Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:23, практическая работа

Краткое описание

Общественные отношения, возникшие в связи с регулированием и закреплением:
1) основы конституционного строя (суверенитет народа и формы его осуществления; принцип разделения властей, идеологического и политического плюрализма, верховенство федеральной конституции, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федеративного, социального, светского, правового характера государства).
2) взаимоотношений между государством и личностью: правовой статус российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

Файлы: 1 файл

ПРАК ЗАДАНИЕ.doc

— 461.00 Кб (Скачать)

Представление о кандидатуре может быть повторно внесено Президентом не позднее семи дней со дня истечения срока принятия соответствующего решения законодательным органом субъекта Российской Федерации или не позднее семи дней со дня отклонения кандидатуры, первоначально внесенной Президентом.

В случае, если после повторного внесения Президентом Российской Федерации представления о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации законодательный  орган субъекта Российской Федерации не принял решение о наделении представленной кандидатуры полномочиями либо отклонил указанную кандидатуру, Президент вправе принять решение о роспуске законодательного  органа субъекта Российской Федерации.

 

 

2. Законодательное собрание Чукотского автономного округа обрати­лось в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о про­верке соответствия Конституции РФ отдельных положений Федераль­ного закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающих распределение половины мест в Государственной Думе между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорцио­нально количеству голосов, поданных за каждый список.

По мнению заявителя, Конституцией РФ установлено, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государствен­ной власти. Конституцией РФ не предусмотрено право юридических лиц на выдвижение кандидатов. Поэтому, по мнению собрания, избра­ние депутатов Государственной Думы по федеральным спискам канди­датов в депутаты, выдвинутых общественными объединениями и партиями (как юридическими лицами), нарушает конституционные избира­тельные права граждан Российской Федерации.

Какое решение должен принять Конституционный Суд РФ?

Становились ли подобные вопросы, в том числе о правах юридиче­ских лиц, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ ранее?

Отвечая  на вопрос задачи нужно обратиться к Определению Конституционного суда РФ от 20.11.1995 № 77-О « Об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и запроса Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона от 21 июня 1995 г «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Постановлению Конституционного Суда РФ от 17 ноября 1998г. № 26-П « По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».    Регламентация избирательных процедур, как свидетельствует мировой и отечественный опыт, различные решения, причем определяются они, как правило, не в текстах конституций, а законодательным путем. От законодательного органа зависит, будет ли избирательная система мажоритарной, пропорциональной или смешанной, будет ли введен определенный процент голосов избирателей, который необходимо собрать в поддержку списка избирательного объединения, с тем чтобы оно имело право участвовать в распределении  депутатских мандатов, как будет определятся допустимое отклонение численности избирателей в избирательном округе от единой нормы представительства.

Выбор  того или иного варианта и его  закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических  условий и является вопросом политической целесообразности. Этот выбор осуществляет представительный орган – Федеральной Собрание Российской Федерации- в соответствии с правилами законодательной процедуры. В соответствии с конституционными принципом  разделения властей Конституционный Суд РФ не в праве подменять законодателя. Согласно Федеральному конституционному закону   «О Конституционном Суде Российской Федерации» он решает исключительно вопросы права (ст.3) и должен воздерживаться от рассмотрения дел, в которых, по сути преобладают аспекты политической целесообразности.

Таким образом Федеральный закон от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не противоречит нормам Конституции РФ.

 

Тема №16. Общая характеристика органов государственной власти

 

1.

Органы государственной власти

Их характерные черты

Порядок формирования

Президент РФ

Является главой государства, выступает в качестве гаранта конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти

 

Президент РФ избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании

Органы законодательной власти

 

 

 

 

Составляют систему представительных органов государственной власти Российской Федерации, принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией

Все органы законодательной власти являются выборными, т.е. формируются путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

федеральные:

 

Федеральное Собрание РФ

в составе двух палат

Государственной Думы

 

 

 

 

 

 

Совета Федерации

 

Осуществление общефедерального законодательства, принятие законов

общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации

представляет народ в целом и  играет роль "нижней палаты"

 

 

 

 

 

Представляет интересы субъектов и играет роль "верхней палаты"

 

 

 

 

 

Состоит из 450 депутатов, избирается сроком на 5 лет. Выборы проводятся по смешенной мажоритарно-пропорциональной  системе. 225 депутатов избираются от округов, 225 депутатов избираются по партийным спискам

Входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов. Является постоянно действующим органом.

Член Совета Федерации (представитель законодательного органа субъекта) избираются законодательным органом власти субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа назначается высшим должностным лицом субъекта

региональные:

 

Законодательные представительные органы субъектов Федерации (парламенты, государственные советы, государственные собрания, краевые, областные, думы и т.д.)

Осуществление регионального законодательства, принятие законов, действующих в пределах соответствующего субъекта Федерации: принятие конституции (устава) субъекта, утверждение бюджета, решение других вопросов собственной компетенции.

 

Срок не может превышать 5 лет, данные органы избираются, как правило, по мажоритарной системе относительного большинства.

Органы исполнительной власти

Осуществляют особый вид государственной деятельности, имеющей  исполнительный и распорядительный характер, исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение.

 

деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти.

 

федеральные:

Правительство РФ

 

орган государственной власти, который занимает особое место в системе и взаимодействует с другими органами государственной власти (Президентом, Федеральным Собранием, судами)

Образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства - заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Федеральные министерства, государственные комитеты и другие ведомства

Являются органами специальной компетенции, ведающими отдельными отраслями или сферами исполнительной власти

Создание данных органов, их реорганизация осуществляется Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

региональные: президенты и главы администраций субъектов, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства

Региональные органы исполнительной власти, их полномочия закреплены в конституциях республик и уставах др. субъектов РФ.

Высшее должностное лицо субъекта избирается законодательным органом власти субъекта из кандидатур, предложенных Президентом РФ.

Органы судебной власти

осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства

 

федеральные:

Конституционный Суд РФ,

 

 

 

 

 

Верховный Суд РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высший Арбитражный Суд РФ,

 

 

 

 

 

 

 

 

другие федеральные суды

 

Является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства

 

 

Является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики

 

 

 

Является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.

 

 

Состоит из 19 судей, назначаемых  Советом Федерации по представлению Президента РФ.

 

 

 

 

Президиум Верховного суда состоит из 12 судей,  избирается Советом Федерации по представлению президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного суда.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия  утверждаются Пленумом Верховного суда

Председатель избирается Советом Федерации по представлению Президента РФ, заместители назначаются Президентом РФ по представлению председателя

Региональные:

суды субъектов Российской Федерации

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.

 

Прокуратура РФ

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

 

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

 

 

2. Ответьте на вопросы:

1. Какова роль чиновника в правовом, демократическом государстве?

Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

В правовом государстве чиновники – это государственные служащие, реализующий решения исполнительной власти и выполняющий следующие функции по обслуживанию интересов гражданина:

       экономическая, выражающаяся в формировании и исполнении бюджета, определении стратегии экономического развития государст­ва, обеспечении равных условии для функционирования различных форм собственности, стимулировании предпринимательской деятель­ности и т.д.;

       социальная, выражающаяся в оказании социальных услуг чле­нам общества, социальном обеспечении граждан и т.д.;

       правоохранительная, призванная обеспечить охрану правопо­рядка и соблюдение законности;

  культурно-просветительская, направленная на подъем культур­ного и образовательного уровня граждан, создание условий их участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

       Чиновники являются элементами системы, претворяющей в жизнь государственную политику, которая опирается на следующие принципы: приоритетность прав и свобод человека; верховенство Конституции и закона; демократизм; социальная справедливость; взаимная ответственность государства и личности.

 

2. В письменном виде дайте характеристику понятиям «система» по смыслу ст.12 и 71 Конституции РФ и «структура» по смыслу ч. 1 ст. 112 Конституции РФ. Какие вопросы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти являются предметом законодательного регулирования, а какие относятся к компетенции Президента РФ? Какова по этому вопросу правовая позиция Конституционного Суда РФ?

Под  системой   органов   государственной   власти  Российской Федерации понимается  совокупность  взаимосвязанных и взаимодействующих  органов  законодательной, исполнительной и судебной  власти , наделенных государтвенно-властными полномочиями и осуществляющих в присущих им организационно-правовых формах функции единой  государственной  власти.

В систему органов государственной   власти  Российской Федерации входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти ее субъектов. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В ст. 112 идет речь о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Структура федеральных органов исполнительной власти  представляет собой нормативно-закрепленный и исчерпывающий перечень органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

 

Тема №17. Глава государства – Президент Российской Федерации

 

1. Изучив соответствующие статьи Конституции РФ, проанализируйте Конституционно-правовой статус Президента РФ. Какие плюсы и минусы Вы видите?

Плюсы: Сильная власть, сосредоточенная в одних руках, позволяет эффективно управлять государством в критических ситуациях: при  политических конфликтах, ЧС, экономических кризисах и т.д.

Минусы: Президент обладает чрезмерно сильной властью, позволяющей ему проводить радикальные реформы, а парламент ослаблен, и поэтому принцип разделения властей не реализован.

Невозможно управлять большой страной, когда власть реально сосредоточена в одних руках, при этом разрастается аппарат управления, его деятельность не эффективна, увеличивается коррупция в органах власти.

Объединение многих властных полномочий в одном институте порождает коллизии и напряженность во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти.

 

2. Как Вы думаете, почему ряд юристов полагают, что мы имеем дело с «суперпрезиденством» ?

В нашей стране, где Конституция была принята при активном участии Президента, закреплена его значительная личная власть, его самостоятельность, при незначительных ограничениях его деятельности полномочиями парламента. Статья 80 Конституции Российской Федерации определяет статус Президента как главы государства, здесь следует отметить, что, называясь главой государства, Президент может быть номинальной фигурой, но в России была избрана другая модель-«президентство с ощутимыми полномочиями» или так называемое «суперпрезидентство», что проявляется в следующих факторах:

       полномочия Президента производны от народа, Президент избирается народом непосредственно, в то время как в США выборы Президента проводятся коллегией выборщиков, а в ФРГ для избрания Президента созывается Федеральное Собрание;

       только Президент наделяется задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов Российской Федерации (ст.80, ст.85 Конституции РФ). Никакие другие органы подобными возможностями по отношению к Президенту не располагают;

       президент в целом независим от других органов государственной власти. Парламентские и судебные сдержки и противовесы в отношении президентской власти, а тем более контроль осуществляются в минимальных размерах. В сущности, можно говорить об отсутствии конституционной ответственности Президента, так, например, предусмотренный Конституцией институт отрешения Президента от должности на практике трудно осуществим.

       президент обладает большими возможностями по отношению к парламенту (послания Федеральному Собранию, внесение проектов законов, роспуск нижней палаты парламента - Государственной Думы и т.д.). Правительство вполне можно назвать правительством Президента.

Таким образом, Президент выделен за рамки концепции разделения властей, он находится над ними, олицетворяя собой саму государственную власть.

 

Тема №18. Федеральное Собрание Российской Федерации

 

1.

Государственная дума ее полномочия

Совет Федерации, его полномочия

Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее введенью:

     дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;

     решение вопроса о доверии Правительству;

     назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;

     назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

     назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

     объявление амнистии;

     выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности.

 

 

Совет Федерации принимает постановления по вопросам относящимся к его введенью:

     утверждение изменения границ между субъектами РФ;

     утверждение указа Президента о введении военного положения;

     утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения;

     решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;

     назначение выборов Президента РФ;

     отрешение Президента от должности;

     назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;

     назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

     назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Информация о работе Конституционное право