Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция
Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл
Органы государственного управления
исполняют требования законов и
других общих предписаний
3. Ведущие школы
и направления в теории
Большинство современных исследователей считают, что именно с появлением работ В. Вильсона, Ф. Гуднау, М. Вебера можно говорить о начале первого этапа в развитии теории государственного управления как самостоятельного научного направления.
Хронологические рамки данного этапа условно можно определить с 1880 по 1920 гг.
Начиная с 1900 г. изучение государственного администрирования становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы. В 1916 г. в Вашингтоне Роберт Брукингс учредил первый институт правительственных исследований (Institute of Government Research). Целью этой научно-исследовательской организации стала выработка системного аналитического подхода к государственной деятельности. Аналогичные исследовательские центры и институты стали появляться в Европе в 1920-1930-е гг.
Второй этап в развитии теории государственного
управления продолжался с 1920 по 1950-е
гг. Особенно большие успехи в эти
годы сделали американцы, что объясняется
рядом причин. В отличие от европейских
стран в США высшие учебные
заведения уже в тот период
пользовались большой свободой в
составлении учебных программ и
выборе преподавателей. Они имели
возможность
Напротив, в Европе (особенно во Франции, Великобритании) система обучения в те годы была излишне централизована, единообразие являлось правилом. Французский политолог Ж. Стейцель пишет: «Развитие отрасли науки, прежде всего, процесс социальный; для этого развития необходима определенная подготовленность известных слоев интеллигенции, преодоление противодействия, возникающего в силу простого существования других, уже сформировавшихся отраслей, с которыми новорожденная в будущем, возможно, станет конкурировать».
Существовал и другой благоприятный
фактор, повлиявший на интенсивное
развитие теории государственного управления
именно в США. Американцы уже в
те годы полагали, что наука административно-
Существовал и еще один фактор того
же плана. Американцы всегда делали акцент
на практическую значимость исследований
государственного управления; их научные
разработки содержали практические
рекомендации, предлагали обоснованные
проекты реформ. Такой утилитарный
подход к изучению государственного
управления позволял находить государственные
и частные источники
В 1920-1950-е гг. наиболее известными направлениями в теории государственного управления были классическая школа и школа человеческих отношений. Яркими представителями «классиков» являются А. Файоль, Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси.
Целью классической школы была разработка
ведущих принципов организации
профессионального
При этом они достаточно удачно использовали теорию факторов или научного менеджмента, заимствованную из организации управления в бизнесе. Эта теория была разработана Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном и Г. Фордом, которые рассматривали управление как механизм, действующий в результате комбинации ряда факторов, с помощью которых можно добиваться определенных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах ресурсов. Все эти идеи были использованы «классиками» при изучении государственного администрирования.
Французский ученый А. Файоль является наиболее значительной фигурой в рамках классической школы управления этого периода. Его теория администрации изложена в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. Файоль возглавлял созданный им Центр административных исследований в Париже. Он доказывал, что сформулированные им принципы управления являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте.
Файоль дал классическое определение научному управлению: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, т. е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, т. е. строить двойной – материальный и социальный – организм учреждения; распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать; координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».
Файоль сформулировал четырнадцать общих принципов управления, которые входят в золотой фонд науки:
1) разделение труда, (позволяет
сокращать число объектов, на
которые должно быть
2) власть, (право отдавать распоряжения
и сила, принуждающая им подчиняться.
Власть немыслима без
3) единство распорядительства, (служащему
может давать два приказания
относительно какого-либо
4) единство руководства, (один руководитель
и одна программа для
5) подчинение частных интересов
общим, (в организации интересы
служащего или группы служащих
не должны ставиться выше
6) дисциплина, (повиновение, усердие,
деятельность, манера держать себя,
внешние знаки уважения, проявляемые
соответственно установленному
между предприятием и его
7) вознаграждение персонала, (должно
быть справедливым и по
8) централизация, (должна быть принята
или отвергнута в зависимости
от тенденций руководства и
от обстоятельств; дело
9) иерархия, (ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими, тот путь, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей);
10) порядок, (определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте);
11) справедливость, (чтобы поощрять
персонал к исполнению своих
обязанностей с полным рвением
и преданностью, надо относиться
к нему благожелательно;
12) постоянство состава персонала,
(текучесть кадров является
13) инициатива, (свобода предложения и осуществления планов);
14) единение персонала, (сила предприятия
в том, чтобы использовать
Разработанные классической школой принципы управления затрагивают два основных аспекта. Один из них – обоснование рациональной системы государственного управления, второй касается построения структуры организации. Наиболее важные постулаты классической теории можно резюмировать следующим образом: наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность на каждом рабочем месте.
В рамках классической школы система
государственного управления предстает
как регламентированная сверху донизу
иерархическая организация
В целом сильные стороны
Еще одним влиятельным направлением
в теории государственного управления
была школа человеческих отношений.
Она возникла в 1930-е гг., когда
психология находилась еще в зачаточном
состоянии. Движение за человеческие отношения
во многом появилось в ответ на
неспособность классической школы
осознать человеческий фактор как основной
элемент эффективности
Дальнейшие исследования показали,
однако, что хорошие отношения
между служащими не ведут автоматически
к увеличению производительности труда
административных организаций и
что мотивация, ориентирующая сотрудников
на достижение высоких результатов,
имеет большее значение, чем простая
удовлетворенность работой. И в
рамках движения за человеческие отношения
были разработаны различные
Особое значение имеют исследования,
описывающие фактическое
В сфере политического управления в этот период наиболее популярными были идеи кейнсианства. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики. Основу государственной политики, согласно кейнсианству, должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. По существу, это была первая серьезная модель антикризисной государственной политики.
В целом кейнсианская модель государственного управления основывается на следующих принципах:
1) государство должно
2) предупреждая социальные
3) антикризисное регулирование
сводится к стимулированию
4) возможность допущения
Идеи кейнсианства и сегодня
достаточно популярны и используются
в государственном
Третий этап в развитии теории государственного управления начался в 1950-е гг. и продолжался до конца XX в. Наиболее влиятельными направлениями этого периода можно считать поведенческий, системный и ситуационный подходы.
Школа поведенческих наук несколько
отошла от школы человеческих отношений,
которая концентрировала
В рамках поведенческого подхода ученые
исследовали различные аспекты
социального взаимодействия, мотивации,
характера власти и, авторитета в
государственном управлении. Особенно
популярным поведенческий подход был
в 1960-х гг. Как и более ранние
школы, этот подход отстаивал «единственный
наилучший путь» решения
Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления