Теория и механизмы современного государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:34, лекция

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Оглавление

ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления
1. Понятие государственного управления
2. Сущность государственного управления
3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 2. Методология и методы, субъекты и объекты государственного управления
1. Методология государственного управления
2. Субъекты и объекты государственного управления
ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства
1. Понятие и признаки государства
2. Политическая власть как общесоциологическая категория
3. Типы государства
ЛЕКЦИЯ № 4. Форма государства
1. Понятие формы государства
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства
4. Политический режим
ЛЕКЦИЯ № 5. Органы государственной власти
1. Понятие, правовой статус
2. Классификация органов государственной власти
3. Институт Президента РФ: статус, полномочия, ответственность
4. Администрация Президента РФ
ЛЕКЦИЯ № 6. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти РФ
1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия
2. Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ
3. Структура и организация деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ
4. Правовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации
5. Правительство РФ в системе государственной власти: правовые основы деятельности, структура и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 7. Судебная власть в Российской Федерации
1. Понятие, признаки и функции судебной власти в РФ
2. Судебные органы РФ: порядок формирования, состав и компетенция
ЛЕКЦИЯ № 8. Территориальная организация государственной власти. Особенности государственного устройства РФ
1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ
2. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3. Органы законодательной власти субъектов РФ
4. Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 9. Сущность и основные направления деятельности государственной социально-культурной политики
1. Государственное регулирование образования и науки в РФ
2. Государственное регулирование в отраслях культуры
3. Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения
ЛЕКЦИЯ № 10. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства
1. Понятие безопасности и ее виды
2. Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения
ЛЕКЦИЯ № 11. Местное самоуправление в Российской Федерации
1. Понятие местного самоуправления
2. Принципы местного самоуправления
3. Правовые основы местного самоуправления
ЛЕКЦИЯ № 12. Организационные основы местного самоуправления
1. Понятие организационных основ местного самоуправления
2. Система и структура органов местного самоуправления
3. Особенности организации местного самоуправления в городах – субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах
4. Устав муниципального образования
ЛЕКЦИЯ № 13. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
1. Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования
2. Общие положения о статусе депутата – члена выборного органа местного самоуправления
3. Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования
4. Глава муниципального образования: статус и полномочия
ЛЕКЦИЯ № 14. Гарантии и ответственность в системе государственного и местного самоуправления
1. Правонарушения и ответственность
2. Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управл

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ гу.docx

— 195.90 Кб (Скачать)

Но не стоит забывать, об общечеловеческой природе сущности назначения государства, учитывая то, что государство – это весьма сложное явление.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии  признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных  организаций общества. Основные признаки государства:

1) территориальная организация  населения и осуществление публичной  власти в территориальных пределах.

Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в  подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых  и появляется новый правовой институт – подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения  сопряжено не только возникновение  государства, но и начало складывания  отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство»  и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций  государство отличается тем, что  олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы  и политические партии объединяют в  своих рядах часть населения, создаются добровольно, по тем или  иным интересам;

2) публичная (государственная) власть.

Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает  от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате.

Принципиальная особенность публичной  власти состоит в том, что она  воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный  аппарат). Без этого физического  воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию;

3) государственный суверенитет.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце Средневековья, когда потребовалось отделить государственную  власть о церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственно власти заключается  в ее верховенстве, самостоятельности, независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

б) ее прерогативы (государственная  власть может отменить, признать ничтожным  всякое проявление любой другой общественной власти);

в) наличие у нее таких средств  воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость  государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном  праве свободно решать все свои дела;

4) неразрывная связь государства и права.

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет  государство и государственную  власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства  и государственной власти в рамки  законности, подчиняет их конкретному  правовому режиму. При такой подчиненности  государства праву и формируется  демократическое правовое государство.

 

2. Политическая власть  как общесоциологическая категория

Чтобы разобраться в проблеме политической власти, необходимо уяснить, что такое  власть вообще, т. е. рассмотреть власть как общесоциологическую категорию.

Известно, что политическая (государственная  власть) не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и  целенаправленной общности людей. Она  характерна как для классового, так  и бесклассового общества, как  для общества в целом, так и  различных составных его образований.

Соответственно принято различать  виды власти: власть рода, племени, общины, политическую (государственную), экономическую, различных общественных объединений, родительскую, церковную.

Каждая из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие  черты, синтез которых позволяет  дать характеристику власти как общей  социальной категории.

При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных  течений общественной мысли присуща  ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить  повиноваться, подчинить своей воле других людей.

Важно иметь в виду, что, во-первых, неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без  принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и  характером власти приобретает различное  содержание и форму.

Во-вторых, отношения по поводу власти, или властеотношения, носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из «господство – подчинение» и «руководство – подчинение».

