Теория и механизмы современного государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ гу.docx

— 195.90 Кб (Скачать)

 

Правовое регулирование не ограничивается принципами. Правовая основа местного самоуправления – это совокупность различных нормативных правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы местного самоуправления.

 

В состав правовой основы местного самоуправления в России входят прежде всего некоторые международно-правовые нормы, содержащиеся в актах международного права. Это общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, ратифицированные государством. Россия ратифицировала многие такие договоры, присоединившись к ним. Важнейшим из них для местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. В ней содержится ряд положений, воспринятых российским законодательством: признание местного самоуправления одной из важнейших основ демократического общества, запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления, не иначе как на основе закона, изменение территориальных границ местного самоуправления только на основе консультации с населением или путем референдума, право на судебную защиту местного самоуправления, право органов местного самоуправления объединяться с другими органами местного самоуправления и вступать в Международную ассоциацию органов местного самоуправления и др.

 

В состав правовой основы местного самоуправления в России входят также положения, содержащиеся в других правовых актах: в Конституции РФ (ст. 12, гл. 8 и  др.); основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ; рамочных федеральных  законах (об общих принципах организации  местного самоуправления, 2003 г.); федеральных  законах; указах Президента РФ (например, об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления, 1999 г.); постановлениях Правительства РФ (например, о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, 2005 г.); постановлениях Конституционного Суда РФ; уставах муниципальных образований; некоторых других правовых актах конкретного муниципального образования.

 

В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных  правовых актов и актов субъектов  РФ, которые в целом относятся  к другим областям регулирования, но включают те или иные нормы, затрагивающие  вопросы местного самоуправления.

 

Особое место среди источников муниципального права занимают уставы муниципальных образований и  Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. Устав – это учредительный  документ муниципального образования, имеющий для данного образования  всеобъемлющий характер, являющийся основой муниципального нормотворчества  и характеризующийся особым (усложненным) порядком принятия и изменения.

 

Европейская хартия местного самоуправления – международный документ, но она  в 1998 г. ратифицирована Россией (утверждена для себя) и таким образом стала  в России источником внутреннего  права.

 

При регулировании полномочий органов  муниципальных образований используется принцип субсидиарности, в применении к разграничению предметов ведения государства и государственных образований, с одной стороны, и муниципальных образований – с другой. Он означает, что вопросы, которые можно решать на низшем уровне, не следует передавать на верхний уровень, муниципальным органам передаются задачи, с которыми не могут справиться объединения граждан путем использования самоорганизации, других форм непосредственной демократии. Есть и иные толкования принципа субсидиарности. Они имеют свои особенности (например, в конституционном и международном праве, когда акцент делается на содействии, поддержке при решении общих задач, если только такому содействию не препятствует Конституция и не возражает та ветвь власти, которой содействие оказывается).

 

ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные  основы местного самоуправления

 

1. Понятие организационных  основ местного самоуправления

 

Впервые термин «основы местного самоуправления»  был введен Законом «О Счетной  палате Российской Федерации» в связи  с необходимостью организации деятельности населения по осуществлению местного самоуправления.

 

Под основами местного самоуправления следует понимать сложившиеся в  обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и  условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся  система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть.

 

Важнейшим условием эффективности  местного самоуправления являются его  организационные основы, с помощью  которых на муниципальном уровне происходит формирование и организация  практической работы различных органов  местного самоуправления, координация  их деятельности, а также их взаимодействие с органами государственной власти.

 

Организационные основы, являясь институтом муниципального права, представляют собой  совокупность муниципально-правовых норм-принципов, принятие которых в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

 

Организационные основы должны соответствовать  возложенным на органы муниципального образования целям и задачам, выраженным в основном в их компетенции. При этом основы должны соответствовать  уровню развития и в стране в целом, и в отдельно взятом муниципальном  образовании.

 

Организационные основы местного самоуправления представляют собой совокупность норм, закрепленных в Конституции РФ, федеральном  законодательстве и законодательстве субъектов РФ, устанавливающих:

 

1) систему органов местного самоуправления (общие принципы ее формирования);

 

2) общие принципы формирования  структуры органов местного самоуправления;

 

3) основы организации муниципальной  службы;

 

4) особенности организации самоуправления  в разных видах муниципальных  образований и на территориях  со специальным административно-правовым  режимом.

 

В отличие от экономических основ  организационные основы Закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отдельную  главу не выносит, поскольку нормы, составляющие в совокупности организационные  основы местного самоуправления, находятся  во всех главах Закона.

 

2. Система и структура органов  местного самоуправления

 

В любом государстве способность  органов местного управления эффективно выполнять свою задачу во многом зависит  от того, как они организованы. Известно, что организация чего-либо имеет  структурную и функциональную стороны. Применительно к механизму местного самоуправления это означает прежде всего создание соответствующей системы органов местного самоуправления, разработку структуры этих органов, установление компетенции каждого из них, подбор и расстановку кадров.

 

В соответствии с Конституцией РФ носителем и единственным источником власти в РФ является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). При этом ч. 2 ст. 130 Конституции РФ конкретизирует ч. 2 ст. 3 и предусматривает осуществление гражданами местного самоуправления «через выборные и другие органы местного самоуправления».

 

Термин «структура» используется во многих отраслях познаний, но законодательного закрепления данное понятие не имеет. Существуют различные точки зрения относительно данного понятия, но однозначного вывода из теоретических исследований ученых сделать нельзя.

 

Считается, что понятие «структура органов местного самоуправления»  неоднозначно. Возможно его узкое  и широкое толкование. Согласно узкому толкованию структура органов местного самоуправления – это система  имеющих самостоятельный статус органов, которые на данной территории осуществляют функции и полномочия местного самоуправления. В широком  смысле слова понятие структура  органов местного самоуправления включает также внутренние подразделения  представительного органа (например, наличие постоянных комиссий) и исполнительного  органа (например, отделы, управления, службы в местной администрации). Предметом вопроса о структуре  органов местного самоуправления является прежде всего система органов, имеющих самостоятельный статус, и соотношение их полномочий и ответственности. Согласно такой научной позиции и исходя из Конституции РФ нет оснований ограничиваться узким толкованием понятия структура органов местного самоуправления. Поэтому структура органов местного самоуправления и в узком, и в широком смысле является предметом местного ведения.

 

Примерно такого же мнения о данных понятиях придерживаются и некоторые  другие ученые. Поэтому из рассуждений  можно сделать однозначный вывод: понятия «система» и «структура»  органов местного самоуправления аналогичны, причем понятие «система» более  узкое и входит в понятие «структура», имеющее узкий и широкий смысл.

 

Согласно Конституции РФ структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в уставах  муниципальных образований. Обсуждению не подлежит лишь судьба обязательных органов местного самоуправления: представительных, исполнительных органов и главы  муниципального образования. Перспектива  создания всех иных муниципальных органов  определяется в конкретной самоуправляющейся  единице.

 

Закон «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» впервые подробным образом  фиксирует процедуру определения  структуры местных органов при  образовании на межселенных территориях  нового муниципального образования  или в случаях его преобразования. Структура определяется населением на местном референдуме, сходе граждан (на территориях с численностью жителей  менее 100 человек) либо представительным органом местного самоуправления. Тот  или иной вариант решения такого вопроса отражается в муниципальном  уставе.

 

При отсутствии инициативы граждан  структура органов местного самоуправления определяется представительным органом, после его избрания.

 

Уставом, решением, принятым на референдуме  определяются:

 

1) структура и наименование муниципальных  органов;

 

2) порядок формирования представительного  органа муниципального района;

 

3) полномочия главы муниципального  образования.

 

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе  как путем внесения изменений  в устав муниципального образования. Решение местного представительного  органа об изменении структуры муниципальных  органов вступает в силу не ранее  истечения сроков его полномочий.

 

Закон «О Счетной палате Российской Федерации» поощрял многовариантность моделей организации местной власти. Так, одна из моделей организации местной власти предполагала избранного населением главу муниципального образования, который одновременно руководил представительным и исполнительным органами. Вторая модель предусматривала, что глава избирался из состава представительного органа. Третья модель, имевшая распространение в ограниченном числе муниципальных образований, включала избранного населением главу, представительный орган и руководителя местной администрации, который назначался представительным органом по представлению главы муниципального образования.

 

Закон «Об общих принципах организации  местного самоуправления», сохранив множественность  вариантов организации муниципальной  власти, внес в уже известные модели коррективы.

 

Избранный населением глава муниципального образования, возглавляющий деятельность местной администрации, – модель, которая, думается, сохранит за собой  первенство. Представительный орган  в этой схеме функционирует под  руководством председателя, избранного из числа депутатов.

 

Другой вариант предполагает, что  избранный населением глава муниципального образования входит в состав представительного  органа и является его председателем. Местной администрацией руководит  глава, назначенный на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение должности главы местной администрации. Очевидно, что в рамках такой схемы в руках руководителя муниципального образования сосредоточивается представительская власть, политические функции. Хозяйственная деятельность при этом является прерогативой главы местной администрации.

 

Третья модель подразумевает избранного представительным органом из своего состава главу муниципального образования. Он же руководит деятельностью местной  думы. Администрацией руководит глава, назначаемый на должность по контракту.

 

Принципиально новым является запрет на одновременное совмещение главой муниципального образования должностей главы местной администрации  и председателя представительного  органа.

 

3. Особенности организации местного  самоуправления в городах –  субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах

 

Наличие особенностей местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, а также в  закрытых административно-территориальных  образованиях (в дальнейшем – ЗАТО) и наукоградах обусловлено различными причинами, но, безусловно, носящими важный характер. Для городов-субъектов это двойственность статуса административно-территориальных единиц. С одной стороны, Конституция РФ содержит нормы, устанавливающие положение о том, что государственную власть в субъектах РФ (к которым Конституцией РФ отнесены эти города федерального значения) осуществляют образуемые ими органы государственной власти (п. 2 ст. 11 Конституции РФ). С другой стороны, в Конституции РФ существуют нормы, согласно которым в городских поселениях (в том числе Москве и Санкт-Петербурге) осуществляется местное самоуправление (п. 1 ст. 131). Для ЗАТО правовой статус и административно-правовой режим устанавливается наряду с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом РФ от 14 июля 1992 г.

Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления