Конституционные права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 21:31, контрольная работа

Краткое описание

Конституционное право — это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ¬ственной власти.
Один из важнейших постулатов современной цивилиза¬ции гласит: государство существует для человека, чтобы ох¬ранять его свободу и содействовать благополучию.

Оглавление

Введение. 2
1. Источники и система конституционного права 4
2. Понятие и виды источников права. 5
3. Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов. 17
4. Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды. 24
Заключение. 29
Литература. 30

Файлы: 1 файл

конституционные права.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Характеризуя роль общегосударственного референдума, необходимо особо подчеркнуть, что это мера исключительная и требует осторожного с ней обращения. Он является средством урегулирования трудных вопросов, которые не могут быть решены парламентским путем.

Мы рассмотрели виды источников права принятых юридической наукой. В следующей главе мы подробно осветим вопрос "Виды нормативно-правовых актов".

3.  Особенности нормативно-правового акта как источника права. Виды нормативно-правовых актов.

Как уже упоминалось выше, нормативно-правовой акт - одна из ос­новных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридичес­кие нормы.

Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господство­вал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает боль­шими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимает­ся в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизи­ты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро из­менен в зависимости от социальных потребностей.

Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-пер­вых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, ор­ганизации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-пра­вовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудитель­ное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических дви­жений).

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а стро­го определенными субъектами, специально уполномоченными на то госу­дарством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

В-четвертых, они  имеют временные,  пространственные и субъектные пределы действия.

В-пятых, всегда содержат юридические нормы.  Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индиви­дуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руко­водителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты - это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным ли­цам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще­обязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обя­зательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно­сительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения - применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходи­мых для этого предпосылок.

Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретаци­онных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От норма­тивно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юриди­ческих норм, а лишь разъясняют существующие.

Нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Норматив­но-правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

По юридической силе различают: законы - акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты - акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все норматив­но-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия.

Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и слу­жебной деятельности. Это, например, российский закон "Об основах нало­говой системы в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.

Нормативно-правовые акты  внутреннего  действия  касаются  только субъектов, входящих в состав определенного  министерства  (ведомства),организации или проживающего на той или иной территории.  Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъек­тами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. При­мером может служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Со­ветом России, "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992 г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).

По субъектам,  издающим  (принимающим)  нормативно-правовые акты, последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государствен­ных и негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов, определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят от существующей на тот или иной момент структуры государственных орга­нов.

При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и ак­ты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами.

Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Ми­нистерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные при­казы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сох­ранности грузов и др.

С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодатель­ства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.

Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан­ных высшими органами государственной власти и управления.

Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управ­ления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее вер­ным представляется такое понимание законодательства, когда к нему от­носятся акты высших органов государственной власти и управления. Зако­нодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность: 1) законов и иных нормативных актов,  принимаемых  высшими представительными органами России, т.е. органами законодательной влас­ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Пра­вительства РФ.

Российское законодательство делится на определенные блоки в зави­симости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому осно­ванию выделяются гражданское законодательство, административное зако­нодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законода­тельства.

Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права - капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном строительстве.

Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов за­нимает закон.

Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи­тельным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российс­кой Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы и обычные законы.

В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Феде­рации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих поря­док его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

Конституция представляет собой основной закон государства, зак­репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан.

Конституция является юридической базой всего текущего законодательства.

Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конститу­цию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парламента.

Обычные законы, хотя и регулируют важные сферы общественных отно­шений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

Постановления парламента отличаются от законов тем, что они, как правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным зако­нами.

Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.

Указы президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государства". В отли­чие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, ука­зы президента могут носить и ненормативный характер.

Нормативные указы президента - подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обуслов­ливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные указы, как и законы следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они дейс­твуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Пре­зидента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Совета Министров РФ, советов министров республик, входя­щих в Российскую Федерацию.

Совет Министров  РФ  осуществляет исполнительную власть и состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства и Федеральных министров.

Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инс­трукции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ. Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в преде­лах их полномочий и носят строго подзаконный характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и испол­нительных органов государственной власти не только республик, но и всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражда­нами.

4.  Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в опреде­ленную систему.

В юридической литературе традиционно различают два вида система­тизации - кодификацию и инкорпорацию.

Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, ко­торое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе пра­вотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенс­твования законодательства.

Информация о работе Конституционные права