Теория и механизмы современного государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ гу.docx

— 195.90 Кб (Скачать)

 

4. Высшее должностное лицо (глава)  субъекта Федерации: правовое  положение и полномочия

 

До 2005 г. высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) избиралось гражданами, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

Однако в конце 2004 г. положение  претерпело существенные изменения. Принятый 11 декабря 2004 г. Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установил, что гражданин РФ наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) по представлению Президента РФ законодательным органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ.

 

В случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган государственной власти, решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принимается на совместном заседании палат.

 

Законом установлено, что предложение  о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом  в законодательный орган государственной  власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица. Кандидатура должна быть рассмотрена в течение 14 дней.

 

В случае отклонения представленной кандидатуры Президентом не позднее 7 дней повторно вносится предложение  о кандидатуре. При двукратном отклонении представленной кандидатуры Президент  назначает временно исполняющего обязанности  высшего должностного лица субъекта РФ, но не более чем на 6 месяцев. Временно исполняющий обязанности высшего  должностного лица не имеет права  распускать, законодательный орган  субъекта РФ, вносить предложения  об изменении конституции (устава).

 

Законом допускается отрешение  высшего должностного лица от должности  Президентом РФ в связи с утратой  доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в  связи с выраженным этому лицу недоверием законодательным органом  субъекта РФ.

 

Высшим должностным лицом может  стать гражданин РФ, обладающий пассивным  избирательным правом, в возрасте не менее 30 лет. Это лицо не может  быть одновременно депутатом законодательного органа, депутатом представительного  органа местного самоуправления, не может  заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности. Высшее должностное лицо обретает полномочия на срок не более 5 лет и не может  занимать указанную должность более  двух сроков подряд.

 

Высшее должностное лицо:

 

1) представляет субъект РФ в  отношениях с федеральными органами  государственной власти, органами  государственной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправлении  и при осуществлении внешнеэкономических  связей, при этом вправе подписывать  договоры и соглашения от имени  субъекта РФ;

 

2) обнародует законы, удостоверяя  их обнародование путем подписания  законов или издания специальных  актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом  с последующим возвратом их  на новое рассмотрение с мотивированным  обоснованием или с предложением  об изменениях и дополнениях;

 

3) формирует высший исполнительный  орган государственной власти  в соответствии с законодательством  субъекта РФ;

 

4) имеет право участвовать в  работе законодательного органа  с правом совещательного голоса;

 

5) обеспечивает координацию деятельности  органов исполнительной власти  субъекта РФ с иными органами  государственной власти субъекта  РФ и в соответствии с законодательством  РФ может организовывать взаимодействие  органов исполнительной власти  субъекта РФ с федеральными  органами исполнительной власти  и их территориальными органами, органами местного самоуправления  и общественными объединениями.

 

При ненадлежащем исполнении своих  обязанностей полномочия высшего должностного лица могут быть прекращены досрочно. Решение об этом принимается законодательным  органом субъекта РФ по представлению  Президента РФ. В случае вынесения  законодательным органом недоверия  высшему должностному лицу решение  об этом направляется на рассмотрение Президента РФ для решения вопроса  об отрешении высшего должностного лица от должности.

 

Решение об отрешении от должности  либо о временном отстранении  от исполнения обязанностей высшего  должностного лица доводится до сведения законодательного органа. При этом высшее должностное лицо вправе обжаловать в Верховный Суд РФ соответствующий  указ Президента в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

 

ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики

 

1. Государственное  регулирование образования и  науки в РФ

 

Закрепленное в ст. 43 Конституции  РФ право граждан на образование  имеет под собой весьма солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием достаточно широкой  нормативно-правовой базы и разветвленной  системы государственных органов  управления образованием. Российская Федерация провозглашает область  образования приоритетной. Государство обеспечивает гражданам право на образование: гарантируются общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

 

На основании Закона РФ от 10 июля 1992 г. 3266-1 «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучении в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов). В РФ установлены следующие  образовательные уровни (образовательные  цензы): основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Под получением гражданином образования  понимается достижение и поддержание  им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим  документом.

 

Содержание образования является одним из факторов экономического и  социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение  самоопределения личности, создание условий для самореализации, развитие общества, укрепление, совершенствование  правового государства. Своим содержанием  образование должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное  ему общество, воспроизводство и  развитие кадрового потенциала общества.

 

В понятие система образования  входит совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих ее элементов, включающая преемственные образовательные  программы и государственные  образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих  их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов  и видов последних; органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

 

2. Государственное  регулирование в отраслях культуры

 

Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы  законодательства Российской Федерации  о культуре» связывают понятие  культуры и творчества с различными видами культурной деятельности –  деятельности по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурная деятельность создает культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

 

Творческая деятельность – это  создание культурных ценностей и  их интерпретация. Неразрывную связь  с культурной деятельностью имеет  человек, который создает или  интерпретирует эти ценности.

 

В культуре большая роль принадлежит  профессионально-творческим организациям (союзам писателей, театральных деятелей, кинематографистов и др.), которые  объединяют и направляют творческую деятельность многочисленных некоммерческих организаций культуры и искусства.

 

Учредитель организации культуры утверждает его устав и изменения  к нему, назначает на должность  и освобождает от должности руководителя, заключает, изменяет и расторгает контракты  с руководителем в порядке, установленном  законом. Поскольку организации  культуры могут быть учреждениями федерального, субъектов Федерации или муниципального значения, уставы и положения организации  культуры утверждаются актами Правительства  РФ, Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации или  муниципальными органами местного самоуправления.

 

Деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных  формах и видах, является основной деятельностью  организаций культуры. Организации  культуры могут осуществлять иную, не противоречащую законодательству деятельность, предусмотренную их уставом (положением), в том числе предпринимательскую, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она  создана и которая соответствует  этим целям.

 

Государственные органы, органы местного самоуправления не вмешиваются в  профессионально-творческую деятельность организаций культуры, за исключением  случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия  и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности.

 

Министерство культуры и массовых коммуникаций является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных  отношений. Оно осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении Федеральной  службы по контролю за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

 

Согласно Положению о Министерстве культуры и массовых коммуникациях  Российской Федерации, утвержденному  постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 289, Минкультуры России осуществляет следующие функции  и полномочия: вносит в Правительство  РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется  решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства и др.

 

Структурными подразделениями  Минкультуры России являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства, в состав которых включаются отделы. В ведении этого министерства и непосредственном подчинении ему  находится Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство  по культуре и кинематографии и Федеральное  агентство по печати и массовым коммуникациям. Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

 

1) культуры, искусства, историко-культурного  наследия (за исключением сферы  охраны культурного наследия), кинематографии, издательской, полиграфической деятельности, архивного дела, авторского права  и смежных прав (за исключением  проектов нормативных правовых  актов по осуществлению контроля  и надзора в сфере авторского  права и смежных прав);

 

2) международного культурного и  информационного сотрудничества.

 

3. Государственное  регулирование в области здравоохранения,  социального обслуживания и социальной  защиты населения

 

Деятельность Российского государства  по охране здоровья населения является конституционной обязанностью и  важнейшей функцией государства. В  ст. 41 Конституции РФ закреплено, что  каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ финансируются  федеральные программы охраны и  укрепления здоровья населения, принимаются  меры по развитию государственной, муниципальной  и частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию.

Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления