Механизмы и ресурсы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:51, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы состоит в том, что с возникновением государств, возникает субъект власти как социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы; а также возникает отношение управления--исполнения, иногда выражаемое в более жесткой форме командования--подчинения. Последнее определяет государство с точки зрения субъекта управления экономикой (и др. сферами общества).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….....…3
1. Государство - особая форма политической организации общества………...4
2. Государство как субъект управления экономикой…………………………...9
Заключение……………………………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Система ГМУ.реферат.Андрей.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

Механизмы и ресурсы  государственного управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………….....…3

1. Государство - особая  форма политической организации  общества………...4

2. Государство как  субъект управления экономикой…………………………...9

Заключение……………………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство - это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для  этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Актуальность данной работы состоит в том, что с  возникновением государств, возникает  субъект власти как социальное отношение, проявляющееся в возможности  и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы; а также возникает отношение управления--исполнения, иногда выражаемое в более жесткой форме командования--подчинения. Последнее определяет государство с точки зрения субъекта управления экономикой (и др. сферами общества).

Целью данной работы является рассмотреть государство как  особую форму политической организации  общества и реализацию его власти в процессе управления, прежде всего, экономических отношений.

 

1. Государство - особая форма политической организации общества

 

В различных периодах истории форма правления имела  различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления  сводилось лишь к определению  того, каким образом замещается должность  главы государства -- в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, -- словом, как устроено разделение властей.

По мере демократизации общества власть стала рассматриваться  не только как господство и подчинение, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты.

Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им могут быть государство, личность, орган, организация, социальная общность и др. Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться  воле субъекта власти;

2) подчинение как подведение  частной воли под всеобщую  волю власти;

3) наказание (санкции)  как средство воздействия на  отрицание господствующей воли;

4) нормирование поведения  как совокупность правил в  соответствии со всеобщим интересом.

Качества объекта политического  властвования определяются прежде всего  политической культурой населения. Наибольшую покорность обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих твердой руки, является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти - это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (средства массовой информации), либо орудия, с  помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них ресурсы делят на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным -- меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.

Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические  ресурсы). Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который  создает другие ресурсы.

Итак, в основе подчинения одного человека другому лежит неравенство: естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.). Субъектом власти сегодня мы называем и государство - как особую форму политической организации общества.

Форма государственного управления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов. Форма правления показывает:

- как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру,

- какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,

- как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,

- в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

По указанным признакам  формы государственного правления делятся на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).

Монархия - это такая  форма правления, при которой  верховная власть единолична и переходит, как правило, по наследству. Основными  признаками классической монархической формы управления являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах); наследственный порядок преемственности верховной власти; представительство государства монарха по своему усмотрению; юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в  условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В  буржуазном же обществе сохранились  лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. В свою очередь монархия делится на: абсолютную, конституционную, ограниченную (парламентскую), дуалистическую, теократическую.

В настоящее время  в мире осталось только 8 государств, форму правления в которых  можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией - это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Свазиленд, ОАЭ, а также Ватикан (теократическая монархия) и Тонга, официально являющейся конституционной монархией, хотя король здесь имеет очень большое влияние на парламент. Конституционная монархия формально она не утратила своего значения и в ряде стран Европы и Азии: Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Бельгия и др. Пример дуалистической монархии сейчас в Марокко.

Республика - это такая  форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Общими признаками республиканской формы правления являются: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной власти.

Республиканская форма  правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась  демократическим содержанием. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: парламентарные, президентские.

Парламентская республика в Италии, например, где президент  республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет. К парламентарным республикам относятся также ФРГ, Швейцария, Исландия, Индия и др.

Президентская республика - одна из разновидностей современной  формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и  главы правительства. Классической президентской республикой являются США. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г. В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением.

В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между  формами не существует. Их сближают общие задачи и цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государство  как субъект управления экономикой

 

Государственное регулирование  в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

Различают носителей, выразителей  и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.

Государство как самый  крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические  интересы по мере их поступления в  государственные органы не всегда полностью  или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами: во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы; во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.; в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые) имеют определенные границы. Объектом государственного регулирования в самом общем виде являются макро- и микроэкономика. Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы.

Государственные органы используют целый арсенал инструментов воздействия на экономическое развитие страны, которые составляют в совокупности методы государственного регулирования  экономики. Они включают все действия, начиная с прогнозирования и планирования и кончая принятием решения по преобразованию, совершенствованию функционирования экономики в целом или ее отдельно взятых отраслей, частей, предприятий.

Методы государственного регулирования экономики подразделяются на административные и экономические. Экономические в свою очередь можно разделить на прямые и косвенные. Административные методы используются в целях фиксирования юридического и хозяйственного статуса предприятий, трансформации форм собственности, финансового оздоровления, контроля за различными сторонами деятельности субъектов рынка. Административные методы отличаются высокой действенностью, оперативностью, неотвратимостью, так как опираются на аппарат принуждения, который обязан действовать в случаях несоблюдения установленных правил и норм. Экономические методы составляют механизмы финансовой и денежно-кредитной политики, они используются для достижения макроэкономического равновесия, регулирования спроса и предложения на товарных, денежных, валютных и других рынках, ориентирования деятельности субъектов хозяйствования в русле государственной экономической стратегии. Прямые методы регулирования предполагают непосредственное использование государственных ресурсов для реализации экономических проектов и удовлетворения общественных потребностей. Косвенные методы регулирования предоставляют субъектам хозяйствования свободу выбора поведения и воздействуют на их интересы с помощью экономических рычагов и регуляторов. Основными экономическими регуляторами являются налоговые ставки и пошлины, цены, тарифная система, процентные ставки, нормы амортизации, курс рубля.

Информация о работе Механизмы и ресурсы государственного управления