Конституционные права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ¬ственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилиза¬ции гласит: государство существует для человека, чтобы ох¬ранять его свободу и содействовать благополучию.

Оглавление

Введение. 2
1. Источники и система конституционного права 4
2. Понятие и виды источников права. 5
3. Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов. 17
4. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды. 24
Заключение. 29
Литература. 30

Файлы: 1 файл

конституционные права.doc

— 136.00 Кб (Скачать)


2

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

Введение.             

1. Источники и система конституционного права             

2.  Понятие и виды источников права.             

3.  Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов.             

4.  Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.             

Заключение.             

Литература.             

Введение.

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти.

Один из важнейших постулатов современной цивилиза­ции гласит: государство существует для человека, чтобы ох­ранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода ока­зывается вне прочной государственности, она легко может выродиться и анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смысл кон­ституционного права.

Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важ­ную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование (не обя­зательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нор­мах конституционного законодательства, а тем более про­тиворечит им.

Марксистская теория государства, долгие годы господствовавшая в нашей стране, навязывала классовое понима­ние государства и права, считая сущностью конституцион­ного права закрепление диктатуры или "ведущей роли" од­ного класса. Тоталитарное государство таковым и было. Но демократическое государство не может быть классовым, ибо демократия и классовые привилегии несовместимы. Поэтому в наше время стало бессмысленным выявлять "классовую сущность" конституционного (государственного) права, как это делалось марксистско-ленинской наукой в тоталитарный период. В нынешнем российском обществе, постепенно приобретающем черты современной цивилизации, существуют paзличные классы, и все граждане, независимо от социального положения, пользуются равными правами и возможно­стями.

Поэтому природа конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюрализ­ме, т.е, в возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государ­ства и влиять на его политику. Это влияние оказывается на основе конституционно-правовых институтов, через средст­ва массовой информации, политические права, обществен­ные объединения и лоббистские организации Конституци­онное право закрепляет права этих объединений граждан, создавая условия для постоянного контроля общественностью деятельности государственных органов, что в сочетании с демократическими правилами их избрания должно исклю­чить возможность использования власти в эгоистических интересах отдельных социальных групп или слоев.

Социальный плюрализм, следовательно, есть антипод классовому пониманию сущности государства и права, насаждавшемуся марксизмом-ленинизмом. Новое понимание социальной природы конституционного права соответствует теории правового государства, общепризнанным принципам' демократии. Наше общество возвращается к такому понима­нию государства, которое представляет собой своеобразный общественный договор между людьми. Этот договор наделя­ет государственную власть определенными полномочиями по принуждению к соблюдению норм права, но требует от госу­дарства не забывать, что эти полномочия оно получило от людей и обязано осуществлять их в интересах людей. Толь­ко народ может быть источником власти — с этой простой, но возвышенной истины и начинается конституционное пра­во каждой демократической страны.

Реалистический подход к выявлению социальной природы конституционного права весьма важен для уяснения роли этой отрасли права как регулятора социальных и политических отношении в обществе. Эта роль не сводится к подавлению социальной, экономической или политической борьбы в об­ществе, как это свойственно тоталитарному государству. Классы, социальные группы и слои, а также их объединения, реализуя свою свободу, вправе сами определять свои соци­альные позиции и свое социальное поведение в рамках кон­ституционной законности. Но эти рамки надо установить, что как раз и является одной из функций конституционного нрава. Социально-регулятивная роль этой отрасли права состоит в том, чтобы не допустить насильственного захвата власти ка­ким-либо экономически сильным или социально активным классом, группой или слоем населения, злоупотреблений сред­ствами массовой информации со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей.

Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку конституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и социальных слоев. Но именно эта роль присуща конститу­ционному праву, заложена в его основные принципы и нор­мы. Оставаясь бесклассовым, оно регулирует отношения ме­жду классами и социальными слоями, предлагая им цивили­зованную правовую основу социального мира и согласия, ис­ключающую необходимость прибегать к насилию и взаимо­истреблению.

1. Источники и система конституционного права

Нормы конституционного права находят свое выраже­ние в различных формах, которые обычно именуются источ­никами. Среди них — конституция, закон, указ и другие пра­вовые акты. Эти формы правовых актов характерны практи­чески для всех институтов конституционного права, и не сле­дует думать, что каждому институту cooтветствует какая-то одна форма. Так, институт исполнительной власти регламентируется в форме конституционных норм, законов, указов Президента, решений Конституционного Суда. То же можно сказать о каждом институте.

Формы конституционного права составляют своеобраз­ную иерархию, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Далеко не безразлично, в какой форме реализуется правовая норма, регулирующая те или иные отношения, тут должен быть жесткий порядок, чтобы предупредить "войну" источников. Например, поста­новлением Правительства или даже законом нельзя расши­рять некоторые полномочия исполнительной власти (для этого требуется принять поправку к Конституции в соответствии с предусмотренной процедурой). Другой пример: государствен­ный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются только федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70), а статус столицы Российской Федерации — обычным федеральным законом (ч. 2 ст. 70). Соблюдение порядка оформления правовых норм является важным условием конституционной законности.

2.  Понятие и виды источников права.

В научной и учебной литературе источниками права традиционно счи­тают нормативные правовые акты, санкционированные обычаи и судебные (или административные) прецеденты. Вместе с тем в последние годы ис­точником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правот­ворчества (государство), его деятельность, организационные формы при­нятия нормативного правового акта (акт волеизъявления, правотворческое решение).

Возникшее терминологическое неудобство можно было разрешить, за­менив термин "источник" (в смысле форма права) непосредственно терми­ном "форма права". Для того, чтобы уяснить понятие формы права, необ­ходимо хотя бы в самых общих чертах остановиться на категории "форма"- одной из центральных и сложнейших в философии. Парной категорией для нее выступает философская категория - "содержание" (определенная сто­рона целого, представленного в единстве всех составных элементов объ­екта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития). Форма есть способ существования, выражения и преобразования содержания.

Различают внутреннюю и внешнюю форму явления. Когда термин "фор­ма" употребляется для обозначения внутренней организации содержания, то он связан с понятием структуры.

При относительном единстве содержания и формы, первое представля­ет собой подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает сис­тему устойчивых связей предмета. Возникающее порой в ходе развития не­соответствие содержания и формы в конечном счете разрешается "сбрасы­ванием" старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию.

В праве категорией формы охватываются два значения: а) правовая форма; б) форма самого права.

Правовая форма - вся правовая реальность. В этом случае речь идет о правовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иные фактические отношения. Понятие правовой (юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любого правового явле­ния) с иными социальными образованиями, процессами и отношениями.

Форма права - это форма именно права как отдельного явления, и соотносится она только с содержанием права. Ее назначение - упорядочить содержание права,  придать ему свойства  государственно-властного характера. Выделяют внешнюю и внутреннюю формы права.

Внутренняя форма права - это структура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальную структуры соподчиненности всех ее элементов. Относительно внешней формы права в современной оте­чественной юридической литературе не сформировалось единого понимания, что вероятнее всего связано с неоднозначной трактовкой различными ав­торами уже самого содержания права. Иногда, к примеру, полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права - это юридические нормы. Думается, однако, что более близки к истине те уче­ные, которые содержанием права признают не государственную волю (это - сущность его!), а юридические нормы, и в этой связи формой именуют ис­точники права. Правовая норма это не форма права, а самое право. Как уже отмечалось в юридической литературе, термин "источник" в смысле формы выражения норм права получил широкое распространение, он достаточно удобен и образно показывает, что нормативный правовой акт содержит правовые нормы и из него как из источника берутся ("черпают­ся") сведения о содержании правовых норм.

Источники права - обстоятельства, питающие появление и действие права. Термин "источник права" юриспруденции известен давно. Еще римс­кий историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц источником всего пуб­личного и частного права. Слово "источник" в этой фразе употреблено в смысле корня, из которого выросло могучее дерево римского права.

Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле (ранее это называлось - в "идеологи­ческом смысле"); в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся об­щественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйс­твенных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права.

Под источником права в идеальном смысле понимают правовое созна­ние.

Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле пони­маются формы выражения, объективизации нормативной государственной во­ли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина.

Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, при­нявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ сущест­вования, выражения и преобразования правовых норм.

Отдельные ученые (Н.Г.Александров, Л.Р.Сюкияйнен) относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты. При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не как источники права.

После рассмотрения терминологического аспекта проблемы источников (форм) права следует обратить внимание на их классификацию и видовую характеристику. Известны следующие основные виды форм права.

Правовой обычай исторически был первым источником права, регули­ровавшим отношения в период становления государства. Вообще под обыча­ем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений.15 Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение госу­дарства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев.

Природа правового обычая характеризуется следующими особенностя­ми. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рам­ках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обы­чаи часто тесно связаны с религией. В Индии, например, обычное право входит в структуру индусского права.

Правовой обычай отличается определенность правила, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. Нормы правового обычая неред­ко выражаются в пословицах, поговорках, афоризмах.

Не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, по­терявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новей­шие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семей­но-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки. Отдельные обычаи, вошедшие в древние законы той или иной страны, действуют без изменений до сих пор. Например, в Таиланде по сей день бытует закон, определяющий условия развода супругов, выработанные еще в процессе формирования обычаев. Муж и жена в присутствии свидетелей одновременно зажигают по свече одинаковых размеров. Тот из супругов, чья свеча до­горит первой, должен покинуть дом, не взяв с собой ничего из имущест­ва.

Информация о работе Конституционные права