Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:23, доклад

Краткое описание

Конституционное право РФ– отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.
Конституционное право– самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ.docx

— 194.08 Кб (Скачать)

 Компетенция органа власти– это определенный объем полномочий, установленный Конституцией РФ и другими федеральными законами.    

Разграничение полномочий РФ и ее субъектов может  быть в формах:1) заключения договора между субъектом РФ и РФ; 2) установления в нормах Конституции РФ.    

Конституция РФ жестко устанавливает следующие  виды компетенцииорганов государственной власти в зависимости от федеративного устройства РФ: 1) компетенция самой РФ; 2) компетенция субъектов РФ; 3) вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.     

 В ведении органов власти субъектов РФнаходится большинство текущих вопросов регулирования жизнедеятельности общества, за исключением вопросов исключительного ведения РФ: 1) федеративного устройства и территории РФ; 2) установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; 3) федеральной государственной собственности и управления ею; 4) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; 5) федерального бюджета; 6) внешней политики и международных отношений РФ;    

7) вопросов войны и мира, обороны и безопасности;    

8) иных вопросов исключительного ведения РФ. Субъекты РФ не вправе без предварительного соглашения с РФ принимать нормативные акты, затрагивающие компетенцию РФ, например устанавливать собственные военные формирования, учреждать иные границы, нежели административно-территориальные, устанавливать таможенные налоги и сборы при въезде и выезде на территорию субъекта РФ.    

Однако РФ вправе передавать часть своих полномочий органам власти субъектов РФ, если это не влечет ограничения прав и  свобод человека и гражданина и не противоречит Конституции РФ. Эта  передача полномочий осуществляется на основании договора о разграничении  предметов ведения между органами государственной власти РФ и субъектов  РФ.    

 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти субъектами РФ– соглашение, в силу которого устанавливается компетенция органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.    

Договоры о  разграничении предметов ведения  могут затрагивать предметы совместной компетенции РФ и ее субъектов. К  ним относятся, например: 1) обеспечение  верховенства федерального законодательства; 2) защита прав и свобод человека и  гражданина; 3) обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; 4) охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; 5) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; 6) иные текущие вопросы функционирования государственной системы.     

 Юридическое значениедоговоров о разграничении предметов ведения между органами государственной власти рФ и ее субъектов заключается в следующем: четко устанавливается перечень вопросов, по которым субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные акты, устанавливаются границы власти РФ на территории ее субъектов.    

      43. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ    

Конституция РФ предоставляет право органам  государственной власти субъектов  РФ принимать законы в пределах их компетенции. Эти законы действуют  в пределах границ соответствующего субъекта РФ.    

 Субъекты РФ не вправепринимать законы по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции РФ: 1) войны и мира; 2) регулирования федеральной собственности; 3) установления федерального бюджета и т. д.    

В случае принятия субъектом РФ закона вне пределов его компетенции законы РФ и субъектов  РФ вступают между собой в противоречие, т. е. возникают коллизии норм права.    

В этом случае всегда действует общее правило разрешения таких споров: федеральные законы обладают наивысшей силой по отношению  к законам субъектов РФ, что  обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории и верховенство федерального законодательства.

В случае возникновения  более сложной коллизии между  правовыми актами РФ и актами субъекта РФ она разрешается Конституционным  Судом РФ.    

 Коллизиимежду законами субъектов РФ и федеральным законодательством могут быть: 1) о противоречии нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ федеральному законодательству; 2) о пределах компетенции принявшего нормативный акт органа власти.    

Конституционный Суд РФ рассматривает споры о  компетенции органов власти субъектов  РФ с точки зрения разграничения  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов Федерации, между  высшими государственными органами субъектов РФ, установленными Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения  и полномочий.    

Конституционный Суд РФ может вынести следующие  решения: 1) подтвердить полномочие соответствующего органа государственной  власти субъекта РФ на издание спорного акта или совершение спорного юридического действия; 2) подтвердить отсутствие соответствующих полномочий данного  органа государственной власти издать акт или совершить действие правового  характера, послужившие причиной спора  о компетенции.    

В первом случае спорный акт продолжает свое действие и признается принятым в пределах компетенции органа власти.    

В случае признания акта органа власти субъекта РФ не соответствующим федеральному законодательству он утрачивает свою юридическую силу и прекращает действовать. В этом случае применению подлежат нормы федеральных законов, регулирующие спорные правоотношения. Если же соответствующих федеральных нормативных актов нет, то применяется ранее действующее законодательство РФ или РСФСР либо аналогия закона.    

Если Конституционным  Судом РФ признаны несоответствующими Конституции РФ закон субъекта РФ, договор субъекта РФ или отдельные  их положения, это влечет за собой  их непременное признание недействительными  и не подлежащими применению, отмену органами государственной власти других субъектов РФ актов, принятых на основе положений, признанных неконституционными. В связи с этим все правовые последствия, возникшие в результате применения неконституционных нормативных актов субъектов РФ, отменяются и восстанавливается положение субъектов правоотношений в первоначальном их виде.     

      44. ПРИНЯТИЕ В СОСТАВ РФ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОГО СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ В РОССИИ    

 Изменение субъектного состава РФвозможно в 2 случаях: 1) принятия в состав РФ нового субъекта РФ; 2) образования внутри РФ нового субъекта РФ.    

Главный принциппринятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта – добровольность.    

При изменении  субъектного состава РФ должны учитываться  государственные интересы, принципы федеративного устройства РФ, права  и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные  и культурные связи субъектов  РФ, их социально-экономические возможности.     

 Принятие в РФ нового субъекта– процедура изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.    

 Образование нового субъекта в составе РФ– это также процедура изменения состава субъектов РФ, но она осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.    

Иностранное государство  принимается в состав РФ только при  изъявлении добровольного желания  и при наличии заключения о  целесообразности для РФ такого принятия нового субъекта в состав РФ.    

Иностранное государство (или его часть) может быть принято  в состав РФ на правах республики, если международным договором о принятии РФ в свой состав нового субъекта не предусматривается предоставление этому субъекту статуса края или  области.    

Предложение о  принятии в РФ в качестве нового субъекта РФ иностранного государства  или его части может быть внесено  только самим иностранным государством.     

Полномочия по рассмотрению такого предложения и  принятию решения по этому вопросу  принадлежат Президенту РФ после  консультации с Советом Федерации  ФС РФ и Государственной Думой  ФС РФ.    

По данному  вопросу должен быть подписан международный  договор рФ с иностранным государством о его принятии в состав РФ в качестве нового субъекта. Такой международный договор должен регулировать вопросы: 1) наименования и статуса нового субъекта РФ; 2) порядка приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства и распространения на них в полном объеме правового статуса гражданина РФ; 3) правопреемства в отношении членства иностранного государства в международных организациях, его имущественных активов и пассивов; 4) действия законодательства РФ на территории нового субъекта РФ; 5) функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления иностранного государства на территории нового субъекта РФ.    

Международный договор РФ о принятии в свой состав нового субъекта подлежит ратификации  федеральным законом после получения  заключения Конституционного Суда РФ.     

Предложение заинтересованных субъектов РФ об образовании в  составе РФ нового субъекта должно содержать: 1) социально-экономическое  обоснование; 2) предполагаемое наименование и статус; 3) примерные границы  нового субъекта РФ.    

По вопросу  об образовании нового субъекта в  составе РФ обязательно проводятся референдумы на территории заинтересованных субъектов рФ.    

После этого  уже Президент РФ рассматривает  предложение об образовании в  составе РФ нового субъекта РФ. Он сообщает об этом Федеральному Собранию, которое  в свою очередь принимает по данному  вопросу федеральный конституционный  закон.    

      45. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СТОЛИЦЫ РОССИИ    

 Государственные символы РФ– это специальные обозначения России, являющиеся средством официального представительства РФ во внешних и внутренних отношениях, в силу чего они особо охраняются законодательством.    

 Государственными символами РФявляются: 1) Государственный герб РФ; 2) Государственный флаг РФ; 3) Государственный гимн РФ.    

Государственные символы РФ обеспечивают представительство  РФ внутри страны и в иных странах  мира и выражают наличие суверенитета у РФ.    

Они подлежат особой государственной охране,поэтому запрещается и преследуется по закону: 1) надругательство над государственными символами РФ в какой бы то ни было форме (например, публичное уничтожение флага РФ, искажение гимна РФ либо осмеяние и издевательство над гербом РФ); 2) использование государственных символов с нарушением порядка, установленного федеральным законодательством.    

Статус символов государственного суверенитета РФ регулируется ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.), ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (с изменениями от 22 марта 2001 г.) и ФКЗ от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изменениями от 9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.).    

 Государственные герб РФ, флаг РФ и гимн РФ– официальные государственные символы РФ, выраженные соответственно посредством графического изображения, цветовой гаммы на полотне ткани и посредством музыки и текста. Их формы выражения устанавливаются федеральными конституционными законами.    

Официальные государственные  символы российского государства  могут использоваться субъектами РФ, различными организациями РФ для  фирменного или отличительного обозначения  только на основании соответствующего разрешения РФ и в установленных  законодательством формах.    

Государственные символы РФ должны находиться (размещаться) в органах и учреждениях РФ, установленных законами о государственных  символах России. Субъекты РФ, муниципальные  образования, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации  независимо от форм собственности вправе иметь собственные гербы (геральдические знаки), но эти гербы не должны быть идентичны Государственному гербу РФ.    

Государственный герб не может быть использован в  качестве геральдической основы гербов субъектов РФ, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.    

Помимо государственных  символов, суверенитет РФ выражается через наличие столицы РФ.    

 Столица РФ– г. Москва. Ее правовой статус характеризуется с 2 сторон: 1) Москва – государственная столица России, т. е. она обладает особым статусом города, близким к статусу государственных символов РФ; 2) Москва – город федерального значения, т. е. она обладает одновременно правами и статусом субъекта РФ и города.     

Информация о работе Конституционное право