понятие, структура