Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:23, доклад

Краткое описание

Конституционное право РФ– отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.
Конституционное право– самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ.docx

— 194.08 Кб (Скачать)

В результате подсчета голосов по общефедеральному избирательному округу Центральная избирательная  комиссия РФ составляет протокол о  распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу, не позднее чем через 2 недели после  дня голосования объявляет в  средствах массовой информации окончательные  общие результаты выборов.    

 Общие результаты выборови данные о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, федеральных списков кандидатов, и числе голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, против всех федеральных списков кандидатов, должны быть официально опубликованы в течение 3 недель со дня голосования.     

      58. ПРИЗНАНИЕ ВЫБОРОВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И НЕСОСТОЯВШИМИСЯ    

В результате подсчета голосов избирателей, принявших  участие в выборах, Центральная  избирательная комиссия РФ может  признать выборы по федеральному избирательному округу (либо по иному избирательному округу) несостоявшимися.    

Это возможно в следующих  случаях: 1) если в выборах по федеральному избирательному округу приняло участие  менее 25 % избирателей, включенных в списки избирателей; 2) если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, т. е. ни один список кандидатов не был допущен к распределению депутатских мандатов; 3))если в распределении депутатских мандатов могут претендовать федеральные списки кандидатов, получившие в совокупности 50 % или менее голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.    

 Недействительнымирезультаты выборов по федеральному избирательному округу признаются:    

1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

2) в случае, если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем часть от общего числа внесенных в них избирателей на момент окончания голосования в федеральном избирательном округе, либо если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными не менее чем в 1/3 одномандатных избирательных округов; 3) по решению суда (в случае нарушения избирательных прав граждан либо процедуры выборов).    

Окружные (территориальные, участковые) избирательные комиссии могут признать выборы по соответствующему избирательному округу несостоявшимисяв случаях: 1) если в выборах приняло участие менее 25 % от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; 2) если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.    

Окружные (территориальные, участковые) избирательные комиссии признают выборы недействительными:1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 2) по решению суда (оно выносится немедленно по обращению гражданина в случае обнаружения нарушения его избирательных прав).    

По одномандатному избирательному округу выборы признаются недействительными Центральной  избирательной комиссией РФ в  случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования, определении результатов  выборов нарушения не позволяют  с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.    

Во всех этих случаях  избирательные комиссии определяют число избирателей, принявших участие  в голосовании по соответствующему избирательному округу, по числу избирательных  бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.    

      59. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНОМУ ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ    

Сразу же после окончания  голосования (в тот же день после 20 ч по местному времени) участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей по числу бюллетеней, опущенных в урну, и заносят результаты такого подсчета в протокол.    

Подсчет сумм голосов, поданных за списки кандидатов и составление  протоколов соответствующей избирательной  комиссии, осуществляют непосредственно  члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Все  протоколы по результатам голосования  подписываются всеми членами  с правом решающего голоса соответствующей  избирательной комиссии.    

Протоколы с результатами голосования по избирательным участкам направляются в территориальные  избирательные комиссии, которые  в свою очередь суммируют полученные результаты и составляют протоколы  по итогам голосования по территориальным  избирательным участкам. Протоколы  территориальных избирательных  комиссий об итогах голосования направляются в окружные избирательные комиссии не позднее чем на 5-й день со дня голосования, где определяются результаты выборов по одномандатному избирательному округу и устанавливаются итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа.    

Окружная избирательная  комиссия составляет протокол об итогах голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа.    

Эти протоколы об итогах голосования по федеральному избирательному округу направляются в Центральную  избирательную комиссию РФ.    

На основании этих протоколов путем суммирования результатов  голосования по федеральному избирательному округу Центральная избирательная  комиссия РФ определяет результаты выборов  по общефедеральному избирательному округу.     

На основании протокола  об итогах голосования по общефедеральному избирательному округу Центральная  избирательная комиссия составляет протокол о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округумежду политическими партиями, избирательными блоками, в котором указывает: 1) наименования политических партий, избирательных блоков, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из них; 2) наименования региональных групп кандидатов федеральных списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждой из них; 3) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами, из каждого федерального списка кандидатов.     

К распределению депутатских  мандатов допускаются зарегистрированные федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил более 7 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. На основании протокола Центральной избирательной комиссии РФ о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу не позднее чем через 2 недели после дня голосования объявляются общие результаты выборов, а также результаты распределения депутатских мандатов по партийным спискам.     

      60. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: РЕАЛИЗАЦИЯ В РФ    

«Государственная  власть в Российской Федерации осуществляется...» (ст. 10 Конституции рФ) (одна власть, а не три власти) на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.    

 Принципысистемы органов государственной власти РФ: 1) разделение властей; 2) единство органов государственной власти.    

В РФ выделяются ветви власти:1) законодательная (Федеральное Собрание РФ); 2) исполнительная (Правительство РФ); 3) судебная (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и т. д.).    

Президент РФ является главой государства и не относится  ни к одной из ветвей власти, но его  полномочия наиболее близки к исполнительной.     

Глава государства  в РФ является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властью. Он сдерживает путем применения согласительных и принудительных мер  Федеральное Собрание РФ в случае, если то выразило недоверие Правительству  РФ, в свою очередь Федеральное  Собрание вправе отрешить Президента РФ от занимаемой должности, если политика, диктуемая им Правительству РФ, не отвечает интересам России и является преступной.    

Разделение властей  означает разграничение органов  власти в их компетенции, но существует в условиях единой системы органов  власти и при наличии взаимодействия этих органов, взаимного контроля, «сдержек и противовесов».    

Поэтому можно выделить черты разделения властей:1) самостоятельность и независимость ветвей власти в осуществлении своих полномочий, установленных Конституцией РФ; 2) наличие взаимодействия и взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей.    

 Взаимодействие властей:1) законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет бюджетный контроль, назначает или утверждает должностных лиц исполнительной и судебной властей; 2) исполнительная (в лице Президента РФ) утверждает и публикует принятые законы, вносит в парламент проекты законов, назначает судей, осуществляет право помилования и т. д., влияя тем самым на законодательную и судебную власть; 3) судебная применяет законы и толкует Конституцию РФ, может признать законы, акты правительства или их отдельные предписания недействующими в силу их несоответствия Конституции или законам, осуществляя таким образом контроль за решениями, принимаемыми органами государственной власти.    

Каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в пределах своей компетенции, но не может вмешиваться  в деятельность иной власти, т. е. не вправе нарушать самостоятельность и независимость других органов власти.     

Единство государственной  власти выражается в единстве природы  власти: все ветви получают свои полномочия только от народа России, так  как только он является единственным носителем государственной власти в РФ.    

Единство органов  государственной власти также предполагает, что их компетенция, порядок формирования, формы взаимного контроля и взаимодействия установлены Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами. Компетенция, порядок формирования и т. п. установлены для всех уровней власти: федерального и субъектов РФ.    

      61. ПРЕЗИДЕНТ РФ КАК ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    

 Президент РФ – глава российского государства.Он представляет российское государство во взаимоотношениях с иностранными государствами и субъектами РФ.    

Президент РФ избирается путем всеобщего, равного и тайного  голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам. Одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд.    

Президентом РФ может  быть избран гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно  проживающий на территории РФ не менее 10 лет, в пользу которого на выборах  Президента России проголосовало большинство  граждан РФ, достигших возраста избирательного права.    

Не может выдвинуть  свою кандидатуру на выборы Президента РФ гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о  лишении его права занимать государственные  должности в течение определенного  срока, если такое наказание предусмотрено  федеральным законом, либо ограниченное в дееспособности (лишенное ее) вступившим в законную силу решением суда.    

Президент РФ обладает президентской неприкосновенностью,т. е. в отношении Главы российского государства не допускаются: 1) арест; 2) личный досмотр; 3) обыск; 4) иные оперативные меры, применение которых ограничено федеральными законами.

Применение этих мер к Президенту РФ возможно только в исключительных случаях, например задержание на месте преступления, личный досмотр, если это необходимо в целях безопасности населения (ФЗ «О статусе члена Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изменениями от 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 23 декабря 2003 г.)).    

Основные направления деятельностиПрезидента РФ: 1) Президент РФ – гарант Конституции РФ, в силу этого он наделен неограниченным правом законодательной инициативы, а также правом вето в отношении принятых Государственной Думой федеральных законов в случае, если он считает, что вновь принятый закон не соответствует Конституции РФ, ее принципам и сущности; 2) Президент РФ гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ; 3) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, поэтому он вправе назначать и отзывать высших должностных лиц Вооруженных сил РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, принимать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, награждать государственными наградами и выполнять иные функции в силу своего особого положения главы государства; 4) Президент РФ обеспечивает суверенитет рФ, ее независимость и государственную целостность, в связи с чем он вправе самостоятельно принимать оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами, вводить военное или чрезвычайное положение на территории РФ и в ее регионах.    

Информация о работе Конституционное право