Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 15:11, дипломная работа
Актуальность исследования. Стратегия построения социального государства в России включает политическую парадигму, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем, женщины нуждаются в дополнительной социальной защите, гарантиях и правах. Во многих организационно-властных структурах доминируют мужчины.
Введение………………………………………………….……………….………3
ГЛАВА I.: Международно-правовое и российское регулирование охраны трудовых прав женщин и лиц с семейными обязанностями
§1.1 Международно-правовые нормы о защите социально-трудовых прав женщин и лиц с семейными обязанностями…………………………………….7
§1.2 Воздействие международных норм на российское законодательство и правоприменительную практику в сфере охраны труда женщин…………...15
§1.3 Специфика охраны социально-трудовых прав женщин и лиц с семейными обязанностями по российскому законодательству……...……….22
ГЛАВА II.: Особенности охраны и защиты женщин от дискриминации и нарушений трудовых прав. Полномочия государственной инспекции труда в Российской Федерации
§2.1 Особенности охраны и защиты женщин от дискриминации и нарушений трудовых прав по российскому законодательству………………………...………………………………………33
§2.2 Полномочия федеральной инспекции труда как органа, обеспечивающего соблюдение трудового законодательства и охрану прав женщин-работниц в Российской Федерации………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…….……………………….…………...62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………….…………………….......70
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение социальной защиты семей, в которых оба родителя признаны безработными, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.
Складывается сложная ситуация с трудоустройством такой группы населения как женщины, имеющие два и более ребенка.
Сохраняется избирательный селективный подход при высвобождении рабочей силы и приеме на работу в зависимости от пола, возраста и других признаков.
Хотя запрещается отказывать в заключение трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей работодатель нередко отказывает используя различные предлоги и ссылки на недостаточную профессиональную квалификацию.
Отпуска не всегда предоставляются женщинам в соответствии с законом, поэтому может возникнуть необходимость защиты своих трудовых прав.
Самозащита в трудовом праве рассматривается как особая мера защиты, и в трудовом законодательстве имеется норма, гарантирующая право на самозащиту, что нашло отражение в установлении обязанности работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты.71
Необходимо установить четкие гарантии прав работников, и в частности трудящихся женщин, в связи с реализацией права на самозащиту.
Наиболее существенным проявлением самозащиты своих прав со стороны работника является отказ от выполнения работы. К таким действиям работник может прибегнуть, если ему поручают работу, не предусмотренную трудовым договором, угрожающую его жизни и здоровью. Критерии оценки судами приостановки работы как вынужденного прогула с соответствующей оплатой за все время этого прогула должны быть закреплены в законе, что повысит эффективность самозащиты работниками трудовых прав.72
Отпуска для лиц с семейными обязанностями регулируются статьями 122, 123, 125, 126, 128, 255-257, 260, 263 Трудового кодекса России.73
В данных статьях речь идет об особенностях регулирования труда не только женщин, но и лиц с семейными обязанностями. В случае усыновления ребенка (детей) обоими супругами предусмотренные законом отпуска предоставляются только одному из них по их усмотрению.
Такой подход, соответствует мировой практике, отражает идею равноправия мужчин и женщин,74 и обусловливается рыночными условиями.
Как показывает практика, нередки случаи, когда женщина зарабатывает больше супруга. Понятно, что в данной ситуации материально выгоднее временно прервать работу не ей, а ему.
Забота о детях должна рассматриваться не как тяжкий груз, который желательно «свалить на плечи» государству, а в качестве человеческой потребности, приносящей радость.
Поэтому как хорошо бы ни была развита система общественного воспитания детей, роль семейного воспитания не утратит своего значения, как для детей, так и для их родителей.
Только при таком отношении к семейным обязанностям приведение нашего законодательства в соответствие с Конвенцией Международной организации труда № 156 не будет сведено к уравнению женщин с мужчинами во вне семейных сферах наемного труда, а фактически - к уравниванию женщин и мужчин в их обоюдном бегстве от долга перед семьей и детьми.
Наше законодательство должно способствовать тому, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществить свои права, не подвергаясь дискриминации, и они гармонично сочетали профессиональные и семейные обязанности, находясь под защитой государства.
Исходя из международных трудовых норм, можно выделить следующие категории лиц с семейными обязанностями: беременные женщины; кормящие матери (с грудными детьми); трудящиеся, на иждивении которых находятся несовершеннолетние дети; трудящиеся, имеющие обязанности в отношении других ближайших родственников, нуждающихся в уходе или помощи.
§2.2 Полномочия федеральной инспекции труда как органа, обеспечивающего соблюдение трудового законодательства и охрану прав женщин-работниц в Российской Федерации
Положение в сфере соблюдения трудовых прав граждан продолжает оставаться неблагополучным. Они составляют около двух третей из общего количества выявляемых органами прокуратуры правонарушений общего социального характера. В связи с этим законодательством установлены основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников, которыми являются: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав работников профессиональными союзами.
Важно сделать правильный выбор, найти самый оптимальный путь защиты своих законных трудовых прав и интересов. Необходимо понимать, какие органы осуществляют защиту трудовых прав и законных интересов работников и в чем состоят их полномочия, какие особенности имеет процедура восстановления нарушенных трудовых прав работников, какие методы применяются при устранении имеющихся нарушений.
Органов, наделенных полномочиями устранять имеющиеся нарушения трудового законодательства, достаточно много.
Среди них можно выделить органы, осуществляющие государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права во всех организациях независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.
К ним, в частности относятся органы прокуратуры, органы Федеральной инспекции труда, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Госатомнадзор, органы местного самоуправления.
Глава 57 Трудового кодекса России регулирует вопросы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Надзорно-контрольная деятельность специально уполномоченных государственных органов нацелена на обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства, предусматривающего трудовые права работников, а также для предотвращения и пресечения нарушений этих прав.
Статья 353 Трудового кодекса России устанавливает систему таких органов, закрепляя в качестве её составных элементов органы федеральной инспекции труда, федеральные надзоры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, органы прокуратуры.
Рассмотрим детальнее полномочия этих органов по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о трудовых правах граждан.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (подпункт «а» пункта 4 Указа) в структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (далее Роструд).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости», Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации, образуют вместе с ними единую централизованную систему - федеральную инспекцию труда.
Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Федеральной службы по труду и занятости - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.
Специализированным структурным подразделением Федеральной службы по труду и занятости, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости. Оно возглавляется начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.
На федеральную инспекцию труда возложены ряд важных задач: обеспечение защиты трудовых прав и свобод граждан; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и норм охраны труда; информирование работодателей и работников о эффективных методах соблюдения положений трудового законодательства и охраны труда; извещение соответствующих органов государственной власти о фактах нарушений трудового законодательства.
К числу базовых полномочий федеральной инспекции труда относятся: проведение контрольно-надзорной деятельности, принятие мер по устранению причин нарушений законодательства о труде, восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности федеральной инспекции труда; участие в расследовании несчастных случаев на производстве; безвозмездное получение необходимой информации от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и иных организаций; рассмотрение обращений работников о нарушениях их трудовых прав; информирование общественности о выявленных нарушениях; проведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан.
В ведении Федеральной службы по труду и занятости находится 82 государственных инспекций труда.75
Организация деятельности Федеральной службы по труду и занятости и входящих в её состав территориальных органов (далее - федеральная инспекция труда) по государственному надзору и контролю в установленной сфере деятельности базируется на положениях Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ, Трудовом кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положении о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324.
Полномочия федеральной инспекции труда реализуют должностные лица - государственные инспекторы труда.
Основными формами осуществления контрольно-надзорной деятельности федеральной инспекции труда являются: проведение проверок соблюдения работодателями трудового законодательства и охраны труда; выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о труде и охране труда; привлечение лиц, виновных в нарушениях законодательства о труде и охране труда, к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Порядок проведения проверок федеральной инспекцией труда определяется Конвенцией № 81 Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ст. 360 Трудового кодекса России, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»76.
В соответствии с пунктом три статьи девять Федерального закона №294-ФЗ плановое мероприятие по контролю (плановые проверки) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено органами федеральной инспекции труда не более чем один раз в два года (для субъекта малого предпринимательства срок установлен через три года с момента его государственной регистрации).
Наиболее частыми ошибками работодателей являются – несоблюдение процедур увольнения, незаконные денежные санкции за невыполнение должностных обязанностей, ошибки в оформлении кадровых документов, подмена трудовых отношений гражданско-правовыми.
В ходе проведенных в 2013 году проверок всех видов и расследований несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда было выявлено более 665,7 тыс. нарушений законодательства об охране труда. 77
Проведение тематических проверок, связанных с соблюдением работодателями законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями, а также несовершеннолетних работников, показывает наличие следующих типичных нарушений.
Работодатели не соблюдают нормы трудового законодательства, ограничивающие применение труда женщин на тяжелых работах и работах, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах. Работодателями также допускаются нарушения норм в части применения труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
На практике выявляются нарушения работодателями норм трудового законодательства о соблюдении прав беременных женщин и женщин, имеющих детей (ст. 254, 255, 256, 259 Трудового кодекса России).
Информация о работе Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями