Механизм государства: понятие и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:34, контрольная работа

Краткое описание

В отечественной теории и практике XX в. понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 47.65 Кб (Скачать)

а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской Феде-рации, феде-ральными законами, конституциями, уставами субъ-ектов РФ для непосредст-венного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Прави-тельство РФ, министерства и иные федеральные органы испол-нительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и испол-нительной власти субъектов РФ);

б) органы, учреждаемые в установленном  законодательством порядке для  обеспечения исполнения полномочий, функцио-нирования указанного в преды-дущем пункте вида государствен-ных органов (Администрация Президента, ап-параты палат фе-дерального Собрания, Правительства, высших судебных орга-нов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Государственные органы, относящиеся к первому  из рассмот-ренных ви-дов, представляется обоснованным именовать первич-ными органами, ко вто-рому - вторичными, производными от первых.

На  основе принципа разделения властей  государственные орга-ны делятся на законодательные, исполнительные, судебные.

По  действию в пространстве государственные  органы подраз-деляются на федеральные органы и органы субъектов Федерации.

При этом суды, прокуратура, вооруженные  силы всегда относят-ся к фе-деральным органам.

По  длительности действия государственные  органы делятся на постоян-ные и временные. Абсолютное большинство государст-венных органов Россий-ской Федерации и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конститу-циям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный ха-рак-тер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Органы  государства различаются между  собой и тем, что одни из них - коллективные образования, другие - представлены одним  лицом. По общему правилу орган государства  состоит из коллек-тива государственных служащих. Например, Федеральное Со-брание Российской Федерации, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может во-площаться в одном лице, занимающем государственную долж-ность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в составе РФ, Гене-ральный прокурор РФ.

Своего  рода обобщающим основанием классификации  государственных органов является их место, роль, функциональное на-значение в структуре ме-ханизма государства.

Исследование  различных видов государственных  органов предполагает их комплексное  рассмотрение с учетом тесной вза-имосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999 С. 98.

В литературе учреждения государственного аппарата принято называть «вспомогательными  учреждениями», «материальным придатком». Это органы государства, но не государственные  органы, так как от них не исходит  обяза-тельных, властных решений в адрес других субъектов. Однако надо иметь в виду, что государственные органы без учреждений не могут существовать Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - М.:Юрайт, 1997 С. 65.

Ретроспективный взгляд на условия и реалии существования  СССР и республик в его составе  позволяет сделать вывод о  том, что речь об ответствен-ности государственных органов можно вести лишь применительно к органам исполнительной власти. Советы народных комиссаров и сами народные комис-сары в соответствии с первыми советскими конституциями несли ответствен-ность перед представительными органами государственной власти - съездами Советов и ЦИК, например, по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1925 г., Основному Закону - Конституции БССР 1927 г.). В этот период даже суще-ствовала практика привлечения к кол-лективной судебной ответственности ра-ботников губисполкома, наркомов и других должностных лиц органов испол-нительной власти. Однако с укреплением власти исполнительных органов, пре-вращением их в "высшие исполнительно-распоряди-тельные органы" (по Кон-ституции (.Основному Закону) СССР 1936 г. такая норма исключается из пра-вовой системы страны. Вопрос об ответственности советских представитель-ных органов государственной власти на практике в нашей стране не ставился. Поэтому институт юридической ответственности государственных органов от-носится к числу наименее разработанных в отечественной правовой науке. Из работ последнего времени можно выделить книги К.С. Вольского, М.А. Крас-нова, Н.С. Малеина и некоторых других авторов.

Традиционно в нашей правовой науке юридическая  ответственность сво-дилась к таким ее видам, как административная, уголовная, имущественная (гражданская) и дисциплинарная. В то время как в зарубежной литературе вы-делялся особый ее вид - конституционная ответственность или ответствен-ность, установленная нормами госу-дарственного нрава. В последние десятиле-тия работы на эту тему начали появляться и в нашей стране Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. № 4. С. 88..

Даже  общий анализ проблемы ответственности  органов государственной власти свидетельствует по меньшей мере о несовершенстве действую-щей сис-темы ответственности этих органов. Необходима научная выработка единой позиции в ее решении с охватом органов государственной власти федерального и регионального уровней. Очевидно, было бы целесообразно восстановить принцип коллегиальной судебной ответственности, действовавший в первые годы Советской власти. Включить конституционный суд РФ и конституцион-ные (уставные) суды субъектов федерации в механизм оценки правомерности и целесообразности действий высших должностных лиц России и ее регионов. Необходимо также законодательное закрепление общих принципов правовой ответственности органов государственной власти всех уровней. Только обеспе-чив единство требований в данном вопросе, можно двигаться дальше по пути построения правового государства в России Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельности органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4. С. 96.

2. Теория разделения  властей и иные

принципы организации  и деятельности

механизма российского  государства

Принципы, о которых здесь идет речь, - это  законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми-рования, организации и функционирования механизма (аппара-та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья го-сударственного механизма, отдельные органы или группы ор-ганов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмот-ренный Конституцией РФ и федеральными процессу-альными законами прин-цип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равнопра-вия сторон, на закреплен-ный в Федеральном законе «О прокуратуре Россий-ской Федера-ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятель-ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую-щими на территории России за-конами, независимо от федераль-ных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные прин-ципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизи-руя их примени-тельно к особенностям отдельных частей государ-ственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято  делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулиро-ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных феде-ральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О про-ку-ратуре Российской Федерации» и др.).

Первая  группа охватывает конституционно закрепленные принципы ор-ганизации и деятельности механизма государства:

Ш разделение властей;

Ш народовластие;

Ш гуманизм;

Ш федерализм;

Ш разделение властей;

Ш за-конность.

Принцип разделения властей, согласно которому государствен-ная власть осуществляется на основе разделения на законода-тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само-стоятельность органов, относящихся к различ-ным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить меха-низм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полно-мочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как от-меча-лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип народовластия проявляется в демократической орга-низации го-сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени-тета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонацио-нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не-посредственно (например, выборы президента и представитель-ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест-вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий-ского государства зиждется на том понимании, что оно - социальное государ-ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль-ных потребностей личнос-ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в ос-новах кон-ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со-блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя-занность государства». Это конституционное требование обра-щено ко всем без исключения органам государства, к каждому государст-венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одно-часье, но важно, что Конституция гарантирует новый маги-стральный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу-дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе-дерация состоит из равноправ-ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде-рального значения, авто-номные области, автономные округа. Во взаимоотно-шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера-ции равноправны между собой.

Согласно  статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов  осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграниче-нии предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полно-мочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъ-ектов, федеральные ор-ганы исполнительной власти и органы ис-полнительной власти субъектов Феде-рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера-ции.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон-ституции РФ органы государ-ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства  данный принцип содержит такие требо-вания, как: верховенство за-кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и сво-бод человека и гражда-нина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подза-кон-ных нормативных актов; особая ответственность органов го-сударства и госу-дарственных служащих за обеспечение законнос-ти, прав и свобод граждан, га-рантий от необоснованного привле-чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за-кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер-шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные принципы органи-зации и дея-тельности механизма государства получают свое под-крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци-пов, закрепляемых в федеральных за-конах. Комплексное выраже-ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу-дарственной службы Российской Федерации».

Наряду  с подтверждением конституционного принципа раз-деления зако-нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

Ш верховенство Конституции Российской Федерации и феде-ральных за-конов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны-ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

Ш приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо-средствен-ное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

Ш равный доступ граждан к государственной службе в соответ-ствии со способностями и профессиональной подготовкой;

Ш обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руково-дителями в пределах их полномочий и на основе законодательст-ва Российской Федерации;

Ш профессионализм и компетентность госслужащих;

Ш гласность в осуществлении государственной службы;

Ш ответственность служащих за принимаемые решения, неис-полне-ние либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно-стей;

Ш внепартийность государственной службы; отделение рели-гиозных объединений от государства;

Ш и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало  бы также отнести сочета-ние коллеги-альности и единоначалия, экономичность государст-венной службы. Выполне-ние последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Информация о работе Механизм государства: понятие и структура