В зависимости от конкретно-исторических условий власть может либо выступать  как сочетание отношений «господство-подчинение»  и «руководство-подчинение», либо проявляться  только в отношениях «руководство-подчинение».

Власть, будучи непосредственным порождением  разносторонних устойчивых связей между  людьми, их устремлений к удовлетворению своих интересов и смягчению  при этом противоречий, а стало  быть, к возможному компромиссу и  определенному порядку сосуществования, представляет собой объективно необходимое  условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве  жизни. Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся  как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в нем воле.

Изложенное позволяет сформулировать краткое определение понятия  власти как общесоциологической  категории.

Власть – это соответствующее  характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся  в отношении подчинения воли отдельных  лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Такое определение характеризует  любую общественную власть – классовую  и неклассовую, государственную  и негосударственную.

Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность  общественной власти. Политическая власть есть власть государственная, т. е. такая, которая исходит от государства  и реализуется не иначе как  при его (прямом или косвенном) участии.

В специальной юридической, философской  и политологической литературе наряду с признанием одними авторами тождества  понятий политической и государственной  власти другие авторы (Ф. М. Бурлацкий, Н. М. Кейзеров, Л. Т. Кривушин и др.) выступают за различение этих категорий.

Сторонники последней точки  зрения понятие «политическая власть»  употребляют в более широком  смысле, нежели «государственная власть», – это власть, осуществляемая не только государством, но и другими  звеньями политической системы общества: партиями, массовыми общественными  организациями (например, профсоюзами  и иными общественными объединениями).

Однако употребление термина «политическая  власть» в широком смысле с  точки зрения строго научного подхода  весьма условно, ибо сама политическая власть и степень участия в  ней, в ее отправлении, в том числе  роль различных партий в осуществлении  политической власти, не одно и то же.

Этого обстоятельства не учитывают  авторы, которые исходят из посылки, что политическая власть – это  одно, а государственная власть –  нечто другое, и предлагают определения  политической власти без указания на ее связь с государством и его роль в ее осуществлении.

Государство является непосредственным воплощением, особой организацией политической власти.

 

3. Типы государства

В настоящее время выделяют два  основных подхода к типологии  государства: формационный и цивилизационный.

До недавнего времени формационный подход признавался в качестве единственно  возможного и научного, поскольку  выражал марксистское отношение  к вопросу о типе государства.

Суть его в том, что выяснение  типа государства основывается на понимании  истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип государства.

 

Аналогично понятием типа государства  охватываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех государств одной и той же социально-экономической  формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его  экономической основы, классовой  сущности и социального назначения.

Для определения типа государства  в данном значении необходимо ответить на три вопроса о том:

1) какой общественно-экономической  формации, какому типу производственных  отношений соответствует данное государство;

2) орудием какого класса оно является;

3) каково социальное назначение данного государства;

Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства  используется термин «исторические  типы государства». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства. Первые три из них  охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства. Смена  одного исторического типа другим –  процесс объективный, естественно-исторический. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть более прогрессивным, чем предыдущий.

Рассматривая формационный подход к типологии государства в тесной связи с марксистским учением о государстве в целом в историческом плане, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государства. Она охарактеризовала также буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития середины XIX в., когда завершилось формирование промышленного, так называемого свободного капитализма со свойственным ему основным классовым противостоянием буржуазии и пролетариата, и в последующих условиях обострения классовой борьбы, относительного и абсолютного обнищания пролетариата, его первых политических выступлений и использования буржуазией государства для подавления трудящихся. Наглядным примером может служить Парижская коммуна. Такое соответствие марксистского подхода к государству и его типологии реальному ходу истории продолжалось вплоть до победы Октябрьской социалистической революции, которая сама может быть объяснена как подтверждение данной теории.

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. В мировой литературе предлагалось немало основ классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение  подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве человек  становится винтиком государственной  машины. Власть находится либо в  руках правящей элиты, диктатора  и его окружения. Все остальные  отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом  проникновением в него, хотя и в  ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Либеральное государство формируется  под влиянием либеральных идей и  доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни  общества. Здесь создаются условия  для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного  вмешательства государства в  личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права  и свободы граждан, действует  правовой режим «Разрешено все, что  не запрещено законом». Однако в  политическом плане не допускаются  действия, направленные на изменение  государственного и общественного  строя.

В демократическом государстве  создаются условия для реального  участия граждан в решении  государственных и иных общественных дел, все важнейшие органы государства  выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким гарантированным законом кругов прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет  несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Английский историк А. Тойнби предложил  цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает двадцать шесть цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую.

Информация о работе Теория и механизмы современного государственного управления