Конституционные права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ¬ственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилиза¬ции гласит: государство существует для человека, чтобы ох¬ранять его свободу и содействовать благополучию.

Оглавление

Введение. 2
1. Источники и система конституционного права 4
2. Понятие и виды источников права. 5
3. Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов. 17
4. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды. 24
Заключение. 29
Литература. 30

Файлы: 1 файл

конституционные права.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества лишь попутно.

Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе за­конодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются уста­ревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития об­щества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

[1] Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в Российской Федерации.  Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и органов государственной власти республик  в  составе  РФ,  федеральные власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми орга­ны власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое ре­гулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

[2] Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный за­конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголов­ный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комп­лексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отрас­лей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

[3] Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу­лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис­ленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.).

Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

Положение - пожалуй, наиболее распространенный вид кодифицирован­ного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами. Например, "Положение о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами" утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г., "Положение о государственной автомо­бильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка, приве­дение их в единую, согласованную систему.

Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации.

Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворчес­кого процесса.

Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов. Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведе­ния содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в систему действующих нормативных актов.

Инкорпорация подразделяется на официальную и  неофициальную.

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) дейс­твующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными ис­точниками достоверной правовой информации.

В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разно­видности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это - Ведомости Верх.Совета и Собрание постановлений Прави­тельства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.

Официальной формой хронологической систематизации нормативных ак­тов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени норматив­ных актов.

Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что спо­собствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регу­лировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в юридической практике. Например, Свод законов является вершиной пред­метной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные вое­дино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты.

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт.

Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях", объединивший (а тем самым и заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу. Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации обще­российских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что разроз­ненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано.

Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную, работающую систему законодательства.

Заключение.

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источни­ки) конституционного права имеют исключительно большое значение для укрепления закон­ности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от ка­чества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность за­конности в государстве.

Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России? Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из доре­волюционной правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специально­го закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправдан­но. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отно­шение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" ре­гулятивной системы государства, главную форму права. Так В.М.Баранов полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция35. При этом Конституция государства не может ограничивать­ся "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Консти­туции, не должны иметь юридической силы.

Литература.

1.                            Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты пробле­мы).//Правоведение, 1992 г., N 2, с.23.

2.                            Александров Н.Г. Понятие источника права.//Ученые труды ВИЮН. вып.VIII, М.,1946; Кечекьян С.Ф. О понятии источника права.//Ученые записки МГУ. Вып.116. М.,1946.

3.                            Мицкевич А.В.  Акты  высших  органов  Советского  государства.

4.                            Зивс С.Л. Источники права. М.,1982; Государство и право в раз­вивающихся странах.// Источники права. Сб.ст. М.,1985.

5.                            Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.621.

6.                            Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.327.

7.                            Зыкин И.С.  Обычай в советской правовой доктрине. //Сов. госу­дарство и право. 1981. N 3. С.128.

8.                            Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.251.

9.                            Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.330.

10.                        Зивс С.Л. Источники права. М., 1981. С.152-181.

11.                        Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права.// Источники права. М., 1985. С. 65-83.

12.                        Коваленко А.И.  Краткий словарь-справочник по теории государс­тва и права. М.: Исток, 1994. С.23.

13.                        Общая теория права. Н.Новгород, 1993. С.333.

14.                        Проблемы теории государства и права. М.: Юрид.литература, 1987, с.351.

 



Информация о работе Конституционные права