Теория и механизмы современного государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ гу.docx

— 195.90 Кб (Скачать)

5. Совет Федерации должен принять  постановление о назначении выборов  Президента РФ в одном из  двух случаев: когда истекает  срок полномочий Президента РФ  или когда должность Президента РФ освободилась досрочно.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено в ст. 4, что в первом случае Совет Федерации  должен назначить выборы на первое воскресенье после истечения  конституционного срока, на который  был избран Президент РФ и который  исчисляется со дня его избрания.

 

Период между днем назначения выборов  и днем выборов (точнее, днем голосования) должен быть не менее 4 месяцев. Если же Совет Федерации не выполнит указанной  обязанности, Центральная избирательная  комиссия РФ проведет выборы в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента РФ.

Во втором случае Совет Федерации  должен назначить досрочные выборы Президента РФ на последнее воскресенье  перед истечением 3 месяцев с момента  досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий.

Если Совет Федерации, приняв решение  об отрешении Президента РФ от должности, не назначит президентских выборов, Центральная избирательная комиссия РФ проведет их в последнее воскресенье  перед истечением 3 месяцев со дня  отрешения Президента РФ от должности. Почему-то Закон оставил без регулирования  ситуации, которые могут возникнуть в случаях досрочного прекращения  президентского мандата по иным, чем  отрешение от должности, основаниям, если выборы не будут назначены Советом Федерации.

Постановление Совета Федерации о  назначении дня выборов Президента РФ подлежит обязательному опубликованию.

6. Условия и порядок отрешения  Президента РФ от должности  урегулированы в ст. 93 Конституции  РФ. Никакого законодательного регулирования по этому вопросу нет.

Постановление об отрешении Президента РФ от должности принимается тайным голосованием бюллетенями и установленным  в Конституции РФ большинством в 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации, т. е. не менее чем 119 голосами.

При отсутствии такого большинства  рассмотрение обвинения прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление незамедлительно  доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

7. Назначение на должность судей  Конституционного Суда РФ, Верховного  Суда РФ, Высшего Арбитражного  Суда РФ осуществляется Советом  Федерации по представлению Президента  РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ).

Таким образом, формирование высшего  эшелона судебной власти проводится путем согласования воли главы государства  и верхней палаты парламента. Сам  Совет Федерации и его члены  выдвигать кандидатуры судей  не могут. Они вправе лишь внести Президенту РФ предложения о таких кандидатурах.

Назначенным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа  членов Совета Федерации, что оформляется  постановлением.

Законом РФ от 26 июня 1992 г. 3132-I «О статусе  судей в Российской Федерации» предусмотрено, что кандидатуры судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Президент РФ представляет с учетом мнения председателей этих судов. Трудно сказать, что означает «учет мнения», однако из Конституции РФ однозначно следует, что Президент РФ, внося  свои представления, не может быть ничем и никем связан.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не предусматривает никакого участия Совета Федерации в прекращении  полномочий судей, включая тех, которых  он назначил.

8. Полномочие Совета Федерации  по назначению Генерального прокурора  РФ сходно с вышеизложенным. Однако есть и отличие, заключающееся в том, что согласно самой Конституции РФ Совет Федерации не только назначает, но и освобождает Генерального прокурора РФ от должности по представлению Президента РФ. По своей инициативе он этого сделать не может, равно, как и Президент не может сместить Генерального прокурора без решения Совета Федерации.

Вопрос об освобождении Генерального прокурора РФ от должности рассматривается  Советом Федерации на основании  предложения Президента РФ в присутствии  Генерального прокурора РФ, которому по его просьбе должно быть предоставлено  слово.

Если предложение об освобождении Генерального прокурора РФ от должности  не собрало требуемого для принятия постановления большинства голосов, оно отклоняется тоже постановлением, для принятия которого специального голосования не требуется (конституционность  и этого положения также сомнительна).

9. Совет Федерации на паритетной  основе участвует вместе с  Государственной Думой в формировании  Счетной палаты РФ (в соответствии  с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ), назначая  заместителя Председателя палаты  и шесть из двенадцати ее  аудиторов.

3. Структура и организация  деятельности Государственной Думы  Федерального Собрания РФ

Государственная Дума РФ является нижней палатой Парламента РФ. Согласно Конституции  РФ (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Депутатом Государственной  Думы может быть избран гражданин  РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Порядок выборов депутатов Государственной  Думы устанавливается федеральным  законом: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу.

В статье 103 Конституции РФ определены те полномочия Государственной Думы, которые она осуществляет самостоятельно, независимо, в частности, от согласия другой палаты Федерального Собрания РФ – Совета Федерации. Конечно, в  ряде случаев осуществлению Государственной  Думой указанных полномочий должно предшествовать какое-то юридическое  событие или юридический факт, включая действия других государственных  органов, однако решение Государственной  Думы ни от воли, ни от действий этих органов  не зависит. Оно представляет собой  властный акт и обладает юридической силой.

Эти полномочия Государственной Думы обеспечивают, в частности, осуществление  ею парламентского контроля.

1. Дача согласия Президенту РФ  на назначение Председателя Правительства  РФ. Данное полномочие Государственной  Думы предусматривает ее участие  в формировании Правительства Российской Федерации.

Кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ представляет в  Государственной Думе либо сам Президент  РФ, либо его полномочный представитель. Государственная дума рассматривает  представление в течение последующей  недели.

В случае отклонения кандидатуры Президент  РФ в течение недели вносит новую  кандидатуру, вопрос о даче согласия на которую решается в том же порядке. При двукратном отклонении представленных кандидатур Президент РФ вправе представить  третью, вопрос о которой решается в том же порядке.

Нельзя, однако, не отметить, что положения  регламента Государственной Думы, по существу, запрещающие Президенту РФ представлять в случае отклонения повторно ту же кандидатуру, не могут считаться  для него обязательными, так как  регламент – внутренний акт Государственной  Думы. Другое дело, что из ч. 4 ст. 111 Конституции РФ следует, что из трех максимально возможных представлений не менее двух должны относиться к разным кандидатурам.

2. Решение вопроса о доверии  Правительству РФ. Полномочие, записанное  в комментируемом пункте, дает  Государственной Думе возможность,  хотя и в ограниченной мере  препятствовать осуществлению нежелательной  для нее политики Правительства  РФ. Данная конституционная норма тесно связана с положениями п. «в» ст. 83, п. «б» ст. 84, ч. 1 ст. 109, ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ.

Вотум недоверия Правительству  РФ означает правительственный кризис. Он может быть разрешен либо отставкой  Правительства РФ и созданием  нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы, либо роспуском  Государственной Думы и избранием  новой, с которой Президент РФ легче нашел бы взаимопонимание  в вопросе о кандидатуре главы  Правительства РФ и, соответственно, о правительственной политике.

3. Полномочия по назначению Председателя  Центрального банка РФ. Председатель  Центрального банка России –  одна из ключевых фигур в  системе управления экономикой  страны. Не случайно конституционализация центральных банков стала одной из тенденций современного конституционного развития в мире.

Председатель Центрального банка  России назначается Государственной  думой сроком на 4 года. Кандидатуру  для назначения Президент РФ должен представить не позднее, чем за 3 месяца до истечения полномочий предыдущего  председателя.

Государственная Дума вправе освободить Председателя Центрального банка России от должности по представлению Президента РФ. Помимо истечения срока полномочий, освобождение от должности может  иметь место только в нескольких случаях.

4. Назначение на должность и  освобождение от должности Председателя  Счетной палаты РФ и половины  состава ее аудиторов. Государственная  Дума на паритетных началах  с Советом Федерации участвует  в формировании Счетной палаты  РФ, статус которой урегулирован  Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате  Российской Федерации». Как и  Совет Федерации, Государственная  Дума назначает шесть аудиторов  Счетной палаты РФ на шестилетний  срок. Однако наряду с этим  в отличие от Совета Федерации  назначает не заместителя Председателя, а Председателя Счетной палаты  России. Порядок выборов урегулирован  гл. 20 регламента Государственной  Думы.

5. Назначение на должность и  освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека РФ, действующего  в соответствии с федеральным конституционным законом.

Согласно регламенту Государственной  Думы назначение Уполномоченного по правам человека РФ должно иметь место  на первой сессии каждого созыва. Тем  самым регламент предусматривает  четырехлетний срок полномочий Уполномоченного, который установлен также в федеральном  конституционном законе об Уполномоченном по правам человека РФ.

6. Объявление амнистии.

Амнистия – это однократное  освобождение от уголовной ответственности  или ее смягчение для лиц, совершивших  определенные преступления до установленной  в акте об амнистии даты. Круг этих лиц  может быть различным и определяться видом совершенных преступлений, размером назначенных наказаний, возрастом, полом, наличием детей, характером работы, выполняемой при отбывании наказания, прежними заслугами и иными обстоятельствами.

Амнистия может быть общей или  частной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под общие  условия акта, частная– на конкретных лиц либо на всех лиц без персональной конкретизации, совершивших определенные преступления в определенном месте и в определенное время. Амнистируются как те, кто подвергается уголовному преследованию или осужден, так и те, кто уголовному преследованию не подвергся, хотя должен был подвергнуться.

7. Выдвижение обвинения против  Президента РФ для отрешения  его от должности. Полномочия  Государственной Думы могут быть  прекращены Президентом РФ досрочно  в трех случаях (все они связаны  с преодолением возможного правительственного  кризиса и являются частью  системы сдержек и противовесов):

1) после трехкратного отклонения  представленных Президентом РФ  кандидатур Председателя Правительства  РФ (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ);

2) в случае повторного (в течение  3 месяцев) выражения недоверия  Правительству РФ (ч. 3 ст. 117 Конституции  РФ);

3) в случае однократного отказа  в доверии Правительству РФ  при постановке вопроса о доверии  Председателем Правительства РФ (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ).

 

Во втором и третьем случаях  роспуск Государственной Думы не является безальтернативным – Президент  РФ может и объявить об отставке Правительства РФ. Конституция РФ устанавливает и ограничения  для роспуска Государственной Думы – даже при наличии указанных  оснований Государственная Дума не может быть распущена в пяти случаях (ч. 3 ст. 92, ч. 3–5 ст. 109 Конституции РФ):

1) в течение первого года после  ее избрания;

2) с момента выдвижения обвинения  против Президента РФ (в рамках  процедуры отрешения последнего  от должности) до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

3) в период действия на всей  территории России военного или  чрезвычайного положения;

4) в течение 6 месяцев до окончания  срока полномочий Президента РФ;

5) исполняющим обязанности Президента  РФ.

4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации

Членами Совета Федерации являются представитель законодательного и  исполнительного органов субъекта РФ, уполномоченные осуществлять законодательную  власть в Совете Федерации и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Депутатом Государственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную  власть в Государственной Думе и  иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

Согласно ФЗ «О статусе члена  Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» они  руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Срок полномочий депутатов и членов палат начинается со дня их избрания или утверждения  в соответствующую палату и прекращается с момента начала работы соответствующей  палаты нового созыва, за исключением  предусмотренных законом случаев  досрочного прекращения полномочий депутата и члена палат.

Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления