Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:23, доклад

Краткое описание

Конституционное право РФ– отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.
Конституционное право– самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ.docx

— 194.08 Кб (Скачать)

1) ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает основные гарантии конституционного права граждан РФ на участие в выборах и референдумах.     

В соответствии с этим Законом выборы и все  референдумы в РФ проводятся на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Право на участие в  выборах может ограничиваться только в соответствии с федеральными законами и только в качестве установленных  мер ответственности либо в случае ограничения дееспособности;    

2) ФЗ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Закон РФ от 22 декабря 1992 г. 4180-I «О трансплантации органов и(или)тканей человека», Закон РФ от 2 июля 1992 г. 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» гарантируют права человека и гражданина на неприкосновенность.    

В соответствии с этими законами ограничение  права на личную неприкосновенность возможно только на основании соответствующего акта суда о задержании или содержании под стражей либо содержании в  специальном лечебном учреждении. Не допускается трансплантация органов  и тканей от живого донора или трупа, если нет доказательств, что другие медицинские средства не могут гарантировать  сохранения жизни больного либо восстановления его здоровья;    

3) ФЗ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании» конкретизируются гарантии реализации всеобщего права на образование.    

Согласно этому  Закону право на образование является неотъемлемым конституционным правом всех граждан РФ, а также лиц, не являющихся гражданами, но законно  находящихся на территории РФ. В  это право входит право на бесплатное общее образование, конкурсное бесплатное высшее образование и др.    

Никто не может  быть лишен права на образование  независимо от каких бы то ни было обстоятельств, включая и психическое развитие, т. е. государство обеспечивает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.    

В РФ не допускается  ограничение этих и других прав и  свобод личности в какой бы то ни было форме.    

      35. ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ    

В РФ защитой  прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами власти, органами местного самоуправления и должностными лицами занимается Уполномоченный по правам человека в РФ.    

Субъекты РФ вправе учреждать должность Уполномоченного  по правам человека в соответствующем  субъекте РФ.    

Уполномоченный  по правам человека в РФ назначается  на должность и освобождается  от должности Государственной Думой  ФС РФ.    

Его деятельность независима, он неподотчетен каким-либо государственным органам власти РФ и субъектов РФ и должностным  лицам.    

Введение режима чрезвычайного или военного положения  на всей территории РФ либо на ее части  не прекращает, не приостанавливает деятельности и не влечет ограничения компетенции  Уполномоченного по правам человека в РФ или в субъекте РФ.    

Уполномоченный  по правам человека для осуществления  своей деятельности формирует аппарат  Уполномоченного по правам человека. Финансирование этого аппарата производится из средств бюджета соответствующего субъекта РФ, где осуществляет свои полномочия Уполномоченный по правам человека.    

В пределах своей  компетенцииУполномоченный по правам человека в РФ: 1) рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства; 2) рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия; 3) не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; 4) принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.    

Уполномоченный  по правам человека в случае установления факта нарушения прав заявителя  обязан принять необходимые меры по устранению этих нарушений, например: 1) направить государственному органу власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях которых обнаружено нарушение прав и свобод граждан, заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых  мер восстановления этих прав и свобод; 2) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе по рассмотрению этой жалобы; 3) направить жалобу должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; 4) обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан и т. п.    

Он не вправе разглашать сведения, ставшие ему  известными при осуществлении своих  полномочий. Об итогах рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека извещает заявителя.    

      36. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ВОЕННОГО И ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В РФ    

 Военное положение– это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.    

Режим военного положения вводится в случае: 1) агрессии против РФ со стороны иностранного государства; 2) непосредственной угрозы такой агрессии.    

 Агрессия против РФ– это применение вооруженной силы иностранным государством против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ или каким-либо иным образом, не совместимым с Уставом ООН.    

Военное положение  вводится в целях создания условий  для отражения или предотвращения агрессии против РФ. Военное положение  на территории РФ или в отдельных  ее местностях вводится Указом Президента РФ. Президент РФ обязан немедленно сообщить о введении военного положения  на территории РФ или ее части Федеральному Собранию РФ. Срок военного положения устанавливается Указом Президента РФ о введении такого положения.    

На территории введения военного положения могут  ограничиваться права и свободы  граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, права  их должностных лиц, могут возлагаться  дополнительные обязанности на всех лиц, находящихся на данной территории, организации и их должностных  лиц.    

 Чрезвычайное положение– это особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях.    

Режим чрезвычайного  положения допускает введение отдельных  ограничений прав и свобод граждан  РФ, иностранных граждан, лиц без  гражданства, прав организаций и  общественных объединений, а также  возложение на них дополнительныхобязанностей. Чрезвычайное положение вводится в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.    

Оно вводится в  случаях непосредственной угрозы жизни  и безопасности граждан или конституционному строю РФ: 1) попытки насильственного  изменения конституционного строя  РФ, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядков, террористических актов и т. п.; 2) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, эпидемии и эпизоотии, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, а равно значительное нанесение материального ущерба в результате тех же причин.    

Чрезвычайное  положение на всей территории РФ или  в ее отдельных местностях вводится Указом Президента РФ, который обязан немедленно сообщить об этом палатам  Федерального Собрания РФ. Срок, на который  вводится чрезвычайное положение, указывается  в Указе Президента РФ.    

Режим военного и чрезвычайного положения может  вводиться как на всей территории РФ, так и в отдельных ее местностях.     

      37. ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РФ    

РФ является многонациональным государством, поэтому  наиболее естественной формой государственного устройства является федеративная.    

Территория России делится на отдельные, самостоятельные (в пределах своей компетенции), равноправные субъекты РФ. Их согласно Конституции  РФ – 89.    

 Принципы федеративного устройства РФ:     

1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ. 

Государственная целостность РФ предполагает такое  государственное устройство, при  котором: 1) обеспечивается целостность  и неприкосновенность территории РФ; 2) действует единое гражданство  РФ; 3) устанавливается единое экономическое  пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется  верховенство Конституции РФ и федеральных  законов по отношению к нормативным  актам субъектов РФ; 5) действуют  федеральные органы государственной  власти и провозглашается единство систем государственной власти; 6) государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; 7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.    

Принцип единства системы органов государственной  власти тесно связан с принципом  государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.    

Единственным  источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ  РФ.    

 Единая система органов государственной властиозначает, что: 1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган; 2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).    

 Разграничение предметов ведения и полномочиймежду органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.    

Россия –  многонациональная страна, поэтому  принцип равноправия народовявляется одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.    

      38. ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ И ФОРМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В РФ    

Одним из основополагающих принципов федеративного устройства РФ является равноправие народов России(их проживает свыше 170 на территории РФ).    

РФ гарантирует  права и свободы коренных и  малочисленных народов России.    

Принцип равноправия  народов включает в себя права  народов на: 1) самоопределение; 2) использование  земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности; 3) сохранение родного языка, создание условий для его изучения и  развития; 4) получение поддержки  со стороны РФ, в ведении которой  находится установление основ федеральной  политики и федеральные программы  в области национального развития РФ.    

Информация о работе Конституционное право