Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 15:11, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Стратегия построения социального государства в России включает политическую парадигму, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем, женщины нуждаются в дополнительной социальной защите, гарантиях и правах. Во многих организационно-властных структурах доминируют мужчины.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………….………3
ГЛАВА I.: Международно-правовое и российское регулирование охраны трудовых прав женщин и лиц с семейными обязанностями
§1.1 Международно-правовые нормы о защите социально-трудовых прав женщин и лиц с семейными обязанностями…………………………………….7
§1.2 Воздействие международных норм на российское законодательство и правоприменительную практику в сфере охраны труда женщин…………...15
§1.3 Специфика охраны социально-трудовых прав женщин и лиц с семейными обязанностями по российскому законодательству……...……….22
ГЛАВА II.: Особенности охраны и защиты женщин от дискриминации и нарушений трудовых прав. Полномочия государственной инспекции труда в Российской Федерации
§2.1 Особенности охраны и защиты женщин от дискриминации и нарушений трудовых прав по российскому законодательству………………………...………………………………………33
§2.2 Полномочия федеральной инспекции труда как органа, обеспечивающего соблюдение трудового законодательства и охрану прав женщин-работниц в Российской Федерации………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…….……………………….…………...62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………….…………………….......70

Файлы: 1 файл

диплом охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

На практике встречаются определенные нарушения.

Проверка инспекцией - управления социальной защиты населения Администрации Выборгского района г. Санкт-Петербурге показала, что в нарушение статьей 256 Трудового кодекса России не сохранено место работы, должность муниципальных служащих за И.Г.Арсентьевой, А.В.Филимоновой и другими гражданками, находящимся в отпусках по уходу за ребенком до трех лет.

При проведении мероприятий по сокращению штата муниципальных служащих муниципальной службы в данной организации издан приказ № 16к от 05.06.2011г. о переводе указанных работниц на должности инспекторов, то есть должности по техническому обеспечению деятельности управления социальной защиты населения. Руководителю было выдано предписание об отмене данного приказа. Также она была привлечена к административной ответственности с наложением штрафа.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и охраной труда является одним из основных способов защиты трудовых прав работников, используемый уполномоченными на то государственными органами, а также способом обеспечения законности и правопорядка в современном российском обществе.

В настоящее время наряду с решением политических и экономических задач требуется кардинальное изменить отношение государства к семье и детям. Семья является естественной и основной ячейкой общества, и ей должна предоставляться по возможности широкая охрана и помощь. Особенно в тот период, когда на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях.

Анализ результатов проверок показывает, что нарушения трудовых прав женщин, условий и охраны их труда, имеют достаточно распространенный характер, поэтому проблема соблюдения их прав продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в сфере социально-трудовых отношений.

В современных условиях, когда в области защиты трудовых прав работников значительное место отводится деятельности государственных органов, правовой механизм государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраной труда требует дальнейшего совершенствования.

Осуществляемая управленческая реформа, направлена на совершенствование действующей системы надзора и контроля, несколько упорядочила систему контрольно-надзорных органов. Однако на практике, она осталась противоречивой - контрольные полномочия соединены с надзорными, происходит смешение понятий «надзора» и «контроля».

Это лишний раз подтверждает, что у законодателя нет четких критериев для разграничения надзора и контроля, что снижает эффективность правоприменительной деятельности по осуществлению надзора и контроля.

Поэтому необходимо, прежде всего, разграничить эти понятия. Представляется возможным предложить следующие дефиниции надзора и контроля.

Под государственным контролем за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, следует понимать деятельность государственной инспекции труда, направленную на восстановление нарушенных трудовых прав работников и привлечение к административной ответственности виновных лиц в рамках действующего законодательства.

Под государственным надзором за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, следует понимать особую деятельность государственной инспекции труда, регулируемую нормами трудового права, направленную на пресечение и предупреждение нарушений трудового законодательства со стороны работодателей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость специального правового регулирования труда женщин обусловлена их физиологическими особенностями, а также масштабами и длительностью периодов женской безработицы, ростом числа домохозяйств, возглавляемых женщиной. Трудовой кодекс России значительно расширил сферу охраны труда женщин и лиц с семейными обязанностями.

Потребность в специальных нормах, регламентирующих труд лиц с семейными обязанностями и опекунов (попечителей) несовершеннолетних, обусловлена положением рассматриваемой категории среди иных претендентов на рабочие места на рынке труда, сложностью их трудоустройства, необходимостью построения трудового процесса с учетом выполняемых ими семейных и опекунских обязанностей.

Государство уделило больше внимания защите материнства, детства, здоровью женщин во время беременности, родов и непосредственно после них; предоставило больше льгот и возможностей на работе.

Ведь в условиях духовного возрождения общества необходимо уделять большое внимание подрастающему поколению, от которого в значительной степени зависит развитие и процветание нашей страны.

Реализация международных норм, регулирующих труд женщин, показывает, что сами нормы еще нуждаются в совершенствовании, как либо не охватывающие весь спектр проблем, с которыми сталкиваются трудящиеся женщины, либо, в силу своего декларативного характера, они не являются достаточно эффективными.

Имеющиеся проблемы в имплементации в право Российской Федерации международных стандартов в сфере труда женщин разрешимы посредством принятия ряда мер с учетом сложившихся тенденций в международном праве, таких как проведение гендерной экспертизы действующих правовых норм, регулирование дистанционного труда женщин, совершенствование судебной защиты прав трудящихся женщин.

Необходимо обеспечить регулярное проведение гендерной экспертизы действующего трудового законодательства России, а также законопроектов, вести разработку предложений по обеспечению законодательства России по правам женщин - международным стандартам прав человека.

Стоит подчеркнуть, что в рамках данной экспертизы будет проходить и совершенствование отечественного трудового законодательства с учетом международной и зарубежной практики, необходимости включения в действующий трудовой кодеке норм, призванных бороться с насилием и сексуальными домогательствами на рабочем месте, дальнейшее расширение прав лиц с семейными обязанностями в сфере труда.

В России должна быть завершена работа по внедрению методологии, известной за рубежом как гендерный бюджет, - современной социальной технологии, позволяющей внедрить в правительственную политику принцип учета интересов по социо-половому признаку.

Нужно разрабатывать более эффективный механизм реализации и контроля предписаний трудового и социального законодательства.

Назрело создание специального органа исполнительной власти по вопросам гендерного равенства с широким кругом полномочий.

Необходимо наличие специальной структуры в Федеральной службе по труду и занятости, в компетенцию которой входило бы: создание соответствующей новым экономическим и трудовым отношениям системы регулирования женского труда; разработка механизмов для стимулирования соблюдения работодателями правил охраны труда работниц; контроль за выполнением норм трудового законодательства в отношении трудящихся женщин с учетом специфических проблем использования их труда на тех или иных работах.

Назрел последовательный переход от запретительного к разрешительному характеру законодательства, при котором решение об использовании ряда особых льгот будет принимать сама работающая женщина. Такой подход соответствует международным тенденциям, которые свидетельствует о обновлении традиционной патерналистской политики государства по отношению к слоям населения, нуждающимся в особой защите.

Следует принимать меры по совершенствованию судебной защиты прав трудящихся женщин: регулярно формировать обзоры судебной практики, информировать населения с использованием средств массовой информации о способах и особенностях защиты своих прав в суде.

Формирование гендерно-нейтрального трудового законодательства будет соответствовать нормам Европейской социальной хартии, Конвенциям Международной организации труда.

Следует проводить внешнюю политику, ориентированную на заключение международных договоров между Россией и другими государствами по защите прав российских женщин находящихся за рубежом.

Из числа норм законодательства о труде женщин, устанавливающих особенности правового регулирования их труда, приоритетное значение принадлежит нормам, направленным на охрану труда всех работающих женщин, поскольку они имеют целью обеспечить снижение заболеваемости женщин: профессиональной, производственно-обусловленной, общей - острой и хронической с временной утратой трудоспособности, сокращение производственного травматизма женщин, сохранение их репродуктивного здоровья, увеличение продолжительности жизни.

Часть вторая статьи 253 Трудового кодекса России целесообразно дополнить положением о том, что женщины не должны назначаться на работы, связанные с регулярной переноской тяжестей вручную.

