Теория и механизмы современного государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ гу.docx

— 195.90 Кб (Скачать)

Критерии, необходимые для выбора главы муниципального образования. Претендент должен обладать пассивным  избирательным правом. Требования избирательного законодательства на этот счет известны: наличие российского гражданства  и достижение на день голосования  возраста 21 года. Региональное законодательство не может превысить возрастной предел, допустимо лишь его снижение в  субъектах Федерации.

Наименование главы муниципального образования устанавливается законом  субъекта Федерации. Срок его полномочий определяется уставом муниципального образования. Он не может быть менее 2 и более 5 лет. Срок полномочий глав, избираемых представительными органами из своего состава, равен сроку полномочий этих органов. Полномочия начинаются со дня вступления в должность (обычно не позднее 2 недель с момента избрания) и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в должность  служит для передачи документов, разнообразных  атрибутов власти, представляя собой  своеобразный переходный этап, необходимый  для приобретения властных функций.

Полномочия глав муниципальных  образований делятся на несколько  крупных направлений: представительские, нормотворческие, контрольные полномочия, полномочия по руководству с их разделением  на подвиды (организационные, координационные  и т. д.). Полномочия глав могут быть перераспределены в зависимости  от роли главы муниципального образования  в системе местной власти.

Общим для глав будут представительские  полномочия в отношениях с другими  органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями. Они вправе без  доверенностей действовать от имени  муниципальных образований. Типичными  будут также нормотворческие  полномочия, связанные с изданием правовых актов (постановлений и  распоряжений) по вопросам организации  и деятельности представительного  органа.

Глава – руководитель местной администрации, который по вопросам местного значения и отдельных государственных  полномочий издает постановления, а  по вопросам организации работы администрации  – распоряжения. Общими будут контрольные  полномочия за деятельностью подчиненных, соблюдением ими законодательства РФ и ее субъектов. Сами руководители муниципальных образований подконтрольны  и подотчетны населению и представительному  органу.

Полномочия глав прекращаются досрочно в случаях смерти, отставки по собственному желанию, отрешения от должности, признания  судом недееспособным или ограниченно  дееспособным, признания судом безвестно  отсутствующим или умершим, вступления в законную силу обвинительного приговора  суда, выезда за пределы страны на постоянное местожительство, прекращения российского  гражданства, отзыва избирателей, установления в судебном порядке стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования, досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава был избран из его состава.

В отношении муниципальных лидеров  действуют некоторые ограничения. Они не могут быть депутатами Государственной  Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов государственной  власти российских регионов. Им запрещено  быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законом  не одобряется предпринимательская  или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

 

На глав муниципальных образований распространяется неприкосновенность при привлечении к уголовной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

 

ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе  государственного и местного самоуправления

 

1. Правонарушения и  ответственность

 

В сфере государственного и муниципального управления осуществляется множество  различных действий. Среди них могут быть поступки, вызывающие осуждение окружающих (грубое обращение государственного или муниципального должностного лица, служащего с пришедшими к нему на прием гражданами, порочащее поведение в общественном месте (например, появление в нетрезвом виде). Рядовой гражданин тоже совершает нехорошие поступки, затрагивающие сферу государственного или муниципального управления (грубит милиционеру, который делает ему справедливое замечание, бросает бытовые отходы во дворе и т. д.). Такие поступки влекут за собой отрицательную оценку поведения служащего или гражданина со стороны населения, – форма моральной ответственности.

Правонарушение включает в себя действие или бездействие, обязательное наступление вредных последствий  и в большинстве случаев вину субъекта, причинившего вред (умышленную вину или по неосторожности в форме  небрежности или легкомыслия). Бывают и просто упущения по службе (например, государственный или муниципальный  служащий не выполнил вовремя задание  начальника) или нарушение гражданином  правил по незнанию (например, лов рыбы во время нереста, что было запрещено  постановлением государственного или  муниципального органа). Такие поступки могут повлечь за собой различные  формы ответственности.

Неправомерные поступки могут исходить от разных управляющих субъектов, органов  государства и местного самоуправления, служащих (должностных лиц), действующих  по службе и несущих за свои действия ответственность. Примерами могут быть конфискация собственности служащим государственной таможни или постановление мэра, запрещающие забастовки на всех муниципальных предприятиях на 3 месяца.

Противоправные действия в сфере  государственного и муниципального управления совершают также организации  и лица, не обладающие полномочиями в этой сфере (например, коммерческая организация нарушает правила лицензирования, или гражданин незаконно носит  чужие ордена и медали).

Важно различать правонарушения со стороны государственных и муниципальных  органов и должностных лиц, когда  они действовали как представители  власти, осуществляя государственное  или муниципальное управление (например, Правительство РФ приняло постановление, противоречащее закону, а мэр города получил взятку), и, с другой стороны, когда они действовали как  частные, юридические и физические лица, в личном качестве, в гражданско-правовых отношениях (например, государственный  орган не оплачивает счета за потребляемую электроэнергию, министр учинил драку на площади, причинив тяжкое телесное повреждение гражданину, а мэр города, нарушив правила движения, помял чужую автомашину). Ответственность будет разной: общеправовой как гражданина и специальной правовой как должностных лиц или государственного муниципального органа.

Правонарушения в сфере государственного и муниципального управления неодинаковы  по своей тяжести. Преступления, т. е. деяния, имеющие высокую степень общественной опасности, влекут за собой уголовную ответственность, административные проступки (например, нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство) наказываются различными видами административных взысканий (вплоть до административного ареста до 15 суток), нарушения по службе влекут за собой дисциплинарную ответственность (выговор в приказе и др.), причинение вреда по гражданскому праву – материальную ответственность или ответственность в основном морального характера (публикацию в газете опровержения, сообщения о недостоверности ранее опубликованных сведений). Президент РФ, главы субъектов РФ и муниципальных образований, коллегиальные органы исполнительной власти, министры, депутаты представительных органов за свои действия по службе и вне ее могут нести политическую ответственность (такую как импичмент Президенту, отставка министров, лишение депутатского мандата).

 

2. Ответственность  государственных и муниципальных  органов, организаций, служащих  за правонарушения в сфере  государственного и муниципального  управления

Политическая ответственность  распространяется только на некоторые  органы государства и муниципальных  образований. Формой политической ответственности  может стать роспуск парламента, законодательных собраний субъектов  Федерации. Конституции некоторых  стран (Польши, Украины и др.) предусматривают  роспуск парламента (однопалатного  парламента или нижней палаты), если он в течение установленного срока  не принял государственный бюджет, не смог сформировать правительство, не начал свою работу после избрания. В России закон устанавливает  политическую ответственность законодательных  органов субъектов Федерации, глав администраций субъектов РФ, представительных органов и глав муниципальных  образований. В случаях нарушения  Конституции и законов РФ представительные органы могут быть распущены, а главы  администраций, мэры – отрешены от должности.

Члены парламента, законодательных  собраний субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления (советов  и др.) в некоторых странах могут  быть досрочно отозваны избирателями (в том числе за плохую работу), лишены мандата соответствующим  представительным органом (обычно большинством в две трети голосов). Лишь после  этого парламентарии подлежат уголовной  ответственности, если совершили преступления (в ряде стран они, однако, не имеют  депутатского иммунитета, а иммунитет  на членов законодательных собраний субъектов федерации, как правило, не распространяется и совсем не распространяется на депутатов муниципальных представительных органов).

Политическая ответственность  президента (монарх ответственности  не подлежит) возможна в форме импичмента (Россия, США и др.), досрочного отзыва избирателями (Австрия), смещения с  должности решением конституционного суда (Италия). Только после этого  к бывшему президенту можно применять  другие меры наказания (гражданско-правовую ответственность в ряде случаев  может нести и действующий  президент).

Наиболее суровым видом политической ответственности правительства  и министров (в том числе министров  в некоторых субъектах РФ) является увольнение в результате вотума недоверия (резолюции порицания) в отставку. Правительство может быть уволено  в отставку и по усмотрению президента (Россия, Украина и др.). Возможна также гражданская ответственность  правительства и министров, а  в отношении министров также  уголовная (наказание) и дисциплинарная ответственность (выговор и др.).

Особые процедуры установления ответственности могут применяться  в отношении других органов и  должностных лиц (например, судей), но политической ответственности они  не подлежат, (исключение составляет отзыв  судей избирателями в единичных  странах).

Посягательства на государственное  управление, если они составляют преступление, подлежат наказанию в соответствии с Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ). Уголовный кодекс РФ предусматривает двадцать один состав преступлений против военной службы – от дезертирства до оскорбления  военнослужащего.

В гл. 30 УК РФ перечислены составы  преступлений против государственной  службы (это может быть распространено и на муниципальную службу), в  частности злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных  полномочий, отказ в представлении  информации Федеральному Собранию или  Счетной палате (соответственно представительному  органу субъекта РФ или муниципального образования), присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дача взятки, служебный подлог, халатность. Среди этих составов могут быть преступления, совершаемые не только государственным служащим. Так, присвоение полномочий должностного лица может совершаться как государственным служащим (например, он присваивает полномочия служащего другого ведомства), так и обычным гражданином, который выдает себя за крупного начальника.

В иных главах УК РФ, не относящихся  к вопросам публичной власти и  государственной, муниципальной службы, также предусмотрены составы  преступлений, которые совершаются  субъектами публичного управления. Такие составы есть в главах, предусматривающих наказания за экономические преступления (гл. 22), за преступления против общественной безопасности (гл. 24), экологические преступления (гл. 26), преступления против безопасности движения на транспорте (гл. 27), против основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29), против правосудия (гл. 31), против мира и безопасности человечества (гл. 34). В сфере экономической деятельности государственный служащий может понести ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171), возможно нарушение им правил безопасности при ведении горных работ (ст. 216). Капитан государственного судна может понести ответственность за неоказание помощи терпящим бедствие (ст. 270). Шпионаж нередко совершается именно государственными служащими, которые имеют доступ к государственной тайне (ст. 276). Многие из этих составов распространяются на должностных лиц муниципальной службы.

 

Некоторые преступления в сфере  правосудия могут быть совершены  только государственными служащими (привлечение  заведомо невиновного к уголовной  ответственности, незаконное заключение под стражу, вынесение заведомо неправосудного приговора, разглашение данных предварительного расследования). Это же относится  и к некоторым преступлениям  против мира и безопасности человечества. Планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, применение запрещенных средств  и методов ведения войны по общему правилу могут быть осуществлены только высшими должностными лицами.

Законодательство различных стран  предусматривает гражданско-правовую ответственность государственного и муниципального органа и должностного лица. Они несут ответственность  за вред, причиненный личности или  имуществу гражданина, а также  имуществу юридического лица. Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред должен быть возмещен в полном объеме. В соответствии с законом может  быть также установлена обязанность  выплатить потерпевшим компенсацию  сверх возмещения вреда. Закон может  предусмотреть возмещение вреда  и при отсутствии вины причинителя вреда. В возмещении вреда можно отказать, если будет установлено, что вред причинен с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Эти общие положения конкретизируются в статьях, относящихся к государственным  и муниципальным органам и  их должностным лицам. В соответствии со ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных, муниципальных органов, государственных, муниципальных организаций или  должностных лиц, в том числе  в результате издания акта, не соответствующего закону или иному правовому акту государственного, муниципального органа, подлежит возмещению. Вред не возмещается, если он причинен в состоянии необходимой  обороны, при условии, что ее пределы  не были превышены (например, должностное  лицо, защищаясь от нападения, причинило  вред здоровью нападавшего). Если же вред причинен государственным органом, государственным учреждением, государственным  предприятием или должностным лицом  в состоянии крайней необходимости, он должен быть возмещен, хотя его размеры  могут быть уменьшены. Эти положения  об ответственности распространяются на органы муниципального самоуправления, муниципальные организации и  муниципальных должностных лиц.

Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления