Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:23, практическая работа
Общественные отношения, возникшие в связи с регулированием и закреплением:
1) основы конституционного строя (суверенитет народа и формы его осуществления; принцип разделения властей, идеологического и политического плюрализма, верховенство федеральной конституции, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; федеративного, социального, светского, правового характера государства).
2) взаимоотношений между государством и личностью: правовой статус российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.
Какое решение должно быть принято по представлению прокурора?
Отказ в рассмотрении, так как учитывая ст. 71 Конституции РФ.
Ст. 71 Конституции РФ: Конституция РФ 1993 г., в отличие от предшествующих, право принятия не относит к компетенции какого-либо органа государственной власти. Она лишь устанавливает, что принятие Конституции РФ составляет предмет исключительной компетенции РФ. При этом согласно п. а ч. 1 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6.10.1999 г. №184-ФЗ Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему. Следовательно, такие документы могут иметь форму законов.
Тема 3. Конституционно-правовая ответственность
1. Возможные варианты конституционно-правовой ответственности граждан РФ, органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституционно-правовое законодательство предусматривает такую меру конституционно-правовой ответственности, как ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан, которые применяются в связи с отдельными противоправными действиями граждан. Так, согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 32) не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Эта санкция является временным ограничением со стороны государства некоторых правомочий граждан Российской Федерации.
Важной мерой конституционно-правовой ответственности является досрочное прекращение деятельности различных государственных органов и должностных лиц. Так, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 117) Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает возможность отрешения от должности Президента РФ на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключении Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93).
В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 129) Генеральный прокурор РФ может быть освобожден от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Согласно Закону РФ «О статусе судей Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (ст. 14) полномочия судьи могут быть прекращены, в частности, в случае занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей.
Досрочное прекращение деятельности государственных органов и должностных лиц возникает как следствие их неправомерных действий, нарушений правовых обязанностей со стороны виновных субъектов. Эти меры применяются с целью обеспечения определенного поведения соответствующего органа в целом или отдельного должностного лица и являются по своей сути принуждением.
2. Возможно ли применение меры конституционно-правовой ответственности субъекта, который невиновен?
В конституционном праве вина служит необходимым субъективным основанием. Но само содержание вины в конституционно-правовых нарушениях обладает определенной спецификой. Вину субъектов конституционного права нельзя рассматривать только через категории ее психологических форм (умысел и неосторожность). Субъекты конституционного права могут нести ответственность и за нецелесообразность избранного ими поведения, и за неудачный стиль руководства, т.е. за недобросовестное, недолжное отношение к реализации своего статуса. Однако это совсем не предполагает возможность отсутствия вины. Конечно, специфической чертой конституционно-правовой ответственности является то, что она наступает как за правонарушения, так и при их отсутствии. Однако другая специфическая черта этой ответственности состоит в том, что она предполагает наличие вины и в условиях, когда формально какие-либо правонарушения отсутствуют.
Как поступить с обвинением при ответственности коллективного субъекта?
При признании вины коллективного субъекта конституционного права, конституционно-правовая ответственность возлагается именно на этот коллективный субъект, а не на отдельных членов коллектива или руководителей, которые при этом могут параллельно нести личную ответственность за свои собственные противоправные и виновные деяния, связанные с виной коллективного субъекта.
Вместе с тем действующее законодательство предусматривает случаи, когда за противоправные и виновные деяния своих работников, осуществляемые ими в пределах их служебных обязанностей, ответственность несут коллективные субъекты, отвечая за них как за собственные деяния. Например, согласно Конституции РФ (ст. 53) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Это отнюдь не означает переложения ответственности члена коллектива на этот коллектив. В этих случаях ответственность несут оба субъекта конституционного права: как член коллектива, так и коллектив.
Тема №4. Понятие конституционного строя РФ
1. Логическая схема «Принципы конституционного строя».
Принципы основ организации жизни государственной власти государства гражданского общества | Принципы основ взаимоотношений |
народовластие идеологическое и политическое | признание прав и свобод человека – высшей ценностью |
федерализм, многообразие (плюрализм)
| первостепенная обязанность государства – защита и соблюдение прав человека и гражданина |
разделение властей светский характер государства |
|
верховенство права |
|
свобода экономической деятельности |
|
государственный суверенитет |
|
многообразие и равноправие различных |
|
вхождение в мировое сообщество как его часть | социальный характер государства |
2. Несколько известных предпринимателей обратилось с предложением к Президенту РФ назначить всероссийский референдум по вопросу об изменении системы федеральных налогов и сборов, мотивируя тем, что действующие налоги и сборы тормозят развитие экономики России. Оцените данное предложение с точки зрения ф.к.з. «О референдуме в Российской Федерации».
Согласно ф.к.з. «О референдуме в Российской Федерации» на референдум не могут выноситься вопросы: отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (подп.10, п.5, ст. 6). Статья 71 пункт З Конституции РФ относит федеральные налоги и сборы к исключительному ведению Российской Федерации. Соответственно данное предложение о проведении референдума по заданному вопросу не состоятельно.
Тема № 10. Гражданство Российской Федерации
1. Понятие и принципы гражданства
Конституционные принципы гражданства | Основания приобретения гражданства | Основания прекращения гражданства |
Принцип единого гражданства | Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"Приобретение гражданства Российской Федерации по рождению 1. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка); б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка); в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство. 2. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. | Выход из гражданства Российской Федерации 1. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона. 2. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона. 3. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
|
Принцип равного гражданства | Гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
| Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора. |
проживание гражданина Российской Федерации за пределами Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации | Восстановление в гражданстве Российской Федерации Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет. |
|
гражданин не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его | Выбор гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации. |
|
гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы России или выдан иностранному государству; |
| Принудительная высылка граждан России за ее пределы по воле государства запрещена, однако в отношении иностранных граждан предусмотрена депортация в тех случаях, когда ими нарушены сроки пребывания или проживания в РФ
|
Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации | лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке | Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
|
2. Задачи.
1. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству содержащуюся в постановлении законодательного органа власти субъекта Российской Федерации норму, предусматривающую во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является документом, подтверждающим гражданство России. Вопросы гражданства в Российской Федерации согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ находятся в ведении Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.
Представитель законодательного собрания в судебном заседании заявил, что возможность указания по желанию гражданина во вкладыше к паспорту своей национальной принадлежности является мерой обеспечения конституционного права граждан этого субъекта Российской Федерации.
Какое решение должен принять суд?
В части 1 статьи 26 Конституции РФ говорится: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».
Национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина, поэтому указание в паспорте сведений о национальности не может быть обязательным требованием к содержанию данного документа, но это не лишает граждан возможности определять и указывать свою национальность. Гражданство России является единым и не зависит от оснований его приобретения. Национальность в России не может служить причиной ни для расширения, ни для ограничения прав гражданина. Поэтому законодательный орган власти субъекта Российской Федерации имел право ввести норму, предусматривающую во вкладыше к паспорту нового образца указание на принадлежность гражданина к какой-нибудь национальности. Это не противоречит основному закону страны – Конституции.
2. Иностранная гражданка В., имеющая нетрудоспособную мать - гражданку РФ и проживавшая в течение 2,5 лет на территории Санкт-Петербурга, 18 августа 2002 года обратилась в паспортно-визовую службу с заявлением о приеме её в гражданство РФ в упрощенном порядке. Ей было отказано в приеме заявления на том основании, что она должна обратиться в паспортный стол по месту жительства её родителей и не ранее истечения 4-х летнего срока проживания в РФ, поскольку срок постоянного проживания может сокращаться органами внутренних дел максимум на 1 год.