Следует разработать и внедрить новые, предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

И при определении дифференцированных норм в зависимости от характера работы при подъеме, переноске и перемещении тяжестей необходимо определять нормативы в зависимости от возраста женщин, поскольку, по медицинским данным, в разном возрасте они обладают неодинаковой мышечной силой.

Необходимо усилить антидискриминационную направленность при регулировании процедуры приема на работу.

Предлагаю законодательно закрепить требования о недопустимости указания пола работника в объявлениях о найме на работу.

Латентным является в России негативный опыт сексуальных домогательств на рабочем месте.

Нужно принять либо отдельную международную конвенцию, либо поправки в Уголовный кодекс Росси, посвященные противодействию сексуальным домогательствам на рабочем месте.

Структура данной конвенции может состоять из определения понятия «сексуальное домогательство», описания данного рода ситуаций, мер ответственности за аморальные деяния и особенности компенсации причиненного вреда.

Следует законодательно упорядочить процедуру отбора кадров путем применения разработанных тестовых методик для определения профессиональных возможностей и квалификации.

Возможно применение в российском трудовом законодательстве полезного иностранного опыта.

В частности целесообразно применение определенных мер воздействия на рынок труда: обучение и профессиональное переобучение матерей за счет государства, установление продолжительности оплачиваемого отпуска по беременности и родам в зависимости от очередности ребенка в семье, а также установление удлиненного отпуска по беременности и родам одиноким матерям.

В результате проведенного анализа норм, содержащихся в статьях Трудового кодекса Российской Федерации, была выявлена неточность в определении лиц с семейными обязанностями. Понятие «лица с семейными обязанностями» должно быть определено следующим образом: «лица, состоящие в родстве или свойстве, связанные личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из факта наличия детей, необходимости осуществления ухода за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, а также обязанности материального содержания члена семьи».

Наряду с одинокой матерью, одинокий отец и одинокое лицо, усыновившее ребенка, должны быть наделены гарантиями при расторжении трудового договора.

Наконец необходимо наладить регулярное и достоверное информирование населения о правах и возможностях в плане обеспечения прав женщин. Информирование может выражаться в просветительской работе, проводимой среди трудовых коллективов и руководителей предприятий разных форм собственности. Кроме того, необходимо расширить возможности выражения самими женщинами своего мнения и позиции через средства массовой информации и путем использования новых технологий коммуникации.

Развитие рыночных отношений, изменение экономических условий и усиление социальной роли государства привело к развитию системы органов государства, которые осуществляют функции надзора и контроля в различных сферах общественной жизни.

Центральной частью этой системы является федеральная инспекция труда, которой отводится функция организующего и направляющего звена, структуры, анализирующей и генерирующей практический опыт и теоретические знания в области государственного надзора и контроля и осуществляющей методическое сопровождение мероприятий, проводимых соответствующими органами, ведающей сбором и обобщением статистических данных.

Инспекции труда осуществляют системный государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Основной формой данной деятельности является проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения требований законодательства о труде и охране труда.

Проведенный в дипломной работе анализ действующего трудового законодательства и практики его применения позволил выработать ряд практических рекомендаций по совершенствованию норм, регулирующих вопросы осуществления надзорной и контрольной деятельности государственной инспекцией труда, а также предложений, связанных с методами обеспечения надзора и контроля.

Во-первых, хотелось бы предложить ввести новую форму контроля – предварительный контроль состояния трудового законодательства и обеспечение прав женщин-работниц у конкретного работодателя путем оформления специального акта.  Данный акт может являться основанием для выдачи соответствующего сертификата. И тем самым расширить полномочия государственных инспекций труда.

Во-вторых, законодательство не содержит исчерпывающего перечня форм контроля, осуществляемого государственной инспекцией труда.

Для исправления этого недостатка необходимо добавить в Трудовой кодекс РФ новую статью 356.1 следующего содержания: «Государственная инспекция труда осуществляет государственный контроль в следующих формах: проведение предварительного контроля состояния трудового  законодательства у конкретного работодателя с последующей выдачей специального акта; временный запрет деятельности структурных подразделений и производственных участков из-за нарушений требований охраны труда; требование по прекращению использования не имеющих сертификатов и не отвечающих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; отстранение от работы лиц в связи с не прохождением в установленном порядке обучения, инструктажа, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда.

Информация о работе Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями