Механизм государства: понятие, структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила своего отражения в отечественной правовой концепции, более того сам функционирования государственного аппарата отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. С коренной реконструкцией государства и соответствующих государственных структур, начавшийся на рубеже 80–90-х годов ХХ века в России, с выдвижением, в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли государственного механизма (аппарата) в правовом государстве, его проблематика, приобретает пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Механизм (аппарат) государства: понятие и особенности……………...5
2. Государственный орган как важнейшая часть механизма (аппарата) государства……………………………………………………………………….9
3. Основные принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства…….………………………………………………………………11
4. Структура и функции органов государственного аппарата………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………28
Библиографический список…………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Mekhanizm_apparat_gosudarstva.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

Для осуществления функций государственные органы располагают необходимыми материальными средствами.

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой организации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о физическом воплощении органа государства, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

По смыслу Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации»13, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

  Государственные служащие федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.

Рассмотренные признаки в своей совокупности и органической взаимосвязи раскрывают понятие органа государства, позволяют сформулировать его определение. Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

3. Основные принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства

Под принципами организации и деятельности государственного механизма следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, содержание и назначение, основные цели и задачи механизма государства. Принципы организации и деятельности механизма государства разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой его деятельности. Одни из принципов приживались и развивались, другие по мере происходивших изменений отпадали.

Рассмотрим подробней некоторые из наиболее важных принципов организации и деятельности механизма (аппарата) государства.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти - народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа занимает механизм государства в лице объединяемых ими органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности современного государства зиждется на понимании того, что это социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, 
судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со 
стороны властных органов и должностных лиц.

Принцип разделения властей обеспечивает предметно-функциональную и структурную обособленность высших органов государственной власти и, следовательно, их относительную самостоятельность и независимость друг от друга. Иными словами, речь идет о такой организации государственного механизма, которая предполагает наличие институционализированной системы органов, которым присуща структурно-функциональная определенность и которые действуют в пределах системы как относительно автономные компоненты. В этом смысле принцип разделения властей служит в известной степени критерием демократизма политической системы общества: его реализация возможна только в рамках демократического режима. Данный принцип представляет собой системообразующий фактор механизма современного государства.

Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, например право граждан государства на основе 
общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие 
интересам народа решения любых органов государства, в том числе и 
в сфере международных отношений.

Принцип законности в организации и деятельности государственного аппарата. Указанный  принцип является одним из важнейших принципов деятельности государственного аппарата в демократическом правовом государстве. Традиционно он означает, что государственные служащие действуют на основе законодательной базы согласно компетенции государственных органов, что, в свою очередь, позволяет рассматривать государственную службу как правовой институт.

Анализируя указанный принцип С.С. Пчелинцев приводит следующие постулаты, которые в своей совокупности раскрывают содержание указанного принципа: а) верховенство для государственной службы Конституции Российской Федерации и федерального законодательства; б) точное соблюдение требований законодательных и нормативных актов всеми государственными служащими; в) обязательность для государственных служащих исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации14.

Принцип профессионализма и этики государственных служащих практически всегда стоял и стоит на повестке дня с момента образования любого государства. Принцип профессионализма реализуется в профессиональной подготовке государственных служащих в виде иерархии занимаемых должностей, особым подходом и особой градацией получения профессионального обучения.

Морально-этическое поведение государственных служащих тоже одна из актуальных проблем, стоящих перед государственной службой Российской Федерации.

Моральный авторитет того или иного лица, как совершенно справедливо заметила Е.Г. Крылова  не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным. Критерий нравственности - это совесть человека, человек сам решает, как должно поступать в той или иной ситуации. Форма выражения нравственной нормы - не правило внешней целесообразности, а императивное требование, которому человек должен безусловно следовать при осуществлении самых разных своих целей15.

Таким образом, нельзя говорить о соблюдении указанного принципа без сочетания профессионализма с морально-этическим поведением государственного служащего.

Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.

В федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку оно обеспечивает самостоятельность членов федерации в решении внутренних и внешних задач16.

Нельзя говорить о существовании правового государства со свойственным ему государственным аппаратом, если в таком государстве отсутствует должная система реализации рассмотренных принципов.

 

4. Структура и функции органов государственного аппарата

Тесная взаимосвязь функций государства и его  аппарата обусловливает необходимость структурно-функционального подхода к изучению государственного механизма.

Структурно-функциональный подход — одно из направлений общего системного анализа, основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с этим структура  аппарата государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.

Структурно-функциональный анализ  аппарата современного Российского государства означает изучение роли и места в нем образующих элементов — государственных органов и их системных образований, как они закреплены в Конституции РФ (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход).

Под структурой государственного аппарата, в частности понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение.

В любой стране сложившийся государственный аппарат — это единая целостная (общая) система. Она, в свою очередь, состоит из ряда частных систем. Каждая такая система включает однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности государственные органы.

Наиболее важные частные системы современного государственного аппарата по мнению М.А.Ковалева следующие: система органов законодательной власти, система органов исполнительной власти, система органов судебной власти, система органов прокуратуры17. В России в соответствии с принципом разделения властей, который официально признан и конституционно закреплен (ст. 10 Конституции Российской Федерации), государственные органы являются носителями законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти.

Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о том, каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители — государственные органы. Должны ли они быть равны между собой, или должна существовать их определенная соподчиненность, субординация?

Высказывается точка зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители должны находиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга.

Рассмотрим более подробно, что представляет собой каждая система органов государственной власти.

Верхнюю позицию в аппарате государства занимают органы законодательной власти. А.В. Безруков, определяет законодательную власть как обособленную сферу государственной деятельности, осуществляющей в установленном законом порядке непосредственно народом или представительными органами разработку и принятие законодательных решений, а также контроль их реализации18.

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

В ст. 94 Конституции указано, что Федеральное Собрание является представительным органом Российской Федерации. То есть устанавливается, что формой государства Российской Федерации является представительная, то есть опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Этой же статьей Конституции Федеральное Собрание характеризуется как законодательный орган Российской Федерации. Этим реализуется принцип народного суверенитета как основы легитимации правопорядка.

Согласно ст. 95 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Это связано с федеративным государственным устройством, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации. Выразителем интересов субъектов Российской Федерации является Совет Федерации. Государственная Дума призвана представлять интересы населения России в целом19.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами20.

Следует заметить, что в нашем обществе существует определенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской Федерации. В обществе имеются силы, которые не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремления наталкиваются на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдают себе отчет в том, что полная дискредитация парламента может сильно подорвать складывающиеся политико-идеологические устой российской демократии. Если с точки зрения политической значимости парламент сегодня обесценен в глазах значительной части населения страны, то этого нельзя сказать о его идеологической роли. Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В придании определенной политической эффективности парламенту заинтересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они могут отстаивать свои интересы.

Информация о работе Механизм государства: понятие, структура