Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:23, доклад

Краткое описание

Конституционное право РФ– отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.
Конституционное право– самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Файлы: 1 файл

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ.docx

— 194.08 Кб (Скачать)

В структуру Совета Безопасностивходят: 1) Секретарь Совета Безопасности РФ; 2) его 8 заместителей (2 из них – первые заместители).    

Президент РФ формирует  в Совете Безопасности РФ аппарат  Совета. Аппарат Совета Безопасности РФ входит в состав Администрации  Президента РФ и имеет статус Главного управления Президента РФ.    

К аппарату Совета Безопасности в пределах установленной  штатной численности прикомандировываются 85 военнослужащих и лиц начальствующего  состава органов внутренних дел  РФ.    

Аппарат Совета Безопасности занимается организационно-техническим  и информационно-аналитическим обеспечением деятельности Совета Безопасности РФ по реализации его полномочий в области  безопасности личности, общества и  государства.    

Руководство им осуществляет Секретарь Совета Безопасности. Он назначается на должность и  освобождается от нее Президентом  РФ. Секретарь Совета Безопасности имеет 2 первых заместителя и заместителей Секретаря Совета Безопасности. Он представляет Президенту РФ на утверждение  структуру аппарата Совета Безопасности, предварительно согласованную с  руководителем Администрации Президента РФ. Штатное расписание аппарата Совета Безопасности утверждает руководитель Администрации Президента РФ по представлению  Секретаря Совета Безопасности.    

      66. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РФ. ИНСТИТУТ ПОЛНОМОЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ    

 Государственный совет РФ– это совещательный орган, созданный при Президенте РФ в целях реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.    

Деятельность  Государственного совета РФ регулируется Положением о Государственном совете РФ (утв. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602).    

 Государственный совет включает в себя:1) председателя Государственного совета (им является Президент РФ); 2) членов Государственного совета (ими являются высшие должностные лица либо руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).    

Работа Государственного совета осуществляется на общественных началах, т. е. деятельность должностных лиц по работе в этом Государственном совете не оплачивается.    

В составе Государственного совета для решения оперативных  вопросов формируется президиум, который  включает в себя 7 членов Государственного совета. Состав президиума определяется Президентом РФ и замещается 1 раз  в полгода.    

В полномочия президиума Государственного совета входит рассмотрение плана работы Государственного совета, повестки дня его очередного заседания, анализ реализации плана работы Государственного совета и его решений. Заседания  президиума Государственного совета проводятся не реже 1 раза в месяц. В случае необходимости  могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета.     

Государственный совет и его президиум в  своей структуре могут создавать  постоянные и временные рабочие  группы для подготовки вопросов, вынесенных на заседание Государственного совета. Эти группы могут привлекать для  осуществления отдельных работ  ученых и специалистов как на оплачиваемой основе, так и на общественных началах.     

Организация деятельности Государственного совета осуществляется специальными подразделениями Администрации  Президента РФ и Управлением делами Президента РФ.    

 Полномочные представители Президента РФ– это специально уполномоченные Главой РФ должностные лица, входящие в структуру Администрации Президента РФ.    

Полномочные представители  Президента РФ могут быть: 1) в федеральных  округах (их деятельность координирует руководитель Администрации Президента РФ); 2) в Государственной Думе (деятельность этих представителей координирует заместитель  руководителя Администрации Президента РФ – помощник Президента РФ); 3) в  Совете Федерации (их направляет заместитель  руководителя Администрации Президента РФ – помощник Президента РФ); 4) в  Конституционном Суде РФ (направления  деятельности данных представителей Президента РФ осуществляет также заместитель  руководителя Администрации Президента РФ – помощник Президента РФ).    

Полномочные представители  Президента РФ в палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде осуществляют наблюдение за деятельностью  соответствующих органов, присутствуют на их заседаниях, подготавливают и  направляют Президенту РФ отчеты об их работе, осуществляют иные полномочия.     

Полномочные представители  Президента РФ в федеральных округах  контролируют деятельность органов  власти субъектов РФ и информируют  о ней Президента РФ.    

      67. АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ: ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ    

Президент РФ по вопросам своего ведения принимает  следующие нормативные акты:1) указы Президента РФ – это нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.; 2) распоряжения Президента РФ – это акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т. е. по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.    

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить  Конституции РФ, федеральным конституционным  и федеральным законам.    

Они носят властный, прямой характер и обязательнына всей территории РФ для всех субъектов правоотношений.     

Указы и распоряжения имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ и регулируют отношения  по организации и функционированию исполнительной власти в РФ. Главное  отличие указов и распоряжений Президента РФ, состоит в предмете регулирования  акта: указ – по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования  и др., а распоряжение – по оперативным  вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться в Федеральном Собрании, ратифицироваться или получать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они могут  быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом  РФ.  

Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию  не подлежат акты Президента РФ, если они  содержат сведения, составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального  характера.    

 Официальное опубликование– это публикация текста указов Президента РФ в редакции, подписанной Главой государства, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях либо обнародованы по телевидению и радио, распространены по почте государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям.    

Тексты актов  Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания.    

Указы Президента РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Если акты Президента РФ не подлежат официальному опубликованию, то они вступают в силу со дня  их подписания либо в иной срок, если он установлен Президентом РФ.    

Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Правительство РФ в соответствии с ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».     

Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам ведения  РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В этом случае эти  акты прекращают свое действие, прекращают свое действие также акты, принятые на основании этого неконституционного акта Президента РФ.    

Не подлежат проверке Конституционным Судом  акты Президента РФ по жалобам граждан  и ненормативные его акты.    

      68. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ    

Высшую законодательную  власть в государстве осуществляет парламент. Парламент– это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ– это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.    

Федеральное Собрание состоит из двух палат:1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).     

Члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципыих деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).     

 Черты Федерального Собрания РФ:1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.    

 Принципы деятельностиФедерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.    

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней  палатой) федеральных конституционных  и федеральных законов.    

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и  осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.     

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры  отрешения Президента РФ от должности  на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава  преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума  недоверия» Правительству РФ, а также  контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.    

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих  полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.    

      69. СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ    

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ), из которых 225 депутатов  получают депутатские мандаты исходя из числа голосов, поданных за партийный  список, в который входит кандидат, пропорционально числу голосов  избирателей, поданных за партию. К  распределению депутатских мандатов допускаются партии, за которые проголосовало  не менее 7 % избирателей, принявших участие в выборах.    

Остальные 225 мест замещаются непосредственно теми кандидатами, которые получили большинство голосов  избирателей по одномандатному избирательному округу.    

Депутаты Государственной  Думы работают на профессиональной основе и не могут занимать государственные  должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.     

 Структура Государственной Думывключает в себя: 1) Председателя Государственной Думы, его первых заместителей и заместителей (они избираются из числа депутатов Государственной Думы на первом заседании Государственной Думы); 2) Совет Государственной Думы (осуществляет основную текущую работу Государственной Думы); 3) депутатские объединения (фракции и депутатские группы); 4) комитеты и комиссии (они создаются для решения отдельных задач Государственной Думы).    

 ПредседательГосударственной Думы: 1) ведет заседания палаты; 2) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; 3) организует работу Государственной Думы; 4) представляет палату во взаимоотношениях с рФ, иностранными государствами, государственными органами и должностными лицами; 5) осуществляет иные организационные полномочия.    

Информация о работе Конституционное право