Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:55, контрольная работа
В работе содержатся вопросы касающиеся конституционных вопросов
Социально-экономические права и свободы
Особую группу
основных прав и свобод человека и
гражданина составляют социально-экономические
права и свободы. Это понятие
охватывает комплекс прав: экономических,
социальных и культурных. Они касаются
таких важных сфер жизни человека,
как предпринимательская и иная
экономическая деятельность; собственность;
труд; отдых; здоровье; образование, и
призваны обеспечить материальные, духовные
и другие социально значимые потребности
личности.
Конституция РФ 1993 г., по сравнению с основными
законами советского типа, исходит из
принципиально иной идеологии при закреплении
социально-экономических прав и свобод.
В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация
на главенствующую роль государства в
предоставлении социально-экономических
благ человеку, которого оно как бы окружало
со всех сторон опекой. Личность была лишь
пользователем этих благ, пассивным их
созидателем по указаниям государства.
Подобного рода интерпретация, заложенная
в конституционных нормах, закономерно
вытекала из того, что государство по сути
дела выступало как единственный собственник
всех общественных богатств, средств производства,
объектов культуры, социальной сферы,
формально провозглашаемых общенародными.
Оно сосредоточивало в своих руках все
функции по производству и распределению
материальных благ, планировало развитие
экономики и культуры, определяло фонды,
штаты, планы каждого предприятия, направление
средств в ту или иную сферу. Эти условия
не могли не основываться на экономически
пассивной личности, не поощрять иждивенчество.
Именно такой человек - наемный труженик
- требовался для государства-собственника,
и он за годы советской власти в достаточно
широких масштабах сформировался. Экономические
права граждан советские конституции
не закрепляли.
Отказ от глобального огосударствления
экономики, признание того, что объективно
необходима частная собственность, основанная
на экономической заинтересованности,
активности и ответственности человека,
не могли не привести к изменению роли
государства в обеспечении социально-экономических
прав и свобод личности. Оно уже не может
быть единственным субъектом, который
полностью отвечает за их реализацию и
защиту. Ответственность ложится на всех
субъектов экономической и социальной
деятельности при возрастающей активности
и индивидуальной ответственности самого
человека.
Такая новая система гарантий социально-экономических
прав и свобод еще в должной мере не сложилась.
Переход на рельсы рыночной экономики
пока не обеспечивает осуществления тех
социальных функций, которые присущи ее
развитым формам. А существовавшие ранее
гарантии социально-экономических прав
и свобод уже значительно сузились. В связи
с этим насущной задачей является реальный
поворот к социально ориентированной
экономической реформе, курс на которую
обозначен как очередная задача государства.
Государство из патерналистского должно
стать субсидиарным, т.е. обеспечивая условия
для самостоятельной, активной деятельности
самого человека, осуществлять заботу
о тех людях, которые в этом нуждаются
по различным причинам.
Новая экономическая и социальная роль
государства изменила характер государственных
гарантий прав и свобод человека в данной
сфере, но не снизила его ответственность
за создание системы таких гарантий.
Социальная роль государства закреплена
в ст. 7 Конституции как одна из важных
основ конституционного строя Российской
Федерации.
Государственные гарантии социально-экономических
прав и свобод человека и гражданина включают
в себя широкую систему форм воздействия
на их реализацию.
Выделим следующие:
1) законодательное закрепление таких
условий экономической деятельности всех
ее субъектов, при которых человек реально
обладает всеми конституционно признанными
социально-экономическими правами и свободами;
2) установление гарантированного минимального
размера оплаты труда, государственных
пенсий и пособий и иные гарантии социальной
защиты; бесплатность образования на основаниях,
предусмотренных законом; государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых
граждан, развитие социальных служб;
3) осуществление контроля за соблюдением
законодательства, обеспечивающего социально-экономические
права и свободы;
4) создание правовых, политических, материальных,
организационных условий для поддержки
личной инициативы человека в экономической
сфере;
5) эффективная защита социально-экономических
прав и свобод человека в предусмотренных
законом формах, в том числе и судебная
защита.
Применительно к каждому из видов социально-экономических
прав и свобод роль государства как их
гаранта имеет и специфические формы выражения.
К социально-экономическим правам и свободам,
закрепленным в Конституции, относятся
свобода предпринимательской деятельности,
право частной собственности, в том числе
и на землю, свобода труда и право на труд
в надлежащих условиях, право на отдых,
охрана семьи, право социального обеспечения,
право на жилище, право на охрану здоровья,
на благоприятную окружающую среду, право
на образование, свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания,
право пользования учреждениями культуры
(ст. 34 - 44).
Многие из этих прав и свобод закреплялись
и в прежних конституциях.
Особенность действующей Конституции
заключается не только в расширении перечня
рассматриваемых прав и свобод, но и в
иной трактовке их содержания.
Инициируя экономическую и социальную
активность каждого человека как естественную
основу утверждающихся в стране рыночных
отношений, Конституция закрепляет право
каждого на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности (ст. 34).
В советские времена предпринимательская
деятельность человека подавлялась, считалась
несовместимой с принципом коллективного
труда на предприятиях социалистического
сектора. Причем ее сфера с течением времени
постоянно сужалась целенаправленной
политикой советской власти на ее полное
искоренение. Соответственно экономические
права сводились к праву труда на государственных
предприятиях и в колхозах.
Основные вехи этой политики - отказ от
новой экономической политики, всеобщая
принудительная коллективизация в сельском
хозяйстве, раскулачивание, ликвидация
промкооперации, законодательный запрет
вплоть до уголовной ответственности
за занятия индивидуальным и коллективным
предпринимательством вне рамок социалистической
собственности, по сути дела, во всех сферах
экономической жизни.
Конституционное закрепление свободы
предпринимательской деятельности - правовая
база и объективно необходимое условие
переустройства экономики общества на
принципиально новых основах. Рамки этой
свободы конкретизированы в Гражданском
кодексе РФ.
Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные
условия становления и развития рыночных
отношений, Конституция устанавливает
запрет на экономическую деятельность,
направленную на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию (ч. 2 ст. 34).
Важнейшее место в системе социально-экономических
прав и свобод занимает право частной
собственности (ст. 35 Конституции). Его
конституционное закрепление имело решающее
значение в переходе страны на рельсы
рыночной экономики.
Включение этой нормы в ранее действовавшую
Конституцию проходило в жестком противоборстве
реформаторских и антирыночных сил, представленных
в составе бывшего Съезда народных депутатов
Российской Федерации.
Утверждение права частной собственности
означало отход от важнейшего постулата
социалистической идеологии - о сосредоточении
всей собственности в руках государства.
Формально она объявлялась общенародной,
однако человек был отчужден от собственности.
Экономической основой социализма была
и конституционно закреплялась общественная,
социалистическая собственность в формах
государственной (общенародной) и кооперативно-колхозной.
Причем ставилась задача поднять последнюю
до уровня общенародной. Частная собственность
рассматривалась как основа эксплуатации
человека человеком.
В конституциях "победившего социализма"
было зафиксировано, что социалистическая
система хозяйства и социалистическая
собственность на орудия и средства производства
утвердились в результате ликвидации
капиталистической системы хозяйства,
отмены частной собственности на орудия
и средства производства и уничтожения
эксплуатации человека человеком.
За гражданином признавалось лишь право
личной собственности, объектом которой
могли быть трудовые доходы и сбережения,
жилой дом, подсобное домашнее хозяйство,
предметы домашнего обихода и личного
потребления и удобства.
Имевшаяся в прежних конституциях норма,
согласно которой законом допускалось
мелкое частное хозяйство единоличных
крестьян и кустарей, основанное на личном
труде и исключающее эксплуатацию чужого
труда, носила, по существу, чисто формальный
характер и не получала практической реализации.
Таким образом, собственность гражданина
фактически была полностью выключена
из сферы общественного производства.
Конституция 1978 г. в первоначальной редакции
оставила в силе эти принципиальные положения
о праве собственности гражданина, лишь
незначительно расширив сферу индивидуальной
трудовой деятельности, основанной опять
же исключительно на личном труде граждан
и членов их семей и используемой в интересах
общества.
Начавшаяся в 90-х годах перестройка экономических
отношений должна была получить конституционное
закрепление, что касалось и форм собственности
гражданина.
Первоначально из Конституции 1978 г. была
изъята статья о социалистической собственности
и введена норма о том, что государство
создает условия, необходимые для развития
разнообразных форм собственности, и обеспечивает
им равную защиту. Подчеркивалась также
роль государства в создании условий и
поощрении хозяйственной инициативы,
в развитии рыночного механизма.
Последующими изменениями и дополнениями
в Конституцию 1978 г. были включены нормы,
конкретно говорящие о частной собственности
(юридических лиц и граждан), о праве каждого
быть собственником, т.е. владеть, пользоваться
и распоряжаться своим имуществом и другими
объектами собственности как индивидуально,
так и совместно с другими лицами.
Конституция РФ 1993 г. признание и защиту
частной собственности, равно как и других
форм, отнесла к основам конституционного
строя, расширила гарантии ее охраны, в
том числе судебными органами.
В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что
принудительное отчуждение имущества
для государственных нужд может быть произведено
только при условии предварительного
и равноценного возмещения.
Конституция 1993 г. в отличие от прежней
без каких-либо оговорок и ограничений
закрепила право граждан и их объединений
иметь в частной собственности землю,
свободно осуществлять владение, пользование
и распоряжение землей и другими природными
ресурсами, не нанося ущерба окружающей
среде и не нарушая прав и законных интересов
иных лиц (ч. 1, 2 ст. 36). Однако до сих пор
проблема частной собственности на земли
сельскохозяйственного назначения не
решена.
В условиях рыночной экономики претерпело
изменение и содержание прав человека
в сфере труда (ст. 37 Конституции).
Впервые в нашей стране право на труд было
закреплено в Конституции СССР 1936 г. и
Конституции РСФСР 1937 г. Его содержание
раскрывалось как право на получение гарантированной
работы с оплатой труда в соответствии
с его количеством и качеством. Конституция
России 1978 г. добавила к этой дефиниции
также право на выбор профессии.
После полного изменения содержания раздела
"Государство и личность" в Конституции
1978 г. в соответствии с Декларацией прав
и свобод человека и гражданина содержание
права на труд получило иную интерпретацию.
Оно раскрывалось как право свободно выбирать
или соглашаться на труд, распоряжаться
своими способностями к труду и выбирать
профессию и род занятий.
Конституция 1993 г. более четко сформулировала
права человека в сфере труда, применительно
к рыночной экономике. Основной упор сделан
на закрепление свободы труда, его надлежащих
условий и права человека свободно распоряжаться
своим трудом. Такое содержание прав в
сфере труда объективно обусловлено изменением
роли государства, переставшего быть единственным
собственником всех средств производства
и вследствие этого, как раньше, единственным
работодателем, единственным гарантом
получения каждым работы.
Однако это не означает устранения государства
от обеспечения прав граждан в сфере труда.
Его роль здесь многогранна.
Государство:
1) запрещает принудительный труд;
2) закрепляет право на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности
и гигиены, право на вознаграждение за
труд без какой бы то ни было дискриминации
и не ниже установленного федеральным
законом минимального размера оплаты
труда;
3) утверждает право на защиту от безработицы;
4) признает право на индивидуальные и
коллективные трудовые споры с использованием
установленных федеральным законом способов
их разрешения, включая право на забастовку.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "О
порядке разрешения коллективных трудовых
споров" детально урегулировал формы
и способы реализации этого права.
Государство своей политикой призвано
создавать и другие условия, способствующие
экономическому развитию страны, наиболее
полной занятости населения, подготовке
квалифицированных кадров работников
и управляющих; защите прав человека в
сфере труда.
Действуют многочисленные нормативные
правовые акты (федеральные, межотраслевые,
отраслевые), которые определяют государственные
нормативные требования охраны труда
<*>. Причем установлено, что соответствующие
нормативные правовые акты органов субъектов
Российской Федерации не могут содержать
требования ниже государственных стандартов
по охране труда.
------------------------------
<*> Основы законодательства Российской
Федерации об охране труда // Ведомости
Съезда народных депутатов и Верховного
Совета Российской Федерации. 1993. N 35. Ст.
1412; СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2865.
Конституционная
трактовка содержания прав в сфере
труда полностью соответствует
положениям Международного пакта об
экономических, социальных и культурных
правах.
С трудовыми правами неразрывно связано
право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции).
В его обеспечении задействован широкий
круг субъектов, призванных создавать
для реализации этого права необходимые
условия.
Большую роль играет и деятельность самого
человека, который должен рационально
и грамотно использовать время отдыха.
Функции государства в этой сфере заключаются
в установлении посредством федерального
закона разумной продолжительности рабочего
времени, выходных и праздничных дней,
оплачиваемого ежегодного отпуска.
Социальное развитие общества в значительной
степени зависит от статуса его первичной
ячейки - семьи, защищенности материнства
и детства. В ст. 38 Конституции закреплена
общая норма о том, что они находятся под
защитой государства.
Развернутая система материальных гарантий
материнства и детства предусматривается
в федеральном законодательстве. Оно определяет
перечень различного рода пособий, денежных
и других выплат, связанных с беременностью,
родами, воспитанием детей, потерей кормильца,
многодетностью и т.п.
Статья 38 Конституции определяет и взаимные
права родителей и детей. Забота о детях,
их воспитание - равное право и обязанность
родителей. Трудоспособные дети, достигшие
18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях.
К числу социально-экономических прав
и свобод относится и право на социальное
обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных
законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).
Содержанием данного права является прежде
всего гарантированная возможность получать
государственные пенсии и социальные
пособия. Причем федеральный закон устанавливает
минимальные размеры пенсий и пособий.
Кроме них поощряются добровольное социальное
страхование, создание дополнительных
форм социального обеспечения и благотворительность,
которые получают в последнее время определенное
развитие (ч. 3 ст. 39).
Конституционно закрепляется право на
жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища,
в силу которой никто не может быть произвольно
лишен жилища; 2) поощрение органами государственной
власти и органами местного самоуправления
жилищного строительства и создание условий
для осуществления права на жилище; бесплатное
или за доступную плату предоставление
жилища малоимущим, иным указанным в законе
гражданам, нуждающимся в нем, из государственных,
муниципальных и других жилищных фондов.
Поощряется кооперативное и индивидуальное
жилищное строительство, развивается
система ссуд на это, не облагаемых налогом.
Право на охрану здоровья и медицинскую
помощь (ст. 41 Конституции) предполагает
бесплатность последней в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения
за счет средств соответствующего бюджета,
страховых взносов и других поступлений.
В новых экономических условиях к делу
охраны здоровья подключается дополнительно
и частная система здравоохранения, развитию
которой содействует государство. Однако
отставание развития и финансирования
всей социальной сферы в настоящее время
резко отразилось и на реализации права
граждан на охрану здоровья. Медицинские
учреждения не в состоянии оказывать должную
помощь больным из-за отсутствия во многих
случаях необходимого оборудования, лекарств
и других средств. Высокие цены на лекарства
ограничивают возможности многих больных
ими пользоваться.
Учитывая практику прошлых лет, Конституция
в ч. 3 ст. 41 особо оговаривает, что сокрытие
должностными лицами фактов и обстоятельств,
создающих угрозу для жизни и здоровья
людей, влечет за собой ответственность
в соответствии с федеральным законом.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее состоянии
и на возмещение ущерба, причиненного
его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением (ст. 42 Конституции).
Понятие "окружающая среда" охватывает
все компоненты природной сферы, потребителем
которых является человек (вода, воздух
и проч.), а также те, которые оказывают
на него воздействие (шумы, вибрация и
др.). Право на благоприятную окружающую
среду, т.е. такую, которая не приносит
вред человеку, тесно увязано с правами
человека на жизнь, на охрану здоровья.
Государственная гарантия права на благоприятную
окружающую среду заключается прежде
всего в законодательном установлении
системы нормативов ее качества, контроля
за их соблюдением всеми субъектами, деятельность
которых влияет на окружающую среду. Объектом
охраны со стороны государства является
не только человек, но и сама природная
среда, строгое нормирование предельно
допустимых норм ее использования, нагрузки
на нее. Основной нормативный правовой
акт, регулирующий отношения в данной
сфере, - Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г.
"Об охране окружающей природной среды".
К числу социально-экономических прав
и свобод относится право на образование
(ст. 43 Конституции).
Каждому гарантируется общедоступность
и бесплатность начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования
и начального профессионального образования,
а также на конкурсной основе бесплатность
среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского
профессионального образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях
в пределах государственных образовательных
стандартов, если образование данного
уровня гражданин получает впервые <*>.
------------------------------
<*> Пункт 3 ст. 5 Федерального закона
от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в
редакции Федерального закона от 13 января
1996 г. "О внесении изменений и дополнений
в Закон Российской Федерации "Об образовании".
Реализация
этого права дает возможность
получить общеобразовательную и
профессиональную подготовку, необходимую
для осуществления трудовой деятельности,
для содержательной духовной жизни.
В этом заинтересованы не только сам человек,
но и государство, общество в целом в связи
с потребностями развивающегося производства
и других сфер в специалистах, способных
в силу общей разносторонней подготовки
овладевать сложными современными профессиями.
Поэтому Конституция закрепила обязательность
основного общего образования. Родители
или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить
получение детьми этого образования (ч.
4 ст. 43).
Учащимся и студентам в соответствующих
случаях предоставляются государственные
стипендии и различного рода льготы (отсрочка
от призыва в армию и др.).
Наряду с государственными развивается
и система частных платных образовательных
учреждений различного рода. Они являются
дополнением государственной системы
и призваны способствовать использованию
различных моделей обучения, учету потребностей
обучающихся в получении желательного
им комплекса знаний.
Поддерживая различные формы образования
и самообразования, государство устанавливает
федеральные государственные образовательные
стандарты.
В соответствии со ст. 44 Конституции каждому
гарантируется свобода литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания,
право на участие в культурной жизни и
пользование учреждениями культуры, на
доступ к культурным ценностям.
Государство гарантирует доступность
всех достижений культуры для граждан,
где бы они ни проживали. Это обеспечивается
общедоступностью ценностей отечественной
и мировой культуры, находящихся в государственных
и общественных фондах, развитием и равномерным
размещением культурно-просветительных
учреждений на территории страны, развитием
телевидения и радио, книгоиздательского
дела и периодической печати, сети библиотек,
расширением культурного обмена с зарубежными
государствами.
Важным условием обеспечения свободы
научного, технического и художественного
творчества является снятие существовавших
прежде идеологических ограничений, затрагивающих
не только науку, и прежде всего общественную,
но и искусство, художественные направления.
Однако положительное значение этого
фактора снижается слабой поддержкой
науки и искусства государством, по-прежнему
остаточным принципом финансирования
учреждений данного рода.
Избирательная система
В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком
смысле избирательная система - это
система общественных отношений, связанных
с выборами органов публичной
власти. Очевидно, что избирательная
система в таком широком смысле
регулируется не только правовыми нормами.
Сфера этих отношений весьма широка.
В нее входят вопросы и определения
круга избирателей и
Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
Некоторые авторы,
справедливо отмечая, что каждое
понятие должно употребляться только
в одном смысле, предлагают отказаться
от использования термина "избирательная
система" в узком смысле, заменив
его на "способ определения результатов
голосования". Однако, представляется,
что такая замена не оправданна.
Ведь это понятие не сводится только
к способу определения
Если попытаться
дать определение термину «
Несомненно, что
избирательная система, как составная
часть политической системы, сама подобно
любой системе подразделяется на
структурные компоненты, из которых
в качестве наиболее общих выделяются
избирательное право - теоретико-юридический
компонент и избирательная
Избирательное
право - это совокупность юридических
норм, регулирующих участие граждан
в выборах, их организацию и проведение,
взаимоотношение между
Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.
В отличии
от многих зарубежных конституций, Конституция
России не содержит специальной главы
об избирательном праве.
Государственную власть в России осуществляют :
-Президент Российской Федерации;
-Федеральное собрание
(Совет Федерации и
-Правительство Российской Федерации;
-Суды Российской Федерации.
Мы пришли к этому ответу опираясь на ст 11 Конс. Кодекса
Статья 11 1. Государственную
власть в Российской Федерации
осуществляют Президент |