Конституционное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:23, практическая работа

Краткое описание

Общественные отношения, возникшие в связи с регулированием и закреплением:
1) основы конституционного строя (суверенитет народа и формы его осуществления; принцип разделения властей, идеологического и политического плюрализма, верховенство федеральной конституции, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федеративного, социального, светского, правового характера государства).
2) взаимоотношений между государством и личностью: правовой статус российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

Файлы: 1 файл

ПРАК ЗАДАНИЕ.doc

— 461.00 Кб (Скачать)

Можно ли обжаловать отказ в приеме заявления и если да, то по ка­ким основаниям?

Решение обжаловать можно. Заявление должны были в любом случае принять, а отказ возможен только при существенном нарушении требований.

С  заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, оформившие разрешение на временное проживание с последующим получением вида на жительство без соблюдения условий о пятилетнем сроке проживания, если указанные граждане и лица имеют одно из нижеследующих оснований: 1. Имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации….

Для упрощенного получение (оформления) гражданства РФ (России) иностранному гражданину потребуются: вид на жительство, паспорт состоящего в гражданстве РФ нетрудоспособного родителя,

А также документы, которые подтверждают: существование законного источника средств к существованию, владение русским языком, свидетельство о рождении заявителя, нетрудоспособность родителя, состоящего в гражданстве РФ, просьбу заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Заявление подается заявителем лично.

В упрощенном порядке все вопросы, связанные с принятием в Российское гражданство или с выходом из него, решаются соответствующим территориальным или федеральным органом исполнительной власти, который выполняет функции надзора и контроля миграции.

В упрощенном порядке заявления о получении Российского гражданства или о выходе из него рассматриваются в продолжение шести месяцев. Срок рассмотрения документов и заявления отсчитывается со дня их подачи. Заявление и пакет документов должны быть оформлены надлежащим образом.

Итоговое решение по вопросам гражданства России оформляется в письменной форме, при этом обязательно указываются основания принятия того или иного решения.

3.              Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное
разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ Приказа
МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в го­ловных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин - такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со стать­ей 55 Конституции возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот.

Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к граж­данству РФ и документа учета постоянного места жительства, преду­смотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные пра­вила Конституции не противоречат. Тем не менее, решение Верховного Суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в Приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в хиджабах, хотя, на­пример, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточ­ного основания считать, что конституционные права мусульманок на­рушены. Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях - нет?

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55) допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, но только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 10) документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Паспортно - регистрационная система едина для всей страны. Ее действие направлено на упорядочение передвижения как российских граждан, так и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, на укрепление государственной и общественной безопасности. Она играет важную роль в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также предупреждения и раскрытия преступлений. В основном требования паспортной системы относятся к тому, чтобы паспорт гражданина соответствовал действительной ситуации:

1.       фотография: по ней должна быть узнаваема личность гражданина (возраст, четкие черты лица).

2.       фамилия, имя, отчество – должен меняться с учетом изменений

3.       место жительства или место пребывания.

Регистрация по месту жительства и пребывания ограничивает право на свободу передвижения и выбор места жительства, что не является правомерным. Технически реализация большинства основных прав и свобод оказывается обусловленной наличием регистрации.

 

3. Имеют ли право иностранные граждане на доступ к государственной службе в Российской Федерации?

Иностранные граждане в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ст. 12 не могут быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право  быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Согласно ст. 14 этого федерального закона Иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

 

Тема № 11. Теория государственного устройства

 

1. Составьте сравнительную таблицу признаков федеративной и унитарной форм государственного устройства.

Признаки федеративного государственного устройства

Признаки унитарного государственного устройства

Территория федерации – на территории государственноподобных образований – субъекты федерации, последние, в свою очередь, – на местные территориальные единицы.

Территория унитарного государства, как правило, непосредственно делится на политико-административные и (или) административно-территориальные единицы

В федеративных государствах, наряду с федеральной конституцией, собственные основные законы имеют субъекты федерации

В унитарных государствах действует единственная конституция – конституция общенационального характера.

В федеративных государствах существует двухуровневая система законодательства и права: наряду с федеральными законами в каждом субъекте федерации действуют свои законы.

Унитарные государства, как правило, характеризуются единой правовой системой и системой законодательства

В федеративных – каждый субъект федерации обладает системой органов государственной власти, аналогичной системе федеральных органов.

В унитарных государствах органы государственной власти включают в себя только общенациональные парламент, правительство, главу государства, суды.

В федеративных, наряду с федеральным гражданством, имеется, как правило, гражданство субъектов федерации

В унитарных государствах существует только общенациональное гражданство

 

2. Опишите наилучшую (идеальную), по Вашему мнению, форму государственного устройства (в т. ч. ее конкретный вид) с позиции ин­тересов граждан государства.

По форме государственного устройства наилучшим является федерация.

В качестве её структурных составных частей – выступают субъекты Федерации. Все субъекты, независимо от их видов, должны быть равноправны как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Федеративное устройство государства должно быть основано на основании государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти государства и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов, проживающих в государстве. Разграничение предметов ведения и полномочий касается всех сфер деятельности государственных органов, но в первую очередь это относится к законодательной сфере. Согласно Конституции все предметы ведения и полномочия подразделяются на три основные группы: предметы ведения и полномочия, относящиеся только к Федерации и составляющие её исключительную компетенцию; предметы ведения и полномочия, относящиеся к совместному ведению РФ в целом и её субъектов; предметы ведения и полномочия, принадлежащие исключительно субъектам Федерации.

В сравнении с унитарным государством федеральное устройство обладает рядом преимуществ:

Установлены правовые гарантии сохранения языка, культуры, обычаев национальных групп.

Равномерное экономическое и социальное развитие всех частей государства

Способность эффективно решать политические и социально-экономические проблемы и кризисы на местах.

Но для лучшего устройства – необходимо рациональное распределение полномочий между центральной властью и субъектами с предоставлением им больших полномочий в вопросах, которые касаются интересов граждан, проживающих в том или ином субъекте Федерации.

 

Тема №12. Федеративное устройство России

 

1. Обозначьте особенности федеративного устройства России.

Конституционные основы национально-государственного устройства Российской Федерации установлены нормами гл. 1 Конституции РФ, которая не может быть изменена в обычном законодательном порядке, а требует для своего изменения фактически принятия новой Конституции. Такое положение направлено на недопустимость кардинального изменения всей системы федеративных отношений в России. Кроме того, основы конституционного строя распространяют суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию, включая все без исключения ее субъекты, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции. Всего в составе Российской Федерации 83 самостоятельных субъектов, построенных как по национальному, так и по территориальному принципам. Это означает, что в Российской Федерации принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая тем самым государственную целостность Российской Федерации как единого, самостоятельного государства. Очень важно, что текстом основного закона РФ закреплен поименный состав субъектов Федерации, что означает, что любое изменение общего состава субъектов Федерации требует, как минимум, внесения изменений в саму Конституцию.

Государственная целостность РФ означает отсутствие права выхода субъектов из состава Федерации (т.е. реализации права сецессии). Поскольку субъекты Федерации входят в состав единого государства с территорией, включающей территории всех субъектов, то любое отделение части этой территории будет неизбежно означать нарушение целостности государства. Как правило, современные федеративные государства не предусматривают в своих основных законах права субъектов на выход из состава Федерации.

Отсутствие принципа добровольного выхода субъектов Российской Федерации из состава единого целостного государства не противоречит принципам демократического общества и вполне соответствует общемировым тенденциям развития федерализма. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации допускает принятие в состав единого государства и образование в нем нового субъекта на основе федерального конституционного закона.

Информация о работе Конституционное право