Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:23, доклад

Краткое описание

Конституционное право РФ– отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.
Конституционное право– самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ.docx

— 194.08 Кб (Скачать)

 Избирательный процесс– это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.     

 Стадииизбирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.    

Выборы назначаются  органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное  Собрание, Государственной Думы –  Президент РФ, представительного  органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.    

Днем голосования  всегда является воскресенье.    

В выборах принимают  участие все граждане РФ, достигшие  возраста 18 лет.    

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации  подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация  осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.     

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные  избирательные округа, а в своей  совокупности составляет единый федеральный  избирательный округ. Округа делятся  на избирательные участки.    

Для организации  выборов формируются избирательные  комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.     

 Избирательные комиссии– коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.    

Деятельность  всех избирательных комиссий (как  по подготовке к выборам, так и  по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а  их решения подлежат обязательному  опубликованию в государственных  или муниципальных средствах  массовой информации.    

Кандидаты и  политические партии для участия  в выборах должны пройти процедуру  регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной  комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки  регистрируются Центральной избирательной  комиссией.    

После регистрации  кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие  избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут  осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения  предпочтения тому или иному кандидату  и т. п.    

Предвыборная  агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в  списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.    

 Результаты выборовподводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.     

      51. НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ, ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ КАК СТАДИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА    

 Назначение выборов– это деятельность уполномоченных органов по определению дня голосования.     

Право назначать  выборы принадлежит различным органам  в зависимости от избираемого  органа и его уровня: 1) выборы депутатов  Государственной Думы назначает  Президент РФ; 2) день выборов Президента РФ назначается Федеральным Собранием  РФ; 3) выборы высшего должностного лица в субъектах РФ назначает соответствующий  законодательный (представительный) орган; 4) глава субъекта РФ назначает выборы представительного органа государственной власти субъекта РФ.    

Решение о назначении выборов принимается не позднее чем за 65 днейдо дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или должностное лицо.    

Если назначаются  выборы по причине досрочного прекращения  полномочий соответствующего органа, то решение о назначении выборов  должно быть принято не позднее чем  через 14 днейсо дня такого прекращения полномочий.    

Если выборы не будут назначены в указанные  сроки уполномоченным на то органом  или должностным лицом, то выборы назначаются и проводятся соответствующей  избирательной комиссией. Например, в этом случае выборы органов и  должностных лиц федерального уровня назначаются Центральной избирательной  комиссией, в выборы органов и  должностных лиц субъектов РФ – избирательной комиссией этого  субъекта РФ.    

После назначения дня голосования для проведения выборов на территории РФ образуются: 1) единый федеральный избирательный  округ; 2) 225 одномандатных избирательных  округов; 3) избирательные участки.    

 Федеральный избирательный округохватывает собой всю территорию РФ. По этому округу избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.    

 Одномандатные округаобразуются на основании представленных в Центральную избирательную комиссию РФ исполнительными органами власти субъектов РФ данных о числе избирателей, зарегистрированных по отдельным областям.    

Одномандатные избирательные округа образуются в  соответствии с требованиями: 1) примерного равенства одномандатных избирательных  округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с  допустимым отклонением не более  чем на 10 %, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 15 %; 2) в пределах территории субъекта РФ не образуются одномандатные избирательные округа из территорий, не граничащих между собой; 3) не образуются одномандатные избирательные округа из территорий двух и более субъектов РФ; 4) на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее 1 одномандатного избирательного округа. Схему одномандатных округов утверждает Государственная Дума по представлению Центральной избирательной комиссии РФ.    

 Избирательные участкиобразуются на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования.     

Они образуются с соблюдением требований: 1) на территории каждого участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей; 2) пересечение  границ избирательных округов границами  участков не допускается.    

      52. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ: ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, СОСТАВ, СРОК ПОЛНОМОЧИЙ, КОМПЕТЕНЦИЯ    

 Избирательная комиссия– это коллегиальные органы, формируемые в порядки и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.    

 Системаизбирательных комиссий: 1) Центральная избирательная комиссия РФ; 2) избирательные комиссии субъектов РФ; 3) окружные избирательные комиссии; 4) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; 5) участковые избирательные комиссии.     

 Центральная избирательная комиссия РФявяется постоянно действующей. Однако состав Центральной избирательной комиссии обновляется каждые 4 года с избранием Государственной Думы нового созыва. Она включает в себя 15 членов, 5 из которых назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, 5 – Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных субъектами РФ, 5 – Президентом РФ.

Избирательные комиссии субъектов  РФформируются Центральной избирательной комиссией РФ.    

 Окружная избирательная комиссияформируется в каждом одномандатном избирательном округе не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 8-14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией соответствующего субъекта РФ.    

 Территориальные избирательные комиссииформируются соответствующими окружными избирательными комиссиями не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов.    

 Участковая избирательная комиссияформируется не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией.     

Число ее членов находится  в пропорциональной зависимости  от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка.     

В состав каждой избирательной  комиссии, помимо иных членов, входят председатель и члены комиссии с правом совещательного голоса, на которых возлагаются контрольные  функции за деятельностью соответствующей  комиссии и порядком проведения выборов.     

Центральная избирательная  комиссия РФ является высшей в системе  избирательных комиссий и осуществляет руководство над деятельностью  всех избирательных комиссий. Избирательная  комиссия субъекта РФ подчиняется только Центральной и обеспечивает деятельность всех избирательных комиссий на территории субъекта РФ.    

Окружная избирательная  комиссия координирует деятельность территориальных  и участковых избирательных комиссий, рассматривает жалобы на решения  и действия территориальных избирательных  комиссий и их должностных лиц, принимает  по жалобам мотивированные решения, а также разрешает все организационные  вопросы на местах. Она действует  до дня официального опубликования  решения о назначении новых выборов.     

Центральная избирательная  комиссия, а также комиссии субъектов  РФ и окружные осуществляют свои полномочия постоянно в течение 4 лет.    

Территориальные и  участковые избирательные комиссии(срок полномочий истекает через 10 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов) осуществляют полномочия по непосредственной работе с избирателями на соответствующей территории.    

      53. ВЫДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ КАК СТАДИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА    

Выдвижение кандидатов на выборах может быть в порядке: 1) самовыдвижения; 2) выдвижения кандидатов политической партией, избирательным  блоком по одномандатным избирательным  округам; 3) выдвижения федерального списка кандидатов политической партией, избирательным  блоком.    

 Самовыдвижение     

Выдвинуть свою кандидатуру  по одномандатному избирательному округу может каждый гражданин РФ, достигший  возраста пассивного избирательного права. Самовыдвижение возможно только по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру  по одномандатному округу, не может  быть выдвинут политической партией, избирательным  блоком. Для самовыдвижения гражданин  РФ направляет в окружную избирательную  комиссию письменное уведомление о  самовыдвижении и протокол о сборе подписей в поддержку своего выдвижения. Федеральными законами устанавливаются случаи, когда представление кандидатом протокола о сборе подписей не обязательно.     

В уведомлении обязательно  указываются: 1) фамилия, имя, отчество кандидата; 2) дата рождения; 3) адрес  места жительства.    

 Выдвижение кандидатов политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам     

Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным  округам политической партией принимается  тайным голосованием на съезде политической партии. Политическая партия, избирательный  блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более 1 кандидата. Кандидатами по одномандатным округам  от политических партий и избирательных  блоков могут быть не только члены  этой партии, но и лица, не являющиеся членами данной политической партии либо других политических партий, вошедших в избирательный блок. Решение  съезда политической партии, избирательного блока о выдвижении кандидатов оформляется  протоколом, к которому должен прилагаться  список выдвинутых кандидатов по одномандатным  округам с указанием, какой кандидат баллотируется по какому округу.    

 Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком     

Информация о работе Конституционное право