Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 15:11, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Стратегия построения социального государства в России включает политическую парадигму, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Вместе с тем, женщины нуждаются в дополнительной социальной защите, гарантиях и правах. Во многих организационно-властных структурах доминируют мужчины.

Оглавление

Введение………………………………………………….……………….………3
ГЛАВА I.: Международно-правовое и российское регулирование охраны трудовых прав женщин и лиц с семейными обязанностями
§1.1 Международно-правовые нормы о защите социально-трудовых прав женщин и лиц с семейными обязанностями…………………………………….7
§1.2 Воздействие международных норм на российское законодательство и правоприменительную практику в сфере охраны труда женщин…………...15
§1.3 Специфика охраны социально-трудовых прав женщин и лиц с семейными обязанностями по российскому законодательству……...……….22
ГЛАВА II.: Особенности охраны и защиты женщин от дискриминации и нарушений трудовых прав. Полномочия государственной инспекции труда в Российской Федерации
§2.1 Особенности охраны и защиты женщин от дискриминации и нарушений трудовых прав по российскому законодательству………………………...………………………………………33
§2.2 Полномочия федеральной инспекции труда как органа, обеспечивающего соблюдение трудового законодательства и охрану прав женщин-работниц в Российской Федерации………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..…….……………………….…………...62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………….………….…………………….......70

Файлы: 1 файл

диплом охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Также часто работодателями игнорируются требования о соблюдении ограничений по привлечению женщин, имеющих детей, к сверхурочным работам, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни;

Так, например, в ходе проведения проверки ООО «Городской центр бронирования и туризма» в г. Санкт-Петербурге установлено, что единовременное пособие по рождению ребенка, а также пособие по уходу за ребенком до полутора лет работнице не выплачивается.

Также установлено, что работница уведомлена в сроки, установленные законом, о предстоящем увольнении из ООО «Городской центр бронирования и туризма» в связи с ликвидацией организации.

Должностному лицу выдано предписание с требованием выплатить работнице причитающиеся пособия, с начислением и выплатой денежной компенсации за задержку выплаты указанных пособий в соответствии со ст.236 Трудового кодекса РФ. Административное производство не возбуждалось в связи с отсутствием состава административного правонарушения.78

В ходе проведения проверки в Институте истории по обращению работницы был установлен факт издания приказа об увольнении работницы в связи с истечением срока трудового договора. Однако до истечения срока трудового договора работница обратилась к работодателю, с заявлением о продлении срока трудового договора в связи с беременностью.

В нарушение статьи 261 Трудового кодекса России срок договора работодателем продлен не был. Работница была уволена. Сумма окончательного расчета при увольнении работнице была выплачена не в день увольнения, без выплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Виновным должностным лицам было выдано предписание, с требованием устранить выявленные нарушения, также они были привлечены к административной ответственности в виде штрафа79.

Крайне интересен в настоящее время вопрос об обоснованности увольнения работницы за использование сети Интернет в своих личных интересах в рабочее время.

Практик Н.Бурцева приводит пример отмены вышестоящим судом решения суда нижестоящей инстанции о признании выговора по данному основанию законным, поскольку отсутствовал приказ о закреплении оргтехники за сотрудницей, не были представлены документы о принадлежности сетевого адреса конкретному компьютеру. Из распечаток использования сети не следовало с какого компьютера осуществлялся доступ. Не было наконец, представлено доказательств ограничения доступа иных лиц в кабинет и к компьютеру работника.80

Федеральным законом № 294-ФЗ (п.2 ст.10) установлен перечень случаев, когда могут проводиться внеплановые проверки.

Они связаны с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

Также внеплановые проверки могут проводиться на основе поступления в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Предлагаю дополнить данный перечень случаями нарушений прав беременных женщин.

Отмечается, что, как правило, беременные работницы при обращении в суд с требованием о восстановлении на работе (при незаконном увольнении) в исковом заявлении просят выплатить средний заработок за период вынужденного прогула.81

Судом были удовлетворены требования работницы, которая была уволена за прогул, но на тот момент была в состоянии беременности, о чем работодателю не сообщила.82

Государственные инспекторы труда обязаны считать конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Другими словами, закон допускает подачу такого обращения в анонимном порядке. Поэтому если работодателем нарушается законодательство о труде и не соблюдаются права и законные интересы работников, то работник вправе подать анонимную жалобу в инспекцию труда.

Продолжительность проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятнадцать часов.

Проверка может быть проведена только на основании распоряжения или приказа органа государственного контроля либо надзора.

Соответственно, в распоряжении (приказе) государственной инспекции труда должны содержаться следующие сведения: номер и дата приказа о проведении проверки; наименование государственной инспекции труда; фамилия, имя, отчество и должность лица, уполномоченного на проведение проверки; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится проверка; цели и предмет проводимой проверки. А также юридические основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания проверки.

Распоряжение (приказ) о проведении проверки либо его копия, заверенная печатью государственной инспекции труда, предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Кроме того, п. 8 ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ предписывает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям вести журнал учета проверок. В этом журнале должностным лицом, производящим проверку, производится запись о проведенной проверке, содержащей сведения о наименовании государственной инспекции труда, дате, времени проведения проверки, о правовых основаниях, целях и предмете проверки, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, об административных правонарушениях и выданных предписаниях, а также указывается фамилия, имя, отчество, должность лица, проводившего проверку, и его подпись. Данный журнал должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуальным предпринимателем.

При отсутствии подобного журнала в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.

В ходе проверки государственным инспектором труда могут быть затребованы такие документы, как: коллективный договор; трудовые договоры; правила внутреннего трудового распорядка; штатное расписание; график отпусков; трудовые книжки; договоры о полной материальной ответственности работников; приказы по кадрам; книга регистрации приказов; книга учета движения трудовых книжек; личные карточки работников; платежные ведомости; табели учета рабочего времени; журнал учета сверхурочных работ; журнал регистрации командировочных удостоверений; список работников в возрасте до восемнадцати лет; список беременных женщин и работающих женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет; список работающих одиноких матерей и одиноких отцов; список лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; список работников-инвалидов; список работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; сведения о просроченной задолженности по заработной плате; сведения о наличии (отсутствии) задолженности по иным выплатам, и др.

Причем недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов, скажем, по причине наличия в них коммерческой тайны. В статье пятой Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»83 определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

К ним, в частности, относятся сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест, сведения о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным вопросам.

У работодателей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю есть ряд правомочий: непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать информацию, предоставление которой предусмотрено нормативными правовыми актами; знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора). В последующем обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с российским законодательством.

По результатам проверки должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт. Государственный трудовой инспектор составляет акт о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

При этом акт составляется в любом случае, независимо от того, выявлены нарушения или нет. Акт составляется в двух экземплярах, один для должностного лица, проводившего проверку, другой для работодателя под расписку.

К акту прилагаются документы, протоколы, постановления, предписания, результаты испытаний и экспертиз, объяснения должностных лиц, на которых возложена ответственность за нарушение требований трудового законодательства, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

В случае выявления в ходе проверки нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда составляют предписание. В этом документе должны быть указаны требования об устранении правонарушений, отмеченных в протоколе (акте) и сроки, в течение которого работодателю необходимо исправить допущенные нарушения законодательства. Один экземпляр предписания вручается работодателю или его представителю под расписку. Предписание может быть также направлено в организацию по почте с уведомлением о вручении.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке.

Как подчеркивает специалист, уволить женщину за несоответствие ее цвета одежды установленному в организации дресс-коду нельзя и такое увольнение будет являться нарушением трудового законодательства.84

Анализ результатов проверок, проведенных органами Федеральной инспекции труда, позволили выявить ряд типичных нарушений трудовых прав женщин.

Были установлены нарушения статьи 253 Трудового кодекса  России «Работы, на которых ограничивается применение труда женщин» и Постановления Правительства РФ от 25.02.2000г. № 162 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». Так на Октябрьской железной дороге женщины работали в качестве путевых рабочих. На ряде предприятий в Ленинградской области труд женщин применялся в работе каменщиков. В некоторых сельскохозяйственных кооперативах женщины были допущены к работам по обслуживанию коров и быков - производителей, связанным с перемещением тяжестей.

Работодателями нередко нарушались нормы трудового законодательства, касающиеся правил по охране труда и производственной санитарии, не обеспечивалось выдача специальной одежды и специальной обуви, грубо нарушалось право на труд в безопасных условиях.

На многих предприятиях и организациях отсутствовали или находились в нерабочем состоянии санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, для оказания медицинской помощи, комнаты отдыха.

В связи со сложной финансовой ситуацией во многих сельскохозяйственных предприятиях условия труда женщин зачастую не соответствуют государственным требованиям охраны труда. Это касается также вопросов обеспеченности работниц соответствующими санитарно-бытовыми помещениями, средствами индивидуальной защиты.

В связи с тем, что работодателями не обеспечиваются надлежащим образом безопасные условия труда, уровень производственного травматизма среди женщин остается достаточно высоким.

Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний работниц являются: износ основных производственных фондов и низкий уровень используемых технологий, эксплуатация неисправного оборудования, неудовлетворительная организация работы, низкий уровень профессиональной подготовки работников.

Трудовое законодательство содержит исчерпывающий перечень работ, на которых ограничивается применение труда женщин.85

Информация о работе Охрана труда женщин и лиц с семейными обязанностями