Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция
Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл
9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.
Устав муниципального образования может дополнять этот перечень иными вопросами, решение которых зависит только от представительного органа власти. Вопросы, находящиеся в исключительном ведении, не могут передаваться другим органам местного самоуправления.
В Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос о полномочиях органов местного самоуправления решается нечетко. Так, в ст. 17 сказано, что они обладают полномочиями в соответствии с федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления и уставами муниципальных образований; в ст. 34 предусматривается, что полномочия определяются уставом; в ст. 35 говорится о том, что полномочия представительных органов определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.
Структура местного представительного органа включает в себя: руководящие органы, функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии), территориальные органы, аппарат.
К руководящим органам следует
отнести председателя, его заместителей.
Как правило, они избираются из состава
депутатов представительного
В зависимости от того, кто возглавляет думу (совет), устанавливаются содержание и объем полномочий руководителя представительного органа. Если это председатель, избранный из числа депутатов, его полномочия будут иметь две основные направленности: представительские и по руководству думой.
Находясь во главе представительного органа, председатель представляет его в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований. Но более всего деятельность председателя связана с организацией работы представительного органа. Он осуществляет руководство подготовкой заседаний думы, созывает их, координирует деятельность постоянных комиссий и депутатов, дает им поручения. Председатель назначает и освобождает от должности сотрудников аппарата думы, обладает правом их приема и увольнения. В его ведении – распоряжение денежными средствами представительного органа в пределах утвержденной в бюджете муниципального образования сметы расходов думы.
Кандидаты на должность председателя выдвигаются депутатами, их группами, постоянными комиссиями (в том случае если председатель избирается из состава депутатов). Возможно самовыдвижение. Основаниями досрочного прекращения полномочий председателя являются отзыв избирателями (как депутата), отзыв депутатами, добровольное сложение своих обязанностей (на основании личного заявления), иные случаи, присущие выборным должностным лицам местного самоуправления.
Если же работой думы руководит председатель, являющийся одновременно главой муниципального образования, его полномочия завершаются досрочно в связи с отзывом избирателями с должности руководителя муниципального образования. Конечно, во внимание следует принимать и другие основания, предусмотренные законодательством о местном самоуправлении.
С уверенностью можно прогнозировать
увеличение объема полномочий главы
муниципального образования – председателя
думы в сравнении с обычным
руководителем
В составе представительных органов
имеются функционально-
В ведении комиссии находится, как
правило, решение следующих вопросов:
разработка проектов решений представительного
органа, подготовка заключений по правовым
актам думы, проведение депутатских
слушаний, контроль за исполнением решений
представительных органов. Комиссии выполняют
преимущественно организационно-
Формой работы постоянных и временных комиссий являются их заседания, периодичность проведения которых определяется регламентами представительных органов.
Территориальные органы думы представлены депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах. Подобные образования были широко распространены наряду с производственными депутатскими группами в советское время.
Организационно-правовыми
Заседания могут быть очередными и внеочередными, открытыми и закрытыми.
Очередные заседания проводятся в
установленные регламентами сроки.
Они созываются руководителем думы.
Внеочередные заседания проводятся
по мере необходимости, в силу возникших
обстоятельств. Регламенты дум предусматривают
для внеочередных заседаний особый
порядок инициирования. Они проводятся
по предложению председателя думы,
одной из ее постоянных комиссий или
группы депутатов определенной численности.
Возможность настаивать на проведении
внеочередного заседания обычно
предоставляют также главе
Открытое заседание
2. Общие положения
о статусе депутата – члена
выборного органа местного
Депутат – это лицо, избранное
избирателями соответствующего избирательного
округа в представительный орган
местного самоуправления на основе всеобщего
равного и прямого
Срок полномочий депутата не может
быть менее 2 и более 5 лет. Это требование
двух федеральных законов: «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
и «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации». Исчисление
полномочий депутата начинается со дня
(момента) его избрания. А вот завершение
полномочий депутата сопряжено с
началом работы представительного
органа нового созыва. Такая формулировка
Закона обеспечивает преемственность
в деятельности представительных органов.
Депутатские полномочия могут быть
прекращены досрочно. Основания самые
различные. Одни из них следуют из
гражданского законодательства: признание
судом недееспособным или ограниченно
дееспособным, признание судом безвестно
отсутствующим или объявление умершим.
Другие следуют из уголовного законодательства:
вступление в законную силу обвинительного
приговора суда. Третья группа оснований
имеет ярко выраженную публично-правовую
окраску, свойственную конституционной
и муниципальной отраслям российского
права. Эти основания предусмотрены
федеральным законодательством, региональными
законами о статусе депутатов
местных представительных органов
и уставами муниципальных образований.
Депутатские полномочия прекращаются
также в случае избрания депутата
представительного органа местного
самоуправления депутатом Государственной
Думы, членом Совета Федерации Федерального
Собрания РФ, депутатом законодательного
органа субъекта Федерации или
Депутатам запрещено одновременное
замещение муниципальных
Подобного рода запреты берут начало из принципа несовместимости депутатского мандата с деятельностью иного рода, что в целом свойственно общемировой практике.
Прекращение гражданства России и
выезд за ее пределы на постоянное
место жительства – еще два
способа досрочного прекращения
депутатских полномочий. И если первый
хорошо известен и общеприменим, то
второй только входит в обиход. Ранее
региональные законы о статусе депутатов
местных представительных органов
предусматривали несколько
Поводом к досрочному завершению полномочий депутата служит его отзыв избирателями. Можно указать еще на три способа окончания депутатской работы. Это досрочное прекращение срока полномочий самого представительного органа, отставка по собственному желанию, призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 9. 1 ч. 10 ст. 40 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается представительным органом в срок, установленный законом, и оформляется его решением. Депутатские полномочия прекращаются со дня, определяемого данным решением.
Основные направления и формы депутатской деятельности. Теории и практике известны два направления депутатской работы: с избирателями, в представительном органе местного самоуправления.
В рамках работы с избирателями депутат организует прием граждан, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, изучает общественное мнение и информирует избирателей о своей деятельности. Современный язык региональных законов, выражающий взаимоотношения депутата с избирателями, представлен зачастую обтекаемыми формулировками типа «поддерживает связь», «информирует», «способствует».
Формами депутатской деятельности
в представительном органе местного
самоуправления выступают: участие
в его заседаниях, заседаниях постоянных
комиссий, выполнение поручений думы,
участие в депутатских
Гарантии депутатской
1) организационные гарантии
2) социальные гарантии призваны
обеспечить защиту прав и
Принятые нормы закрепляют страхование
жизни и здоровья депутата за счет
средств бюджета муниципального
образования. Страховые суммы выплачиваются
по решению представительного
3) гарантии трудовых прав
Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления