Теория и механизмы современного государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ гу.docx

— 195.90 Кб (Скачать)

 

Устав должен содержать нормы нескольких типов:

 

1) нормы-дефиниции (в том числе  нормы, устанавливающие символику  муниципального образования);

 

2) нормы тематического содержания (о муниципальной службе, о формах  прямого волеизъявления), на основе  которых для более детального  регулирования общественных отношений  впоследствии создаются положения  тематического содержания (предметные  положения);

 

3) нормы статусного содержания, закрепляющие все элементы статуса  органов и должностных лиц,  на основе которых разрабатываются  и принимаются положения статусного  содержания (органические положения);

 

4) процессуальные (процедурные) нормы,  закрепляющие порядок осуществления  своих полномочий органами и  должностными лицами (в том числе  порядок прохождения муниципальной  службы, порядок проведения форм  прямого волеизъявления, порядок  создания и ликвидации муниципальных  предприятий и учреждений и  т. д.). Перечень регулируемых в  уставах вопросов не является  исчерпывающим. В них могут  закрепляться иные положения,  касающиеся вопросов местного  значения, распределения функций  внутри структуры местного самоуправления, порядка образования организаций  общественного территориального  самоуправления, порядка распределения  компетенции в городе с районным  делением и многие другие. К  таким вопросам могут относиться, например, дополнительные требования  к кандидатам на должность  главы местной администрации.

 

Предыдущим Законом «О Счетной  палате Российской Федерации» устанавливалось, что устав муниципального образования  может приниматься как населением непосредственно, так и представительным органом. Новый Закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил положение, согласно которому устав принимается представительным органом местного самоуправления, а  в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно  на сходе граждан. Учитывая тот факт, что в указанных небольших  поселениях представительный орган  не формируется, а его полномочия осуществляются на сходах граждан, можно  констатировать, что законодатель предпочел  убрать население из числа особых субъектов, принимающих устав муниципального образования.

 

Устав муниципального образования  и нормативный правовой акт о  внесении в него изменений и дополнений принимается большинством в две  трети голосов от установленной  численности депутатов представительного  органа.

 

Устав муниципального образования  – единственный нормативный правовой акт, который необходимо регистрировать в государственных органах юстиции. Государственная регистрация –  это деятельность государственной  исполнительной власти по ведению государственного учета определенных объектов, выражающаяся в фиксации юридически значимого  для государства сложившегося факта  или события.

 

Основаниями для отказа в регистрации  устава и нормативного правового  акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть:

 

1) противоречие устава или нормативного  правового акта о внесении  изменений и дополнений в устав  Конституции РФ и законодательству;

 

2) нарушение установленного законом  порядка принятия устава, муниципального  правового акта о внесении  изменений и дополнений в устав.

 

Отказ в государственной регистрации  устава (муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав) может быть обжалован  гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

 

После государственной регистрации  устав муниципального образования  и нормативный правовой акт о  внесении в него изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию  и после этого вступают в силу.

 

ЛЕКЦИЯ № 13. Система  органов местного самоуправления и  их роль в обществе

 

1. Представительные  органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок  формирования

 

Представительные органы – это  выборные органы, обладающие правом представлять интересы населения и принимать  от его имени решения, действующие  на территории муниципального образования. Представительный орган состоит  из депутатов, численность которых  определяется уставом территориальной  единицы. Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» количество депутатов ставит в зависимость  от численности населения муниципального образования. Данная пропорция выглядит следующим образом:

 

1) 7 депутатов – при численности  населения менее 1 тыс. человек;

2) 10 депутатов – при численности  населения от 1 до 10 тыс. человек;

3) 15 депутатов – при численности  населения от 10 до 30 тыс. человек;

4) 20 депутатов – при численности  населения от 30 до 100 тыс. человек;

5) 25 депутатов – при численности  населения от 100 до 500 тыс. человек;

6) 35 депутатов – при численности  населения свыше 500 тыс. человек.

Особо оговаривается численность  депутатов муниципального района. Вне  зависимости от его параметров она  должна составлять не менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Закон «О Счетной палате Российской Федерации», напротив, относил решение  вопроса о численном составе  представительного органа только к  уставу муниципального образования  без всякой привязки к каким-либо дополнительным требованиям. В результате сложились небольшие по численности  местные представительные органы (в  среднем 10–30 депутатов), что у многих вызывало недоумение.

 

Вместе с тем недостатки такого подхода компенсировались правом части  депутатов работать в представительных органах на постоянной, освобожденной  основе. Действие этого разрешения в течение нескольких лет сыграло  позитивную роль в повышении профессионализма депутатской работы и в конечном счете привело, к более высокой эффективности депутатского корпуса. К сожалению, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возвращается к советскому варианту: увеличение количества депутатов сопровождается одновременным установлением запрета на осуществление депутатских обязанностей на освобожденной основе. В ч. 5 ст. 40 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что депутаты выполняют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 % депутатов от численности представительного органа, а при численности местной думы менее 10 человек – 1 депутат.

В отдельную группу выделяются представительные органы муниципальных районов. Они  формируются двумя способами: в  результате избрания на муниципальных  выборах; в смешанном порядке, предполагающем избрание и вхождение в состав по должности. В первом варианте число  депутатов, избранных из одного поселения, входящего в муниципальный район, не может превышать двух пятых  от установленной численности представительного  органа. Во втором варианте представительный орган избирается из депутатов представительных органов поселений в составе  района по норме представительства, равной для всех поселений независимо от численности населения. Норма  представительства определяется уставом  муниципального района. Помимо депутатов, в состав представительного органа района по должности включаются главы  поселений, расположенных в границах муниципального района.

 

В поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек представительный орган  не образуется. В этом случае его  функции выполняет сход граждан. Прежде такое допускалось уставом  муниципального образования независимо от количества проживающих. Понятно, что такие муниципальные образования должны быть небольшими и преимущественно сельскими. В любом случае недопустима ситуация, когда местное самоуправление остается без представительного органа или схода граждан.

 

Срок полномочий представительного  органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает  только срок полномочий депутатов местных  представительных органов. Он же может  быть менее 2 и более 5 лет. Сроки полномочий отдельного депутата и представительного  органа могут и не совпадать, но, как правило, они идентичны.

 

Федеральное законодательство об основных гарантиях избирательных прав и  об общих принципах организации  местного самоуправления допускает  изменения (продление или сокращение) срока полномочий органа власти. При  этом, однако, решение об изменении  срока полномочий применяется только к органам и должностным лицам  местного самоуправления, избранным  после вступления в силу соответствующего решения. Максимальный срок полномочий всех властных органов, в том числе  и муниципальных, в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» не может  превышать 5 лет; минимальное время  осуществления полномочий представительным органом не устанавливается. В соответствии с Законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок полномочий депутата не может быть менее 2 лет. Это указание и служит единственным ориентиром нижней планки легислатуры представительного органа.

Согласно ч. 1 ст. 35 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия при избрании не менее двух третей от установленного числа депутатов. В отсутствие этой нормы аналогичные положения содержались в уставах муниципальных образований, которые и восполняли пробел, существующий в законодательстве. Анализ комментируемой нормы позволяет сделать еще один вывод. Легислатура выборного органа самоуправления может не совпадать со сроком полномочий отдельного депутата, что довольно часто встречается на практике.

Полномочия представительных органов  прекращаются по истечении срока  их деятельности. Одновременно прекращаются полномочия депутатов. Случаи досрочного завершения деятельности представительного органа фиксируются Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Их несколько: вступление в силу решения суда субъекта Федерации о неправомочности состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий; принятие самим представительным органом решения о самороспуске (в порядке, определенном муниципальным уставом); преобразование муниципального образования; роспуск представительного органа в порядке, предусматривающем ответственность перед государством.

Механизм такой ответственности  впервые был установлен Законом  «О Счетной палате Российской Федерации». В настоящее время ответственность  местного самоуправления перед государством реализуется в несколько этапов. Решение суда о принятии представительным органом акта, противоречащего Конституции  РФ, федеральному и региональному  законодательству, служит основанием наступления такой ответственности. Речь идет о судебной оценке только нормативно-правовых актов представительных органов. В течение 3 месяцев со дня  вступления решения суда в силу либо в иной срок, установленный в решении  суда, муниципальный орган должен принять меры по его исполнению. Если этого не произойдет, высшее должностное  лицо субъекта Федерации вносит в  региональный законодательный орган  проект закона о роспуске представительного  органа. С момента вступления данного  закона в силу полномочия такого органа прекращаются. Процедура роспуска, предусмотренная Законом «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» упростилась. Из нее исключены  федеральные органы власти, а прежде именно они являлись последней инстанцией в деле досрочного прекращения полномочий местных органов власти.

 

Последнее влечет досрочное завершение полномочий депутатов соответствующего органа. Региональный закон о роспуске должен предусматривать дату проведения новых выборов депутатов представительного  органа местного самоуправления (не позднее  чем через 3 месяца со дня вступления в силу решения о досрочном  прекращении полномочий представительного органа).

В исключительном ведении представительного  органа находится:

1) принятие устава муниципального  образования, внесение изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов в  соответствии с законодательством о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ  развития муниципального образования,  утверждение отчетов об их  исполнении;

5) определение порядка управления  и распоряжения муниципальным имуществом;

6) определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий,  учреждений, а также об установлении  тарифов на их услуги;

7) определение порядка участия  муниципального образования в  организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления;

Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления