Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:23, практическая работа

Краткое описание

Общественные отношения, возникшие в связи с регулированием и закреплением:
1) основы конституционного строя (суверенитет народа и формы его осуществления; принцип разделения властей, идеологического и политического плюрализма, верховенство федеральной конституции, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федеративного, социального, светского, правового характера государства).
2) взаимоотношений между государством и личностью: правовой статус российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

Файлы: 1 файл

ПРАК ЗАДАНИЕ.doc

— 461.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

 

 

 

 

 

Практические задания

по дисциплине: Конституционное право

 

 

 

 

 

Выполнила:

студент 2 курса, ЮФ-23 в/в

О.А. Смирнова

 

Проверил:

канд. истор. наук, доцент

__________А.Н. Приварина

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2012

Тема 1. Конституционное (государственное) право в системе права Российской Федерации. Наука конституционного права

 

1. Основные характеристики конституционного права Российской Федерации

Вопросы

Ответы

1.

Предмет конституционного права Российской Федерации

 

Общественные отношения, возникшие в связи с регулированием и закреплением:

1) основы конституционного строя (суверенитет народа и формы его осуществления; принцип разделения властей, идеологического и политического плюрализма, верховенство федеральной конституции, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федеративного, социального, светского, правового характера государства).

2) взаимоотношений между государством и личностью: правовой статус российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

3) федеративного устройства государства: состав и компетенция субъектов РФ, компетенция РФ, предметы совместного ведения, верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов по вопросам ведения РФ и совместного ведения.

4) организация и функционирование системы органов власти: президента, федерального собрания, правительства, судебной власти, а также органов местного самоуправления.

2.

Конституционно-правовые нормы и институты

Конституционно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила, которые определяют поведение участников конституционно-правовых отношений.

Конституционные нормы классифицируются:

1. по характеру содержащихся в них предписаний (управомачивающие, обязывающие, запрещающие)

2. по степени определенности содержащихся в них предписаний (императивные, диспозитивные)

3. по назначению в механизме правового регулирования (материальные, процессуальные).

Конституционно-правовые нормы отличаются: своим содержанием, т.е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены; источниками, в которых они выражены; учредительным характером содержащихся в них предписаний; особым механизмом реализации; специфическим характером субъектов; особенностями структуры.

Совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений, образует конституционно-правовой институт.

В системе конституционного права принято различать следующие группы норм или институты:

1) нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ

2) нормы, закрепляющие правовое положение (статус) личности

3) нормы, определяющие федеративное устройство РФ, административно-территориальное устройство ее субъектов

4) нормы, закрепляющие систему органов государственной власти, принципы их организации и деятельности

5) нормы, закрепляющие систему местного самоуправления

6) нормы, определяющие порядок изменения Конституции.

3.

Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения возникают при реализации норм конституционного права.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

- индивиды – граждане, иностранцы, лица без гражданства, избиратели, кандидаты в депутаты, депутаты;

- организованные коллективы – органы власти, общественные, религиозные объединения и др.

- политико-территориальные образования – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования;

- социальные общности – российский народ, нации, народности и др.

Конституционно-правовые отношения подразделяются:

1) по содержанию (материальные, процессуальные)

2) по форме (правоотношения в собственном смысле – в них определены права и обязанности субъектов и каждый субъект осуществляет свои права и обязанности лично; правовые состояния

3) по целевому назначению (правоустановительные, правоохранительные)

4) в зависимости от времени существования (постоянные, временные).

4.

Источники конституционного права

Среди источников конституционного права первое и важнейшее место занимает Конституция – основной закон.

1)федеральное законодательство (конституционные и обычные федеральные законы, нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти), внутрифедеральные договоры и соглашения, декларации, судебные решения (акты Конституционного и Верховного судов РФ)

2) законодательство субъектов Федерации – конституции, уставы, законы, правовые акты высших должностных лиц, акты региональных органов исполнительной власти, акты региональных референдумов

3) акты органов местного самоуправления, включая местные референдумы.

4) договоры и соглашения – международные, а также заключаемые между РФ и ее субъектами или между субъектами РФ.

5.

Отличие конституционного права от других отраслей права

В отличие от других отраслей права предмет конституционного права регулирует наиболее важные, т.е. базовые общественные отношения во всех отраслях российского права.

Конституционное право отличается от других отраслей права тем, что является ведущей отраслью в системе права РФ.  Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами Федерации и ее субъектов.

Все отрасли основываются на закрепленных конституционным правом принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль конституционного права как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника конституционного права – являются исходными для всех отраслей права.

 

2. ООО «Лопух» и ЗАО «Тромбон» получили разрешение от Администрации Санкт-Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт-Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Администрацию городе представление о нарушении Устава Санкт Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятльности.

Одновременно против ЗАО «Тромбон» и Администрации Санкт-Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра, от имени которого выступали его наследники Ирина и Сента Глиэр.

Нормы, каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации?

В первом случае применению подлежат нормы конституционного права. Предметом конституционного права здесь выступает родовое понятие – федеративное устройство. Нормы конституционного права регулируют только базовые общественные отношения. Государственная символика, её описание, использование закреплено нормами конституционного права. Одним из источников конституционного права являются законы субъектов РФ и их подзаконные акты, если они регулируют конституционные правоотношения. В данном случае в Уставе города Санкт-Петербурга, являющегося субъектом РФ, зафиксировано, что герб города не может использоваться в коммерческой деятельности. Объектом правоотношения здесь выступают действия государственных органов причём неправомерные действия, а именно Администрации Санкт-Петербурга.

Во втором случае, в указанной ситуации действуют нормы гражданского права. Предметом гражданского права являются личные неимущественные отношения. Отношения, возникающие по поводу использования авторского права, не являются фундаментальными, базовыми для человека и государства. Это достаточно узкие общественные отношения, касающиеся авторских прав. Объектом правоотношения является защита личных неимущественных прав, связанных с имущественными в т.ч. и возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы, искусства. В нашем случае это авторское право на музыку гимна города Санкт-Петербурга. Другое дело, что в данном случае иск наследников композитора вряд ли будет удовлетворён, потому, что согласно закона «Об авторском праве и смежных правах» государственные символы и знаки не являются объектом авторского права.

В чём отличия публично-правового от частноправового метода регулирования?

Публично-правовые методы регулирования это императивные методы, т.е. методы обязывания или запрета. Эти методы выражаются в следующих словах: метод обязывания- «обязан», «должен», метод запрещения - «запрещено», «не должно нарушаться», «является недействительным». Данные методы указывают на строгое соблюдение и выполнение необходимых действий.

В отличие от публично-правовых методов регулирования, частноправовые методы регулирования являются диспозитивными, т.е. оставляющими свободу выбора «можно делать, а можно и не делать». Метод дозволения как раз и является частноправовым методом. Выражается словами такими как, «может» или прямым повествовательным утверждением.

Каков предмет регулирования конституционного права?

Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

Основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства, социального светского характера государства, идеологического и политического многообразия, верховенство Конституции РФ.

Взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранцев, прав и свобод человека и гражданина, их гарантии.

Федеративное устройство РФ, состав и компетенция её субъектов, полномочий РФ и совместного ведения РФ и субъектов.

Организация и функционирование системы органов государственной власти.

 

 

Тема 2. Теория и практика конституционного законодательства России

 

1. Конституция РФ ее характерные черты и свойства

Черты:

Основополагающий характер – регулирует наиболее важные, существенные общественные отношения. Должна закрепить самое главное в устройстве общества и государства. Детальная регламентация общественных отношений должна происходить в других нормативно-правовых актах, которые должны следовать букве и духу конституции.

Народность – конституция должна выражать интересы народа: закреплять общественные отношения, являющиеся результатом деятельности людей и народа в целом, должна создаваться и приниматься народом – либо через своих представителей, либо непосредственно.

Реальность – конституция должна отражать фактическую ситуацию в обществе, отвечать его потребностям, интересам граждан.

Стабильность – длительность действия конституции, без внесения существенных изменений. Конституция не должна подвергаться сиюминутным изменениям и определенное время должна обеспечивать незыблемость существующего порядка.

Особенности:

  1. Это правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества.
  2. Конституция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
  3. В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).
  4. Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту, независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, реально это положение пока не реализовано.
  5. В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции – стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.
  6. Конституция РФ – это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не претворены в жизнь, например положение о том, что Россия – правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция – это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Функции:

Учредительная – заключается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы.

Идеологическая – конституция выступает средством идеологического воздействия, закладывает основы мировоззрения, играет воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и общества, основанные на их взаимной ответственности.

Политическая – политический процесс, в котором участвуют все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией.

Юридическая – является основным законом и обладает высшей юридической силой для всей системы правового регулирования.

Системообразующая – заключается во взаимосвязи между такими составными частями конституции, как отрасли права, и создает условия для сбалансированного ее развития.

Охранительная – характеризует с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов.

Своими функциями конституция закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, совершенствует отраслевое законодательство, обеспечивает устойчивость общества, систематизирует национальное право и усиливает системность права.

Юридические свойства:

Юридическое свойство – совокупность юридических характеристик, отражающих особенности основного закона, его строения, механизм реализации и правовой охраны.

Верховенство конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо действий на территории государства. Верховенство конституции означает также, что принимаемые законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия они считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

Конституция как база развития текущего законодательства – юридическая характеристика конституции, которая выражает ее способность оказывать (присущими ей способами) воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы.  Влияние конституции на развитие законодательства проявляется и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию др.

Прямое действие конституции – свойство ее норм непосредственно, т.е. без каких-либо конкретизирующих их актов, регулировать конституционные отношении; возможность граждан требовать защиты или обеспечения своих прав, ссылаясь только на конституционные положения.

Стабильность – длительность действия конституции, без внесения существенных изменений. Конституция не должна подвергаться сиюминутным изменениям и определенное время должна обеспечивать незыблемость существующего порядка.

Реальность – реализуемость и способность влиять на достижение целей, ради которых конституция была принята.

Легитимность – ее официальное удостоверение или признание в обществе. Легитимность определяется следующими характеристиками: легальностью принятия конституции, способами ее разработки, политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки, принятия и изменения конституции, уровнем политической и правовой культуры населения и др.

 

2. Как вы думаете, что надо предпринять, чтобы рядовые граждане и должностные лица выполняли положения Конституции?

Необходимо:

    Ввести в школьную программу старших классов более углубленное изучение Конституции.

    Проводить проверку знания Конституции в какой-либо форме перед получением паспорта гражданина РФ.

    Должностным лицам проводить экзамен на знание положений Конституции РФ перед устройством на работу.

 

3. Прокурор Ленинградской области внес представление в Законодательное собрание и губернатору области, требуя разработать и утвердить, как это предусмотрено Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Устав области. Действующий Устав, по мнению прокурора, таковым не может считаться, поскольку принят в форме обычного закона Ленинградской области, тогда как Устав должен отличаться по форме от иных законодательных актов.

Каковы особенности формы Конституции (Устава)?

Конституция в первую очередь ориентирована на раскрытие политических устоев общества и государства, она имеет ярко выраженное политическое содержание и оказывает прямое или косвенное влияние на всю политическую систему страны. Таким образом, это самый главный правовой документ, выступающий в качестве первоосновы для прочих нормативных правовых актов. Формирование Конституции – не простое занятие и требует серьезного подхода со стороны компетентных специалистов. Конституции (Уставы) являются кодифицированными  (т. е. конституции, представляющие собой единый нормативно-правовой акт – основной закон), что отличает их от обычных законов. Они могут оформляться также и в форме закона, но обязательно содержат преамбулу (торжественная часть, не имеющая юридической силы, носит важное морально-политическое и идеологическое значение), основную часть (состоящей из разделов или глав). Структура «основного закона» такова, что в ней, во-первых, более частные положения следуют за более общими; во-вторых, менее значимые за более значимыми.
В основе обобщения конституционных норм в определенные общие комплексы (разделы, главы) должен лежать принцип единства предмета регулирования. Взаимосвязь норм внутри раздела или главы: принцип первичности и производности норм друг от друга, взаимосвязи. 
Конституция может содержать заключительные и переходные положения, регулирующие, как в действующей Конституции РФ, порядок вступления ее в силу и действие прежних правовых актов. Довольно часто Конституцию сопровождают положения, например, договоры или декларации, включавшиеся в Конституции своих времен.

Информация о работе Конституционное право